Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».
|
|
По материалам энциклопедии для школьников
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
|
|
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.
С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.
Ключи Вариант 4
Часть 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | А11 | ||
А2 | А12 | ||
АЗ | А13 | ||
А4 | А14 | ||
А5 | А15 | ||
А6 | А16 | ||
А7 | А17 | ||
А8 | А18 | ||
А9 | А19 | ||
А10 | А20 |
Часть 2
№ задания | Ответ |
В1 | |
В2 | |
ВЗ | |
В4 |
Часть 3
С1. Выделите основные смысловые части текста/Озаглавьте каждую из них
(составьте план текста). Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) что такое культура; 2) два подхода к окружающему миру. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | |
Ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены следующие фразы: 1) «культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам»; 2) «культура всегда развертывается и существует только на основе природы»; 3) «если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры; 4) «в состав культуры входит и отношение человека к природе». | |
Приведены две фразы | |
Приведена одна фраза | |
Ответ неверный | |
Максимальный балл |
С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например: 1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии; 2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы. Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Названы два подхода, объяснена сущность каждого подхода | |
Названы один-два подхода, объяснена сущность одного любого подхода. | |
Названы два подхода без объяснений, ИЛИ приведены объяснения без указания подходов, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам». Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Фраза текста может быть проиллюстрирована такими примерами: 1) к материальной культуре относятся здания, сооружения, то есть постройки, которых нет в естественной среде; 2) общество искусственно выработало нормы, регулирующие деятельность людей; эти нормы зачастую противоречат природным инстинктам человека; 3) язык, искусство, наука не существуют сами по себе в природной среде, но были созданы обществом в процессе преобразования природной среды. Фраза текста может быть проиллюстрирована другими примерами. | |
Фраза текста проиллюстрирована тремя примерами | |
Фраза текста проиллюстрирована двумя примерами | |
Фраза текста проиллюстрирована одним примером | |
Ответ неверный | |
Максимальный балл |
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста. Ответ:
|
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос, например: рассказ Г. Фехнера соответствует мифопоэтическому подходу; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. 2) приведен фрагмент текста: «...я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой». | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста | |
Дан правильный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста | |
Ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе могут быть приведены, например, такие объяснения: 1) человек, обладающий высокой внутренней культурой, способен воспринимать красоту природы, осознавать ее неутилитарное значение в жизни общества; 2) человек, обладающий высокой внутренней культурой, не причинит вреда природе; Он способен соизмерять свои действия с возможным ущербом природной среде. Могут быть приведены другие объяснения. | |
Приведены два объяснения | |
Приведено одно объяснение | |
Ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
|
|