Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С6.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х го дов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют* среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

С3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

С5. Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.


Ключи Вариант 10

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ  
А1   А11    
А2   А12    
A3   А13    
А4   А14    
А5   А15   .
А6   А16    
А7   А17    
А8   А18    
А9   А19    
А10   А20    

Часть 2

№ задания Ответ
В1  
В2  
В3  
В4  

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части; 1) критерии классового деления; 2) классовый состав современного западного общества: а) высший класс; б) средний класс; в) рабочий класс; г) низший класс; 3) стираются ли классовые различия. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.  
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным  
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В правильном ответе должны быть указаны следующие составляющие богатства: 1) недвижимость; 2) сбережения; 3) акции.  
Указаны три составляющие  
Указаны две составляющие  
Указана одна составляющая, ИЛИ ответ неверный  
Максимальный балл  

С3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть названы следующие грунпы: 1) представители мелкого бизнеса; 2) представители среднего бизнеса; 3) специалисты высокого уровня; 4) служащие.  
Названы любые три группы  
Названы любые две группы  
Названа любая одна группа, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указаны другие показатели социального положения человека, например: профессия; образование; престиж; образ жизни; власть; 2) приведен пример представителей двух профессиональных групп, близких по доходам, но различных по другим показателям: - рабочие в нефтегазовой области и банковские служащие; - владельцы предприятии и управляющие в крупных компаниях. Может быть приведен другой пример.  
Правильно указаны два показателя, корректно приведен пример  
Правильно указан один показатель, приведен пример  
Правильно указан один показатель, ИЛИ приведен пример  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С5. Михаил Н. трудится наладчиком станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы многих служащих этого предприятия. Можно ли от нести его, с точки зрения автора приведенного текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) отрицательный ответ на постав ленный вопрос; 2) фрагмент текста: «Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом».  
Дан отрицательный ответ, приведен фрагмент текста  
Дан отрицательный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным выводом; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: В случае согласия может быть указано, что - уровень жизни рабочего класса в экономически развитых странах в XX столетии существенно возрос; - наблюдается тенденция к более равномерному распределению богатства: об этом говорят приведенные 8 тексте данные о росте числа владельцев акции В случае несогласия с приведенным выводом может быть указано, что - разрыв в доходах и богатстве высших и низших классов остается очень большим; - преимущественный доступ к власти и управлению попрежнему имеют представители высших классов. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).  
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: