Ты был подобен молниям и тучам

Варианты сочинений по 5 блокам

Блок: Лермонтов.

Сочинения:

О, Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям…

1. Анализ стих. Лермонтова «Смерть поэта»

28 января 1837 года. По городу разнеслась страшная весть о смерти Пушкина. Неслыханное число людей прощаются с поэтом…

В тот момент М.Лермонтов написал первые пятьдесят шесть строк стихотворения «Смерть поэта». Стихи тогда еще не совсем известного поэта распространялись в десятках и сотнях списков! Они потрясли современников. Кого – то удивили, кого –то и напугали... Сразу же поражает эпиграф:

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу...

Такие слова были восприняты как величайшая дерзость. Корнет лейб-гусарского полка вмешивается в дела царя! Это было вопиющим нарушением установленного порядка! Эпиграф содержит не только призыв наказать убийцу (не дуэлянта!), но говорит читателю об огромном историческом масштабе преступления! Эпиграф согласуется с эпилогом.. Первая строка: «Погиб поэт! — невольник чести», — содержит цитату из пушкинской поэмы «Кавказский пленник» («Невольник чести»), затрагивает основные особенности характера Пушкина. Самоуважение, уверенность в том, что «первая наука чтить самого себя» — об этом качестве Лермонтов отчетливо сказал сразу. Клеветники, враги Пушкина, посягали на его человеческое достоинство, допустили грубое вмешательство в личную жизнь («Пал, оклеветанный молвой»).

И снова цитата из Пушкина: «Поникнув гордой головой». Это сказано о поэте, который «не клонит гордой головы» (стихотворение Пушкина «Поэт»). Повторена и пушкинская рифма: молва — голова. Обращение к пушкинским строкам проходит через все стихотворение «Смерть поэта», но их повторение включено в иной контекст, приобретает самостоятельное значение. Ряд строк восходит к политической лирике Пушкина, прежде всего к стихотворению, посвященному гибели поэта, — «Андрею Шенье». И эта связь не только в отдельных интонациях и строках («Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный»), но и в отборе слов, в лексике: «светоч», «свобода», «гений», «слава», «палачи». Все эти слова мы найдем в пушкинском «Андрее Шенье».

Стихотворение «Смерть поэта» разделено на две части. В первой рассказывается непосредственно о трагедии, произошедшей зимой 1837 года, а вторая часть является обращением к убийцам гения, своеобразным проклятием, которое посылает всему высшему обществу Лермонтов. Стихотворение показывает всю боль и отчаяние автора, является прямым обвинением всего общества, которое не ценило и унижало Пушкина при жизни, а после его смерти изображало вселенскую скорбь. Светское общество не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить поэта, это было своеобразной забавой. В 34 года Александру Сергеевичу было присвоено звание камер-юнкера, которого удостаиваются 16-летние юноши! Это отравляло сердце великого гения…

Во второй части произведения Лермонтов обращается к золотой молодежи, которая и погубила Пушкина. Он уверен, что они будут наказаны, если не на земле, то на небе. Лермонтов знает, что гений погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества.

В заключительной части стихотворения снова звучит строка, возвращающая к политической лирике Пушкина: «Таитесь вы под сению закона» — это переосмысление строк из оды «Вольность». У Лермонтова под «сенью закона» лицемерно таятся антинародные силы — «свободы, гения и славы палачи»…

Какое мужество, уверенность в себе надо было иметь, чтобы написать такое стихотворение – обвинение! Мне кажется, что под силу это только человеку, которому очень дорого было имя «Пушкин»! С момента написания стихотворения враги Пушкина становятся врагами Лермонтова. И первый среди них — император, начертавший резолюцию на письме шефа жандармов Бенкендорфа по поводу «Смерти поэта»: «Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он».

2. Сочинение. Мое любимое стих. М.Лермонтова.

Я правды ничем не нарушу,
Сказав, что под стать колдуну,
Он с детства берёт вашу душу
И держит до смерти в плену.

(Александр Сазонов)

В минуту жизни трудную….

В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. Одним из таких стихотворений является «Молитва». Мы знакомились с ним еще в средних классах, но до сих пор помню слова: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть…» В чем такая притягательная сила этого стихотворения? Почему так надолго оно остается в памяти? Подкупающе просты слова, реалистичны (действительно, вспоминаем о Боге, когда в отчаянье, когда беда!). Строчки легко звучат!

Стихотворение написано ямбом. Это делает поэтическое произведение более стройным, четким. Всего три строфы, три предложения. В первой строфе говорится о том, когда, в каком случае человек обращается к молитве. Вторая дает объяснение, почему именно к молитве (созвучью слов живых…). И третья строфа – результат обращения к молитве!

Создается ощущение, что и само-то произведение звучит как молитва!

В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Действительно, настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении есть такой синтаксический прием, как повтор союза, позволяющий глубже проникнуть в суть произведения:

И верится, и плачется. И так легко, легко…

Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых». Благодаря олицетворению безликие слова превращаются в живой голос страждущей души. Лирический герой одинок, и его избавляет от бремени и сомнений именно молитва. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью. К такому выводу я прихожу, вновь вспоминая его биографию, посмотрев фильм «Лермонтов», вышедший к юбилею Поэта.

3. Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"

Поэма "Мцыри" создана в поздний период творчества М.Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.

Для раскрытия темы вспомним, что для этого направления характерно тяготение ко всему необычному, например, к экзотике восточных стран;

внимание к внутреннему миру человека, к его психологии; утверждение в качестве романтического героя сильной, независимой личности, исключительной, не похожей на всех других и находящейся в конфликте с миром. Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения (основная часть поэмы – монолог главного героя), образах и мотивах.

Как уже было отмечено, одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово "мцыри" имеет двойной смысл. Оно может переводиться как "неслужащий монах", но может и означать "пришелец", "странник".

Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении..

Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастический мир. У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится "в тот чудный мир тревог и битв". Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, "…где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы". Желание героя осуществляется: он на свободе! Однако добраться до далёкого дома ему не удаётся… Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир. Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели «… и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли»… «Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом…» Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.

Кульминация поэмы - сражение с барсом… Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем (как правило, с тигром) характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная. Финал битвы подчёркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает!..

Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приёмов выразительности является противопоставление, антитеза. Противопоставлены воля–неволя, земля–небо, родина–чужбина, прошлое–настоящее, старость–молодость, тьма–свет, а, в конечном итоге, жизнь и смерть. Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю".

Так в поэме «Мцыри» мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далёкого дома и мир дикой экзотической природы. Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.

Критики называют «Мцыри» эталоном романтизма. И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных.

4. Странная любовь Лермонтова к Родине.

В лирическом наследии М.Ю. Лермонтова тема Родины является основной. В 16 лет юный поэт пишет в своем дневнике: «Я Родину люблю. И больше многих…» Значительно позже он скажет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью...». В чём же заключается странность этой любви?

Противоречивый характер патриотического чувства, я думаю, объясняется неоднозначным взглядом поэта на Россию. Она для него, с одной стороны, страна, где он родился, вырос, сформировался как личность. Поэт любил именно эту Россию. Её воспевал в своих стихах:

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

И в то же время Лермонтов видел и знал другую Россию – жестокую, угнетающую…

Особенно ярко тема родины проявляется в стихотворениях «Родина», «Дума», «Прощай немытая Россия», «Бородино». Читая их, понимаешь, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом.

Поэт мечтал о счастье и славе Отечества, верил в то, что Россия сможет избавиться от бесчеловечности, жестокости, непонимания. Осуществлению этих мечтаний поэт посвятил всю свою короткую яркую жизнь.

Лермонтов не просто любил, но и глубоко уважал русский народ. Его стихотворение «Бородино» можно назвать гимном силе русского духа. «Могучее, лихое племя» участников бородинского сражения было готово умереть за Родину. Автор разделяет патриотические чувства своего героя. Вместе с тем в стихотворении содержится прямой упрёк современному поколению, к которому принадлежит и сам поэт: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы!»

Восхищаясь силой духа русского народа, в полной мере проявившейся во время Отечественной войны 1812 года, поэт всё-таки не идеализирует народ. В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» он упрекает его в рабской покорности:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ…

Вершина патриотической лирики Лермонтова - стихотворение «Родина». Если в «Бородино» патриотические чувства автора и читателя пробуждаются эпизодами военной истории России, то в «Родине» выражен патриотизм иного свойства. Это чувство исполнено глубокого лиризма:

Но я люблю - за что, не знаю сам…

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Прочитав стихотворение «Родина», понимаешь, что поэт искренне любит свою страну, переживает за её настоящее и будущее. А «странность» любви поэта к Родине до конца не была понята и им самим («не победит её рассудок мой»). Очевидно лишь одно: поэт воспевает любовь не к России «голубых мундиров», а к России истинно народной!

5. Основные мотивы лирики Лермонтова

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: