Практические занятия (семинары)

1) по очной форме

№ занятия № раздела Тема Кол-во часов
1 семестр
    Социологическая парадигма обществознания. Объект и предмет социологии. Вопросы: 1. Социологическая парадигма обществознания, ее сущность, история возникновения и обоснования. 2. Объект и предмет социологии. Изменение (развитие) представлений о предмете и задачах социологии в процессе ее институционализации. 3. Русские социологи XIX – начала XX вв. о предмете, характере и назначении социологии. 4. Трактовка социологической науки в советском обществознании. 5. Современные точки зрения на предмет и задачи социологии. 2 ч.
    Категориально-понятийный аппарат социологии. Вопросы: 1. Понятие как элемент науки. Понятия и термины, понятия и категории науки. 2. Понятия и категории социологии, их особенности и система. 3. Развитие (самосовершенствование) понятийно-категориальной системы социологии в процессе ее исторического развития. 2 ч.
    Исследовательские средства социологии. Вопросы: 1. Понятие научного метода. Методология науки. 2. Проблема научного метода в социологии. 3. Методология социологии и ее уровни. 4. Методы конкретно-социологических исследований: а) опрос; б) наблюдение; в) эксперимент; г) анализ документов; д) социометрия. 5. Методы анализа данных СИ. 6. Программа социологического исследования. 7. Определение целей и задач социологического исследования. Предмет и объект исследования. 8. Выборка в социологическом исследовании, ее виды. 9. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных. Написание отчета. 1 ч.
    СИ: программа и этапы, процедуры и стратегии, обработка и анализ данных. Вопросы: 1. Программа социологического исследования. 2. Определение целей и задач социологического исследования. Предмет и объект исследования. 3. Выборка в социологическом исследовании, ее виды. 4. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных. Написание отчета. 1 ч.
    Природа социологического знания, его источники, верификация и границы. Вопросы: 1. Социологическое знание: общее и особенное. 2. Проблема достоверности и надежности социологического знания. 3. Гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания. 2 ч.
    Внутреннее многообразие социологии. Вопросы: 1. Социология как внутренне дифференцированная, многоплановая научная дисциплина. 2. Теоретический и эмпирический уровень социологии. 3. Взаимодействие и взаимообусловленность теоретической и эмпирической социологии. 4. Теории среднего уровня: обоснование идеи и опыт разработки. 5. Социология как комплекс частносоциологических (отраслевых социологических) теорий. 6. Макро- и микросоциология, их единство и взаимодополняемость. 7. Фундаментальная и прикладная социология, их особенности и задачи. 2 ч.
    Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли. Вопросы: 1. Мультипарадигмальный, плюралистический характер социологии. 2. Родовые парадигмы социологии (позитивизм, эмпиризм, сциентизм) и их антиподы. 3. Детерминистские парадигмы и направления в социологии. 4. Марксистская социология и ее экономико-детерминистская парадигма. 5. Классификация современных парадигм социологической интерпретации общества. 6. Структуралистские (фуктуалистические) парадигмы и направления в мировой социологической мысли. 7. Интерпретивные (дефиницистские) парадигмы социологии. 8. Бихевнористская парадигма в социологической мысли. 2 ч.
    Социология и другие науки. Вопросы: 1. Социология и философия. 2. Социология и историческая наука. 3. Социология и частные социальные (общественные) дисциплины. 4. Социология и естествознание. 2 ч.
    Социология и жизнь общества. Функции социологии. Вопросы: 1. Социальная практика как фактор развития и цель социологической науки. 2. Функции социологии: теоретико-познавательная, практическая (прикладная), методологическая, просветительная. 3. Критическая, профилактическая, идейно-воспитательная и др. гипотетические функции социологии. 4. Социология и идеология. Процесс деидеологизации социологии: опыт развития социологической науки в России. 2 ч.
    Социология как учебная дисциплина. Социологическое мышление. Вопросы: 1. Социология как учебная дисциплина. Формирование социологического мышления. 2. Общая (общенаучная) характеристика социологического мышления. 3. Специальная (предметная) характеристика социологического мышления. 4. Социологическое мышление и язык социологии. 5. Социологическое мышление в структуре ментальности современного человека. 1 ч.
2 семестр
    Социальное. Социальная жизнь, ее базисные элементы. Вопросы: 1. Социальное, его место и роль в категориальной системе социологии. Понятие социальной жизни общества. 2. Социальное и природное, их соотношение и взаимодействие. Базисные элементы социальной жизни. 3. Социальные действия. 4. Социальные связи. 5. Социальные институты. 6. Социальные общности. 7. Социальные организации. 3 ч.
    Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система. Вопросы: 1. Понятие общества. Признаки общества как особой разновидности социальной общности. 2. Общество как система, его социальный и социетальный аспекты. 3. Типы общества. 4. Изменение (развитие) общества. 2 ч.
    Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии. Вопросы: 1. Социальная структура общества как социологический термин; его смысловая многозначность. 2. Современные концептуально-парадигмальные трактовка социальной структуры общества. 3. Объективное и субьективное в понятии «социальная структура общества». Вопрос о наблюдаемости (ненаблюдаемости) социальной структуры. 2 ч.
    Личность. Социализация индивида. Вопросы: 1. Понятие личности в социологии; многообразие его трактовок. 2. Структура и ядро личности. 3. Личность как продукт социализации индивида. 4. Автономность личности. Личность как субъект общественных отношений. 5. Социальные типы личности. 2 ч.
    Культура. Социокультурная динамика. Вопросы: 1. Культура как социальное явление и объект познания. Определение культуры в современной социологической науке. 2. Целостный, системный характер культуры; ее внутренняя многоплановость и полиструктурность. 3. Социокультурная динамика. 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы. 5. Российская культура: традиции и современность. 2 ч.
    Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль. Вопросы: 1. Понятие девиации. Биологические, психологические и социокультурные объяснения причин девиантного поведения. 2. Типы девиации. 3. Социальный контроль. 4. Негативные девиации и социальный контроль в современном российском обществе. 2 ч.
    Неравенство в обществе. Социальная стратификация и социальная мобильность. Вопросы: 1. Неравенство в обществе. Точки зрения на его сущность и причины. 2. Социальная стратификация как проявление неравенства людей в обществе. 3. Социальная мобильность и ее виды. 4. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе. 2 ч.
    Семья и брак, их место и функции в обществе. Вопросы: 1. Понятие семьи и его определение. 2. Функции семьи в обществе. 3. Исторические, социокультурные и структурные типы семейно-брачных отношений. 4. Семья в современном российском обществе. 2 ч.
3 семестр
    Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Вопросы: 1. Понятие этноса и этнической общности. Нация как современный тип этнической общности. 2. Национально-этническое неравенство и стратификация. Межнациональные конфликты. 3. Взаимоотношение наций в России на современном этапе. Русский этнос в постсоветском обществе. 6 ч.
    Поселенческие общности. Социология города. Вопросы: 1. Поселенческая общность как понятие и разновидность социальной общности, ее определение. 2. Виды поселенческих общностей. Город как доминирующая в современном мире разновидность поселенческой общности. 3. Урбанизация общества. Урбанизм и антиурбанизм как общественно-теоретические, социологические направления. 4. Процесс урбанизации в России: история и современность. 4 ч.
    Социальный процесс и изменения в обществе: классические и новые теории. Вопросы: 1. Социальные изменения, их всеобщий характер. 2. Теории социальных изменений. 3. Социальные изменения в современном обществе, их субьекты, направленность и инновационный характер. 6 ч.
    Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы. Вопросы: 1. Понятие коллективного поведения, его различные теоретико-социологические трактовки. 2. Массовое поведение. 3. Толпа. Поведение толпы. 6 ч.
    Социальные движения: сущность, типы, жизненный цикл. Вопросы: 1. Социальные движения, их сущность и типы. 2. Жизненный цикл социального движения. 3. Лидерство в социальном движении. Типы лидеров. 6 ч.
    Управление социальными процессами. Вопросы: 1. Понятие управления. Управление в обществе. 2. Теории управления социальными процессами. 3. Инструменты социального управления: формальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование. 6 ч.

2) по заочной форме

№ занятия № раздела Тема Кол-во часов
1 семестр
    Категориально-понятийный аппарат социологии. Вопросы: 1. Понятие как элемент науки. Понятия и термины, понятия и категории науки. 2. Понятия и категории социологии, их особенности и система. 3. Развитие (самосовершенствование) понятийно-категориальной системы социологии в процессе ее исторического развития. 2 ч.
    Внутреннее многообразие социологии. Вопросы: 1. Социология как внутренне дифференцированная, многоплановая научная дисциплина. 2. Теоретический и эмпирический уровень социологии. 3. Взаимодействие и взаимообусловленность теоретической и эмпирической социологии. 4. Теории среднего уровня: обоснование идеи и опыт разработки. 5. Социология как комплекс частносоциологических (отраслевых социологических) теорий. 6. Макро- и микросоциология, их единство и взаимодополняемость. 7. Фундаментальная и прикладная социология, их особенности и задачи. 2 ч.
    Социология и жизнь общества. Функции социологии. Вопросы: 1. Социальная практика как фактор развития и цель социологической науки. 2. Функции социологии: теоретико-познавательная, практическая (прикладная), методологическая, просветительная. 3. Критическая, профилактическая, идейно-воспитательная и др. гипотетические функции социологии. 4. Социология и идеология. Процесс деидеологизации социологии: опыт развития социологической науки в России. 2 ч.
2 семестр
    Социальное. Социальная жизнь, ее базисные элементы. Вопросы: 1. Социальное, его место и роль в категориальной системе социологии. Понятие социальной жизни общества. 2. Социальное и природное, их соотношение и взаимодействие. Базисные элементы социальной жизни. 3. Социальные действия. 4. Социальные связи. 5. Социальные институты. 6. Социальные общности. 7. Социальные организации. 2 ч.
    Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система. Вопросы: 1. Понятие общества. Признаки общества как особой разновидности социальной общности. 2. Общество как система, его социальный и социетальный аспекты. 3. Типы общества. 4. Изменение (развитие) общества. 2 ч.
3 семестр
    Поселенческие общности. Социология города. Вопросы: 5. Поселенческая общность как понятие и разновидность социальной общности, ее определение. 6. Виды поселенческих общностей. Город как доминирующая в современном мире разновидность поселенческой общности. 7. Урбанизация общества. Урбанизм и антиурбанизм как общественно-теоретические, социологические направления. 8. Процесс урбанизации в России: история и современность. 2 ч.
    Социальный процесс и изменения в обществе: классические и новые теории. Вопросы: 4. Социальные изменения, их всеобщий характер. 5. Теории социальных изменений. 6. Социальные изменения в современном обществе, их субьекты, направленность и инновационный характер. 2 ч.
    Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы. Вопросы: 4. Понятие коллективного поведения, его различные теоретико-социологические трактовки. 5. Массовое поведение. 6. Толпа. Поведение толпы. 2 ч.
    Социальные движения: сущность, типы, жизненный цикл. Вопросы: 4. Социальные движения, их сущность и типы. 5. Жизненный цикл социального движения. 6. Лидерство в социальном движении. Типы лидеров. 2 ч.
    Управление социальными процессами. Вопросы: 4. Понятие управления. Управление в обществе. 5. Теории управления социальными процессами. 6. Инструменты социального управления: формальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование. 2 ч.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: