Зерновая проблема

Постановлением Совета Министров СССР от 7 мая 1990 г. № 451 были введены новые государственные закупочные цены на зерновые культуры. Это потребовало увеличения расходов государственного бюджета на 9 млрд руб. в год. Госплан СССР предложил Правительству СССР увеличить розничные цены на хлеб и хлебобулочные изделия в 3 раза, крупу - 2,9 раза[524]. По политическим мотивам решение о введении новых розничных цен на хлеб в 1990 г. принято не было.

В 1991 г. (как и в 1918, 1928 г.) зерновая проблема становится ключевой для советских властей. Из выступления Председателя Кабинета министров В. Павлова на заседании Президиума Верховного Совета 19 января 1991 г.: «В 1990 году мы получили один из наиболее высоких урожаев: 237 млн. тонн в бункерном весе и 218 млн. тонн - в амбарном. Это действительно один из наиболее высоких урожаев. Вместе с тем в госресурсы зерна поступило в прошлом году 66,8 млн. тонн, что на 18 млн. тонн меньше госзаказа и на 28 млн. тонн меньше, чем заготавливали в 1978 году, когда имели точно такой же урожай. Значит, ответ на вопрос, куда делось зерно, ясен: оно осталось у производителей, а бота о снабжении населения - у государства. Причина - в "издержках переходного периода", в общем-то крайне низкой дисциплине поставок. Сегодня зерно превратилось в валюту, его используют в качестве средства нажима и торговли. Сейчас правительство приняло решение снять со всех, с кого можно, в том еле и с рыночных фондов, то количество материально-технических ресурсов, включая легковые машины, которое просит сельское хозяйство. Многие обижаются, что не могут подуть легковых автомобилей, что их не хватает, не хватает и техники… Но даже при этой нехватке мы решили все-таки снять ресурсы, выделенные даже на 1991 год, и передать сельскому хозяйству все, что оно попросило (у нас это в основном три союзныe республики: Россия, Казахстан и Украина), для того, чтобы в обмен на эти ресурсы получить хлеб. Мы полагаем, что на этих началах сможем получить примерно 3 млн. тонн зерна. Но думается, что при всех условиях вопрос о дисциплине поставок и выполнении обязательств остается открытым. Сейчас мы взяли и отдали, а что будем делать дальше? Вопрос этот на будущее так или иначе все равно придется решать. На таких началах, когда в отдельных городах хлеба, грубо говоря, остается на два-три дня и в любую минуту эта "ниточка" может порваться, страна так жить не может»[525].

Закупки зерна в РСФСР из урожая 1990 г. составили 3,9 млн тонн. План был выполнен на 72%. Государство недополучило 13,1 млн т зерна. В. Акулинин, руководитель отдела агропромышленных отраслей Совета Министров СССР - Председателю Правительства СССР B.C. Павлову (апрель 1991 г.): «В стране в ближайшее время может сложиться чрезвычайная ситуация со снабжением населения хлебопродуктами, а животноводства - концентрированными кормами. Ежемесячно на эти цели расходуется около 8 млн. тонн продовольственного и фуражного зерна. По состоянию на 1 марта с. г. остатки его в государственных ресурсах (без учета семян) оцениваются по расчетам специалистов в количестве около 13 млн. тонн, из них почти половина находится в Казахской ССР. Это означает, что запасы продовольственного зерна (кроме Казахстана, где его хватит до нового урожая) будут исчерпаны в конце марта. Уже сегодня крайне тревожное положение с обеспеченностью мукой. [...] Менее чем на 10 суток запасы муки в г. Москве, Ивановской, Тульской, Нижегородской, Тюменской, Свердловской, Читинской, Камчатской и некоторых других областях. Не решают хлебную проблему поступления зерна по импорту. В январе-марте с. г. завезено импортного зерна только 3,7 млн. тонн при намечавшихся поставках 12,4 млн. тонн. Неоднократные поручения руководства страны по усилению отгрузки товарного зерна из Казахской ССР. а также ускорению поставок его по импорту ощутимого влияния на изменение ситуации не оказали. [...] Учитывая всю остроту положения с государственными ресурсами зерна, представляется целесообразным незамедлительно принять следующие меры. Первое. Командировать в Казахстан авторитетную группу из ответственных работников Центра для решения вопросов отгрузки зерна на месте [...] Второе. Потребовать от внешнеэкономических ведомств и транспортных организаций обеспечить ежемесячный завоз в страну не менее 5,5-6 млн. тонн импортного зерна. Третье. Еще раз обратить внимание республик на необходимость дополнительной закупки имеющихся в хозяйствах излишков зерна урожая 1990 года (пока закуплено на февраль-март около 100 тыс. тонн, а намечалось около 3 млн. тонн)»[526].

Суть письма Председателя Совета министров Украинской ССР В. Фокина премьер-министру СССР В. Павлову (февраль 1991 г.) - требование в феврале-марте 1991 г. вернуть из общесоюзного фонда 1,2 млн т продовольственной пшеницы, завез)и конца года в республику 2.4 млн т фуражного зерна, увеличить -публиканский фонд зерна для производства комбикормов и ья госресурсов в I полугодии на 1,2 млн т.1 Лидеру российских коммунистов Первому секретарю ЦК Ком-ртии РСФСР И. Полозкову ситуация с продовольственным абжением, в первую очередь в том, что относится к зерну, слоившаяся весною 1991 г., представлялась более чем тревожной, пишет Президенту СССР М. Горбачеву и Премьер-министру CP B.C. Павлову (март 1991 г.); «В Российской Федерации, ни в какой другой республике, сложилось крайне тяжелое по-жение со снабжением населения мукой, крупой и другими хле-Продуктами, а животноводства - комбикормами. Руководители инистерства хлебопродуктов РСФСР подтверждают критиче-/ю ситуацию с обеспечением мукомольной крупяной и комби-рмовой промышленности ресурсами зерна. На первое полуго-е в России ие хватает его около 18 млн. тонн, или почти полоны к потребности. Заготовить его сейчас в хозяйствах - дело "оперспективное. В 27 регионах положение катастрофическое, "рез неделю там могут быть остановлены мельницы и прекра-ся выпечка хлеба, снабжение комбикормами птицефабрик и упных животноводческих комплексов»\

Выступление Премьер-министра СССР Павлова B.C. на V сессии ховного Совета СССР. Доклад о мероприятиях, направленных на ьнейшую стабилизацию потребительского рынка и проведение ценовой 4ки. 19 февраля 1991 г. Стенографический отчет. Ч. 1. С. 96.

О том, что в данном случае И. Полозков, известный оппо-"нт М. Горбачева в вопросе целесообразности реформирования олитической и экономической системы страны, не преувеличи-ает критичность ситуации с зерном в РСФСР, свидетельствуют документы ведомственной переписки, относящиеся к тому же ериоду. Первый заместитель министра хлебопродуктов РСФСР Куделя - заместителю премьер-министра Ф. Сенько (март 991 г.): «Суть дела в том, - что в Российской Федерации в настоящее время сложилась критическая ситуация с обеспечением зерном из государственных ресурсов для выработки муки на хле-. >печеиие, крупяных изделий, а также комбикормов для про-ТИышленного птицеводства и животноводства. Произошло это в


.

1 Фокин В. (Председатель Совета министров УССР) Павлову B.C. (Премьер-министру СССР). О снабжении республики продовольствием. 5 февраля 1991 г. См.: ГА РФ. Ф 5446. Оп. 163. Д. 562. Л. 9.

2 Полозков И. (Первый секретарь ЦК Компартии РСФСР) Президенту СССР Горбачеву М.С., Премьер-министру Павлову B.C. 21 марта 1991 г. См.: ГА РФ Ф. 5446. Оп. 163. Д. 562. Л. 16.



Егор Гайдар. Гибель империи._


\ва 7. На пути к государствен ному банкротству




основном по следующим причинам. Во-первых, из-за несовершенства механизма закупок зерна в госресурсы, резкого повышения пен на технику, материальные ресурсы колхозы и совхозы продали государству 33,9 млн. тонн зерна при госзаказе 47 млн. тонн и валовом сборе около 127 млн. тонн. Остальная часть зерна осталась в хозяйствах или реализована и реализуется ими по прямым связям, через кооперативы, минуя госресурсы. Во-вторых, своевременно не реализуется решение Совета Министров СССР о закупках зерна по импорту. Если в прошлом году за первый квартал завоз такого зерна составил 7,4 млн. тонн, то в т. г. ожидается только 2,2 млн. тонн. В результате по состоянию на 1 апреля ожидается иметь в госресурсах за исключением семян 4,4 млн. тонн зерна при месячной потребности около 5 млн. тонн (в прошлом году на указанную дату имелось 11,7 млн. тонн). [. С учетом того, что Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам планируется завоз в РСФСР по импорту в апреле около 2 млн. тонн зерна (более 50% от общего поступления его в СССР), поставок из Казахской ССР 0,2 млн. тонн, завоза из Канады 0,4 млн. тонн зерна, закупленного по гарантии Совета Министров РСФСР, предприятия хлебопродуктов в апреле будут иметь 5,5 млн. тонн реальных ресурсов зерна. При этом следует иметь в виду, что с учетом необходимости создания минимального запаса его в городах Москве, Ленинграде, других крупных промцентрах неснижаемый переходящий остаток, при котором обеспечивается бесперебойное снабжение хлебопродуктами, должен составлять не менее 5,7 млн. тонн, в то время как на 1 мая - с. г. он составит 0,5 млн. тонн. Сложившееся положение с ресурсами зерна уже в марте привело к простоям мельничных предприятий в Ярославской, Нижегородской, Ивановской, Владимирской областях, комбикормовых заводов в абсолютном большинстве краев, областей и автономных республик...».

При неустойчивом положении с зерном волевые решения руководства центральных, республиканских органов, корректирующих запланированные объемы поставок хлебопродуктов, произвольно изменяющих адреса получателей начинают приобретать массовый характер. Это еще более дестабилизирует обстановку. При недостатке ресурсов пшеницы для производства муки под давлением местных органов она используется на выработку комбикормов. Автор цитированного письма продолжает: «В апреобстановка обострится еще больше и при непринятии экстрен-ix мер по ускорению завоза зерна из Казахстана и по импорту (к ганным 2,6 млн. тонн дополнительно не менее 1 млн. тонн) не->ежно приведет к массовым срывам в снабжении населения хле-)продуктами, а общественного животноводства концкормами. По 1еющейся информации завоз импортного зерна в мае из центра-[дизированных источников ожидается значительно ниже уровня;ля т. г. и не обеспечит снабжение населения продовольствием. 1инистерство хлебопродуктов РСФСР, начиная с четвертого»артала 1990 г., неоднократно докладывало руководству страны и щублики о складывающемся критическом положении с государственными ресурсами зерна. Однако исчерпывающих мер при-ito не было. Уважаемый Федор Петрович! В сложившейся си-[туации просим срочно решить вопрос об источниках оплаты пре-Едусмотреиного к закупкам импортного зерна и поставке его в Г*РСФСР в апреле-июне не менее 4 мли. тонн ежемесячно, а также "отгрузке из Казахской ССР (в соответствии с межправительственным соглашением) в апреле-мае минимум по 800 тыс. тони мягкой юницы»[527].

Ситуацию, сложившуюся в первом полугодии со снабжением населения и народного хозяйства зерном, иллюстрируют дан-.«ые табл. 72.

Таблица 72

1 Кудсля А. (Первый Заместитель министра Минхлебпродукта

Расчет ресурсов зерна на первое полугодие 1991 г., в млн т

  По балансу Гос комиссии СМ РСФСР
Расход    
На выработку муки 12,3 12,3
На выработку Крупы 2,2 2,2
На промперсработку 2,1 2,1
На выработку комбикормов н фуражные цели:    

  По балансу Госкомиссии СМ РСФСР
По фондам СМ РСФСР 5,3 9,2
: Для общесоюзных потребителей и 1,1
За обменное зерно 5,5 5,5
Отпуск сортовых семян 0,5 0,5
Экспорт 0,1 0,1
Списание 0,6 0,6
Переходящий остаток па 1.97.91 г. 4,5 4,5
Итого расход с переходящим остатком 34,2 38,1
Ресурсы    
Наличие на 1.01.91 г. 18,9 18,9
Поступление по импорту:    
По решениям СМ РСФСР (январь-март) 2,2 2,2
По решениям СМ РСФСР (из Канады в январе-нюне)   4,0
Из Казахстана (январь-март) 0,7 0,7
Прочие поступления 0,5 0,5
Итого ресурсов 22,3 26,3
Необходимо завезти в апреле-июне 11,9 11,8
Или в среднем в месяц 4,0 4,0
Источник: ГА РФ. Ф. 5446, Oil 163. Д. 562. Л. 60.

Понятное специалистам, отвечающим за зерновое хозяйство, критическое положение с хлебом все в большей мере сказывается на каждодневной жизни граждан. Министр торговли СССР К. Терех - Премьер-министру СССР В. Павлову (март 1991 г.): «В настоящее время из-за ограниченных фондов розничная продажа муки в РСФСР (кроме г. Москвы) н Украинской ССР практически не производится, в остальных республиках осуществляется по талонам. Торговля крупой осуществляется повсеместно

(.{кроме г. Москвы) по талонам, а в Украинской ССР - по купонам, „с перебоями»[528].

О том, в какой степени критической представлялась складывающаяся ситуация в стране с продовольственным снабжением аппарату ЦК КПСС в начале весны 1991 г., свидетельствует следующий документ ЦК КПСС: «За четыре месяца нынешней зимовки в целом по стране объемы производства молока по сравнению с предыдущим уровнем сократились почти на 2,3 млн. тонн. В хозяйствах РФ н Белорусской ССР производство его за этот период уменьшилось на 10%, в Литве, Азербайджане н ССР Молдова - на 11-13%, Латвии и Эстонии - на 15%, Грузии и Армении- на 21-24%. Допущено также значительное снижение производства и закупок всех видов животноводческой продукции хозяйствами Коми АССР, Башкирской, Мордовской и Тувинской автономных республик. Волгоградской, Псковской, Рязанской, Ярославской областей РФ. [...] В январе дотационным регионам и крупным промышленным центрам отгружено меньше, чем намечалось, мяса на 53 тыс. тонн, молока и молочных продуктов - на 130 тыс. тонн. Это отрицательно сказалось на обеспечении мясомолочными и другими продуктами населения крупных промышленных центров страны, и в первую очередь г.г. Москвы и Ленинграда. Такое положение во многом объясняется тем, что в ряде районов страны заготовлено меньше, чем в прошлую зимовку, кормов, к тому же низкого качества. Допускаются перебои в обеспечении птицефабрик и крупных комплексов по производству свинины и говядины сбалансированными комбикормами. Резко ухудшилось материально-техническое снабжение колхозов и совхозов. [...] Во многих колхозах и совхозах в последнее время усиливается необоснованный сброс поголовья скота и птицы, особенно маточного, чем на долгие годы подрывается основа наращивания мясных ресурсов. [...] Большие трудности имеются в обеспечении урожая 1991 года и прежде всего в наращивании производства зерна. На 5 млн. гектаров меньше прошлогоднего посеяно озимых, за последние 20 лет это наименьшая площадь


озимого поля. [...] В целом ряде регионов низка обеспеченность семенами, затягивается их подготовка к посеву. [...] Вызываю] тревогу низкие темпы н качество подготовки техники. В целом по стране не подготовлено к работе около 440 тыс. тракторов, 254 тыс. грузовых автомобилей, 332 тыс. зерноуборочных комбайнов, более 250 тыс, тракторных сеялок и много другой техники. Большинство предприятий Минавтосельхозмаша СССР срывает выполнение госзаказа по поставке селу машии и механизмов, запасных частей и оборудования»'.

Председатель Государственного комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов М. Тимошишин - в Правительство СССР (май 1991 г.): «В настоящее время запасы хлебопродуктов крайне ограничены. Остаток муки по состоянию на 21 мая с. г. к целом по Союзу составил 1,5 млн. тонн, или на 15 дней обеспечения потребностей страны»".

А вот какие заботы волнуют в этот же день секретаря ЦК КПСС О. Шеиина, впоследствии участника августовского переворота. 21 мая 1991 г. он направляет Генеральному секретарю ЦК КПСС М. Горбачеву записку, в которой требует выделить 81,5 млн рублей в свободно конвертируемой валюте для закупки оборудования и материалов для партийных полшрафическнх предприятий, 17 млн рублен инвалюты на приобретение печатного оборудования и оргтехники для ЦК КПСС и местных партийных органов, пишет о целесообразности срочного выделения ЦК КПСС и другим партийным органам 2,5 тыс. автомобилей-Кроме того, ои ставит вопрос о возмещении, за счет союзного бюджета, дополнительных затрат работникам партийных органов, связанных с повышением розничных цен и тарифов. Еще один вопрос, волнующий секретаря ЦК КПСС в условиях приближающейся экономической катастрофы: «До сих пор не решен допрос о прикреплении к учреждениям лечебно-оздоровительного объединения при Кабинете Министров СССР ответст-_енных работников и членов выборных органов ЦК и ЦКК Компартий РСФСР»1. Удивительный пример «здравого смысла» и «социального равенства» из реальностей нашего социалистического прошлого. Но то, что давно уже знают миллионы людей, испытывающих все тяготы экономической ситуации, как говорится, на своей шкуре, начинают обнаруживать и представители власти, которых эти тяготы касались в меньшей мере. Имею в ви-:^у клиентов закрытых распределителей н спецбуфетов. Вот одно свидетельств.

Из дневника помощника Президента СССР М. Горбачева l. Черняева, 31 марта 1991 г., воскресенье: «Вчера был Совет безопасности. Проблема продовольствия... Но теперь уже конкретнее — хлеб. Не хватает 6 мли. тонн до средней нормы. В Москве, по городам уже очереди такие, как года два назад за колбасой. Если не добыть где-то, то к июню может наступить голод. Из республик только Казахстан и Украина (едва-едва) сами себя кормят. Что в стране есть хлеб, оказалось мифом. Скребли по сусекам, чтоб достать валюту и кредиты и закупить за границей. Но мы уже неплатежеспособны. Кредиты никто не дает: надежда па Ро Дэ У (М.С, согласился на пути из Японии остановиться на о. Чеджудо, чтоб поговорить с президентом Южной Кореи о 3 миллиардах кредита)... И еще есть надежда на Саудовскую Аравию. Кувейт вроде отказывается, хотя Фейсал обещал, выражал М.С. всякую благодарность за поддержку против Ирака. [...] Поехал к Н.Н., она еще болеет. Просила купить хлеба. Объехал с Михаилом Михайловичем всю Москву, начиная с Марьиной Рощи; на булочных либо замки, либо ужасающая абсолютная пустота. Такого Москва не видела, наверное, за всю историю - даже в самые голодные годы»".



1 Шенин О. (Секретарь ЦК КПСС) Генеральному секретарю ЦК КПСС Горбачеву М.С. По вопросам финансового и материально-технического обеспечения. 21 мая 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446, Оп. 163. Д. 32. Л. 4,5. 2 Черняев АС. Дневник помощника Президента СССР. М.: ТЬРРА. Республика, 1997, С. 124-126.


Из материалов Института экономической политики за 1991 г.: «В 1991 году происходил постепенный отказ руководителей СССР и России от явного или скрытого популизма (включая заявления о возможности выхода из кризиса без снижения жизненного уровня людей). Весной союзное руководство, а осенью — российское встают на путь выработки не­популярных мер. В общем можно сказать, что народ был готов к подобному развитию событий. [...] В течете 1991 года нарастали скептические настроения у основной массы населения и одновременно происходило постепенное внедрение в общественное сознание понимания невозможности выхода из глубокого кризиса, без значительных социаль­ных жертв, Как весной, так и осенью более половины населения (по данным опросов) ожидало в будущем ухудшения экономической ситуации, и прежде всего, дальнейшего роста цен. 2/3 населения России в декабре не верили в возможность преодоления кризиса без временного ухудшения условий жизни, что свидетельствует как о невысокой распространенности надежд на "экономическое чудо", так н об отсутствии явных признаков "'революции ожиданий1'» См.: Российская экономика в 1991 году. Тенденции и перспективы. М.: Институт экономической политики, 1992. С. 13, 14.

§з

Цены рвутся вверх

К этому времени и политическую элиту, и общество уже не надо убеждать в том, что страна в глубоком кризисе, для преодоления которого необходимы срочные и решительные меры[529]. В конце зимы 1990-1991 гг. последнее советское Правительство решается на то, о чем несколько лет назад было невозможно и говорить - масштабное повышение цен на важнейшие виды потребительских товаров. Оно было оформлено в виде указа Президента СССР от 19 марта 1991 г. Новые цены и тарифы предполагалось ввести в действие со 2 апреля 1991 г.~. Правительственный вариант реформы розничных цен предусматривал их повышение на 60%. На деле цены выросли на 90%, на мясо и птицу - в 2,6 раза, колбасные изделия - 3,1 раза, хлебобулочные изделия - в 3 раза (см. табл. 7.3f.

Таблица 7.3

Апрель 1990 г.
Март 1991 г.
Апрель 1991 г.

Розничные цены на отдельные продовольственные товары (в рублях за кг)

Продовольственные товары

1,97
3,35
7,90

Говядина 1 категории (с костями)

3,03
3,52
5,85
4,03
1,28
1,15

■ Тушки кур (цыплят) потрошеные

1,38
4,40
3,53

Котлеты мясные (за десяток)

8,90
2,79
3,26

Пельмени мясные

7,34
2,40
2,82

Колбаса вареная высший сорт

Сосиски высший сорт

19.1:
6,23
8,43

Колбаса полукопченая высший сорт

Источник: Из письма Кириченко В.Н. (Председатель Госкомстата СССР) в Кабинет Министров СССР. О динамике цен. 23 мая 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 185. Л. 48.

Вопреки опасениям, эта мера в подавляющем большинстве регионов поначалу прошла относительно спокойно, не привела к массовым беспорядкам. Очевидный для общества чрезвычайный характер ситуации заставляет смириться с ее неизбежностью. Но после того, как цены были повышены, обществу становится ясно то, что и раньше понимали специалисты: чтобы поправить ситуацию, недостаточно жестких мер, нужны меры эффективные. Компенсация потерь населения, связанных с повышением цен, нарвстанне бюджетных диспропорций, нерешенные валютные проблемы - все это за несколько месяцев воспроизводит дефицит товаров народного потребления даже в тех регионах, где на короткое время он сократился'. По данным ВЦИОМ, (конец апреля


1991 г.), большая часть опрошенных считала, что после повышения цен купить товары и продукты легче не стало. Почти никто не верил, что проведенная реформа цен позволит устранить дефицит[530].

2 Зараменский И. (Заместитель заведующего Отделом ЦК КПСС по связям с общественно-политическими организациями) в ЦК КПСС. О некоторых мерах по стабилизации общественно-политической ситуации в стране. J 5 апреля 1991 г. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 22, Д. 69, Л. 1,2.

То, что повышение цен не привело к видимому, осознанному обществом улучшению положения на потребительском рынке, создало для власти новые, более сложные политические проблемы. Заместитель заведующего Отделом ЦК КПСС по связям с общественно-политическими организациями И. Зараменский 15 апреля 1991 г. - в ЦК КПСС: «В связи с повышением цен в стране резко обострилась общественно-политическая обстановка. К бастующим шахтерам присоединяются трудовые коллективы в других отраслях и республиках. Весьма непростая ситуация сложилась в Белорусской ССР. Если еще месяц назад в большинстве трудовых коллективов отношение к шахтерским забастовкам было сдержанным, то в последние дни поддержка нх действий повсеместно усилилась. На примере событий в Белоруссии видно, что экономические требования, выдвигаемые трудящимися пол воздействием оппозиционных сил, перерастают в политические, связанные прежде всего с выражением недоверия центральным органам власти и КПСС»[531].

Компенсационные выплаты населению после повышения цен свели на нет возможность даже в минимальной степени выправить финансовую ситуацию. Проблемы союзного бюджета лишь усугублялись. Обший размер средств, направленных на компенсационные выплаты, повышение заработной платы в непроизводственных отраслях, поддержку бюджетных учреждений й организаций, - 240 млрд. руб. - практически соответствует масштабу изменения цен и тарифов. От повышения розничных цен союзный бюджет дополнительных ресурсов не получил. Налог с оборота полностью поступал в республиканские и местные бюджеты. Экономия по бюджетным ассигнованиям на выплату разницы в ценах на продовольствие была незначительна. Основной объем дотаций финансировался за счет средств республик н местных органов власти. В то же время у союзных властей оставались обязательства по выплате компенсаций военнослужащим И другим гражданам, получающим доходы за счет средств союзного бюджета, по возмещению учреждениям и организациям союзного подчинения дополнительных расходов от повышения розничных цен'.

К середине лета 1991 г. и прн новых, резко повышенных ценах дефицит почти тотальный. Из записки А, Власова в ЦК КПСС

0 ходе реформы розничных иен, ее социально-экономических последствиях: «Ситуация усугубляется тем. что крайне медленно, а В большинстве регионов практически не улучшается наполнение магазинов товарами, сохраняется нормированное распределение многих из них. В связи с дефицитом поддерживается ажиотажный спрос, особенно на импортные товары, не уменьшаются размеры спекуляции. Создавшееся в настоящее время положение на 'котребнтельском рынке в решающей степени обусловлено не-

1 ^ваткой товарных ресурсов. Введение новых оптовых, закупочных и розничных цен прн отсутствии действенных регуляторов,£е оказывает пока стимулирующего воздействия на ускорение развития производства. Начавшийся в первом квартале сего года

Орлов В.Е. (Министр финансов СССР) в Кабинет Министров СССР. Об уточнении доходов и расходов Союзного бюджета на 1991 год в связи с 5мой розничных цен н мерами по социальной защите населения.!мая 199? г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 35. Л 218. 222.

«пад выпуска товаров народного потребления в апреле-мае соста


  1988 г. 1989 г. 1990 г, 1991 г.
Апрель 4,13 3,63 2.60 4,77
Май -0,93 -1,55 0,22 5,50
Июнь 3,40 3,48 2,62 18,74
Июль 3,76 2,18 2,93 19,87
Август -2,06 -0,20 5,76 17,13
Щеточник: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 27.
Эмиссия денег 1988-1991 гг., в млрд руб.
Таблица 7.4

вил 8%. Производство продуктов питания сократилось на 10, а товаров легкой промышленности - на 12%»'.

Уровень цен колхозного рынка превышает государственные розничные цены почти в 6 раз". Доля черного рынка в объеме покупок непродовольственных товаров населения составляет 30,9%. продовольственных товаров - 10,9%, услуг - 25,7%\

Настроения населения, и особенно ожидания будущих трудностей отражает опубликованная в мае 1991 г. заметка в газете «Известия»-. «Огородный бум сегодня повсеместен. Люди хорошо понимают, что надеяться теперь стоит прежде всего на самих себя. Вот и отправляются после работы, в выходные на свои делянки с лопатами и граблями. Конечно же, это вовсе ие полное решение продовольственной проблемы, а скорей спасение от возможных перебоев с продуктами»4.

§4

Деньги и судьба империи

Власов А. (Заведующий отделом социально-экономической полигики 1Щ КПСС) в 1Щ КПСС. О ходе реформы розничных цен и ее социально-политических последствиях. 29 июня 1991 г. РГАНИ. Ф. 89. Оп.20.Д. 72. Л. 79. Илларионов А. Попытки проведения политики финансовой стабилизации в СССР и в России. http://ww"w.budgetrf.ru/Publications Magazines/ Vc/1995/95 -7illarionov/95-7i1larionov000.htm. Логосов И.А. (Первый заместитель Председателя Госкомстат СССР) тов. Щербакову В.И. Объемы продаж и цены «черного» рынки 2 августа 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 185. Л. 66. Коновалов В. Будем ли зимой с овощами и картошкой? // Известия. 1991. 31 мая.

Валютный кризис, падение государственных доходов, рост бюджетного дефицита подталкивают к экспансии денежного предложения. Эмиссия денег в 1991 i. достигает беспрецедентных за последнее десятилетие существования СССР масштабов (см. табл. 7.4).

Нарастающий политический кризис, дезинтеграция союзной Евяасти делают шансы на привлечение политически мотивированных кредитов минимальными. Даже страны, которые ранее гово-[рили о готовности заключить соглашения о переоформлении дол-|гов, накопленных Советским Союзом перед их фирмами, в государственные обязательства к лету 1991 г. высказывают все боль-гшую настороженность. Министр внешнеэкономических связей fCCCP К. Катушев 26 июня 1991 г. - Премьер-министру СССР JB. Павлову о греческом кредите: «Во исполнение поручения Правительства СССР (ПП-17860 от 5 нюня 1991 г.) с 24 июня с. г. ^проводятся переговоры с греками по согласованию условий кре-|.дита и его товарного наполнения. Греческая сторона в целом го-|това предоставить нам кредит на закупку различных товаров и Доплату просроченной задолженности, однако выражает обеспокоенность отсутствием в последние полгода какого-либо про-|гресса в отношении сокращения имеющейся задолженности, и J это заметно повлияло на ее позицию в вопросах кредита. Так, если в конце прошлого года греческая сторона сама проявляла ини-Ё.циативу в оказании нам финансовой поддержки, то в июне с. г. с Трудом удалось согласовать с ней сроки официальных переговоров, при этом из-за неготовности греков переговоры были перенесены с начала на конец июня»[532].


Советское руководство пытается получить хотя бы небольшие политические кредиты - 500 млн долл. от Южной Кореи за восстановление дипломатических отношений, 200 млн долл. от Кувейта, за позицию, занятую в ходе конфликта в заливе 1989-1990 гг. Оно без согласия клиентов изымает 6 млрд долл. средств советских организаций и граждан, хранившихся во Внешэкономбанке[533].

И тем не менее валюты катастрофически не хватает. Заместитель министра экономики СССР в июне 1991 г. - в Кабинет министров СССР: «Резкое сокращение валютных средств для закупки импортного сырья привело к снижению выпуска изделий легкой промышленности за январь-май на 12% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. [...] Обострился дефицит по изделиям повседневного спроса. [...] Снижение производства товаров народного потребления вызвано, в основном, двумя факторами: разрушением хозяйственных связей по поставкам сырья, материалов и комплектующих изделий и отсутствием валютных средств на их закупку по импорту. [...J Промышленная выработка мяса и мясопродуктов первой категории уменьшилась на 13%, колбасных изделий - на 10%, консервов мясных - на 13%, масла животного - на 14%, цельномолочной продукции - на 9%. [...] В торговле до конца года не предусматривается сколько-нибудь заметного улучшения практически ни по одному товару»[534].

Из названий характерных документов времени, отражающих суть нарастающего кризиса: Постановление Политбюро ЦК КПСС «О дополнительном выделении золота и алмазов для реализации на свободно конвертируемую валюту. Одобрить проекты распоряжений СМ СССР по данному вопросу»[535]. «О выдаче из госрезерва материальных ценностей в распоряжение Госснаба СССР для продажи на свободно конвертируемую валюту в 1990 году.

Одобрить проект распоряжения СМ СССР по данному вопросу». Государственный запас золота в СССР в 1985 г. составлял 719,5 т. К концу 1991 г. он сократился до 290,0 т.'

Внешэкономбанк срывает сроки платежей за поставленные товары, советские суда арестовывают в иностранных портах за неоплату товаров и портовых услуг. Одна из главных тем межведомственной переписки этого времени, - что делать с советскими специалистами, находящимися за рубежом. Нет денег ни на то, чтобы выплачивать им зарплату, ни на то, чтобы вывезти их на родину.

На этом этапе партийное руководство начинает понимать, что СССР больше не способен оказывать финансовую поддержку зарубежным коммунистическим партиям. 5 июня 1991 г. второй секретарь ЦК КПСС В. Ивашко пишет Председателю Кабинета министров СССР В. Павлову: «Председатель Компартии Финляндии (единство) Ю. Хаканен обратился к нам в связи с крайне тяжелым материальным положением партии. Оказалась она в нем, главным образом, в результате того, что "Внешэкономбанк" задерживает выплату долгов контролируемому друзьями полиграфическому концерну "Принт-Юхтиет". [...] Ситуация сейчас такова, что если в ближайшие дни задолженность ие будет погашена, то это приведет к банкротству и концерна, и КПФ(е), поскольку вся материальная база друзей, включая личную собственность руководителей партии, заложена в банках, а они требуют немедленной уплаты и не принимают более в расчет никаких гарантий»[536].

Последняя надежда на стабилизацию ситуации - совещание «Большой семерки» летом 1991 г. М. Горбачев просит, чтобы его туда пригласили. Е. Примаков, приехавший в Лондон перед визитом Горбачева, в выступлении по Британскому телевидению говорил об угрозах, связанных с крахом Советского Союза, и хаосом в случае, если Запад не предоставит экономическую по-


В том числе п средства самого М. Горбачева, полученные от изданий ею работ за рубежом. Сам он, По-вндимому, об этом не знал.

1 Дурасов В.А. (Заместитель министра экономики СССР) в Кабинет министров СССР. Материал о комплексе осуществляемых и планируемых мер но стабилизации экономики СССР и прогноз ее развития и 1991 году. 20 нюня 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 8. Л. 165 166. 168.

Выписка нз протокола № 187 заседания Политбюро ЦК КПСС' oi 10 мая 1990 гола. № II187/15. РГА1Ш. Ф. 89. On. 10. Д. 58.


мощь1. Отказать М. Горбачеву в приглашении лидеры Запада ие могут, но обещать деньги не готовы.

Если учесть принятый формат обсуждения вопросов на совещаниях «семерки», иметь в виду, что этот орган не принимает решений, а обычно вырабатывает лишь общие подходы к проблеме, трудно предположить, что, даже представив реалистичную, жесткую программу выхода из кризиса, советский лидер мог бы получить финансовую помощь в масштабах и в сроки, позволяющие предотвратить банкротство СССР. Но этот вопрос и не пришлось обсуждать. Советское руководство так и не решило, что оно собирается сделать для стабилизации экономической ситуации, даже если получит финансовые ресурсы. В таких условиях содержательный разговор в Лондоне был невозможен.

К концу 1990 - началу 1991 г. противоречие между невозможностью сохранить империю, не применяя силу, и беспочвенностью надежд на финансовую помощь Запада при попытках удержать империю силой, проявляется в полной мере. Именно это объясняет неожиданные и резкие политические повороты советского руководства.

Сторонники независимости прибалтийских республик одержали убедительную победу на выборах в верховные советы Литвы 25 февраля, Латвии и Эстонии 18 марта 1990 г. В серии референдумов по вопросу о независимости, прошедших в феврале 1990 г., за нее проголосовало 90% населения Литвы, 77% - Латвии, 90% - Эстонии. Необычная черта политического процесса в прибалтийских республиках, отличающая его от того, что происходило в других территориально интегрированных империях -поддержка выхода из состава империи значительной частью населения, принадлежащего к числу выходцев из метрополии[537].

Весной 1990 г. Литва, Латвия, Эстония провозгласили декларации о суверенитете. Это была четко сформулированная претензия на статус независимых государств. Их примеру последовали Молдова, Украина, Белоруссия, Россия. К концу лета 1990 г. большая часть Союза отказалась подчиняться союзной Конституции. Острота конституционного кризиса, опасность ситуации, в которой Президент СССР не может ни признать новый статус республик, ни отменить его, общественное мнение хорошо осознавало1.

13 апреля 1990 г. М. Горбачев и Н. Рыжков направили литовскому руководству ультиматум. Они требовали отмены ряда законов, принятых Верховным Советом Литвы. В том случае, если это сделано не будет, грозили экономическими санкциями. 18 апреля началась частичная энергетическая блокада Литвы". Введенный советским руководством мораторий на поставку нефти и нефтепродуктов, адресованные литовским властям призывы западных лидеров о необходимости поиска компромисса с Москвой, заставили правительство республики в начале лета 1990 г. пойти на переговоры о временном моратории на реализацию решений, связанных с независимостью Литвы. Диалог оказался малопродуктивным.

1 Киселев С. Шаги командора // Московские новости. 1991. № 2. 13 января; Гер Э. Литва: год независимости в составе СССР // Московские новости. 199]. № 12. 24 марта.

Летом 1990 г. М. Горбачев заключил политический союз с Б. Ельциным. В его основе договоренность о радикальном расширении прав и полномочий союзных республик, согласовании антикризисной экономической политики. Де-факто предложенная в августе программа предполагала трансформацию страны в мягкую конфедерацию, механизм принятия ключевых решений в которой не был четко определен, и антиинфляционные меры, стержень которых - сокращение бюджетных расходов, в первую очередь расходов на оборону, силовые ведомства, государственных капитальных вложений. Программа «500 дней» предусматривала сокращение в IV квартале 1990 г. капитальных вложений на 20%, военных расходов (на закупку военной техники) на 50-70%, расходов на внешнеэкономическую деятельность (помощь и кредиты другим странам предполагалось заморозить), сокращение всех незащищенных статей бюджета на 10-15%[538]. Если говорить только об экономике, такой структурный маневр можно было попытаться осуществить в 1985-1986 гг. В середине 1990 г., при обо


стрившихся бюджетных и валютных проблемах, предлагаемые меры уже были недостаточны. Но дело не только в этом. Такая программа была категорически неприемлема для всей союзной верхушки, вооруженных сил, КГБ.

После долгих дискуссий в руководстве страны, одним из аргументов в которых стали военные учения под Москвой, М. Горбачев отступает, предпринимают новую попытку договориться с теми, кто еще верит в возможность силового решения проблем, вставших перед режимом и страной. Новые союзники президента, контролирующие силовые структуры, предпринимают попытки восстановить политический контроль, используя силовые методы'.

Среди прибалтийских стран в 1987-1988 гт. Латвия была лидером в движении за национальное возрождение и независимость. В 1988-1989 гг. эту роль берет на себя Эстония, с 1990 г. Литва. Но вне зависимости от тактических различий воля к обретению независимости, реинтеграции в Европу - в прибалтийских республиках общая. Стремление к независимости поддерживала значительная часть русскоязычного населения. Попытки М. Горбачева убедить литовскую элиту в необходимости сохранения СССР, предпринятые в 1990 г., были очевидно безнадежными. Оставался только один аргумент, который мог помочь сохранить целостность империи, - это жесткое и решительное применение силы, ресурса, который позволил Советскому Союзу существовать на протяжении десятилетий.

Из интервью Министра внутренних дел Б.К. Пуго по поводу убийства латвийских таможенников неустановленными лицами: «Примерно месяц-полтора назад я анализировал события в Прибалтике и возможные меры по ликвидации незаконных вооруженных формирований. И полагал, что назрела проблема также с местными таможенными органами. Вот только одна сторона дела. Задерживая на госгранице СССР незаконно вывозимое из страны, местные таможни обращают конфискованное ие в союзный, как положено, бюджет, а в республиканский. Но ведь везлн эти товары со всей страны, из мест, частенько весьма далеких от Прибалтики! (Корреспондент). Хорошо, пусть так, но справедливость в Прибалтике восстанавливается, как видим, варварскими методами... (Б.К Пуго) Я сам изумлен и удручен таким поворотом событий. Когда пролилась кровь, а дело каст так, как идет, ситуация чревата новой кровью и еще более тяжкими последствиями». См.: Андреев И. После поджогов на границе. Интервью с Б.К. Пуго //Известия. 1991. № 125. 27 мая.

, Эта тема на заседании Политбюро весной 1990 г. обсуждалась. Окончательное решение принято не было. Тем не менее в конце 1990 - начале 1991 г. на фоне войны в Персидском заливе, когда внимание стран Запада было отвлечено от происходящего в СССР, часть советской политической элиты решила показать, что силовой вариант решения прибалтийского вопроса возможен. [Комментируя использование Вооруженных сил в Прибалтике. Генеральный прокурор СССР Н. Трубин говорит в конце января 1991 г.: «И пока в Прибалтике будет продолжаться противостояние когда мы фактически имеем две милиции, две прокуратуры, гарантировать конституционное решение вопросов нельзя».

Советские газеты так описывают происходившее в Литве в январе 1991 г.: «7 января в Литву были брошены десантные подразделения. 8 января десантники начали действовать. По выражению комментатора программы "Время", они "взяли под охрану" Дом печати и несколько других объектов в городе. Дом печати брали под охрану с применением огнестрельного оружия. Есть раненые. Все сообщение с Литвой прекращено. Не работает аэропорт, не ходят поезда. [...] 7 же января маршал Язов отдал приказ об использовании десантников для обеспечения очередного призыва юношей в армию. Десантники были переброшены в Латвию и Эстонию. Из других регионов (Молдова, Грузия, Армения, Средняя Азия), также идут сообщения о передислокации войск. [...] 11 января председатель Гостелерадио Леонид Кравченко распорядился отключить информационные каналы крупного независимого агентства новостей "Интерфакс[539]', услугами которого пользовались многие западные журналисты в Москве»".

2 Соколов М. Литва: Шеварднадзе, между прочим, предупреждал... // Коммерсантъ. 1991. №2. 14 января.

Заведующий Отделом национальной политики ЦК КПСС В.Михайлов 11 января 1991 г. информирует руководство ЦК КПСС о происходившем в Литве: «По сообщению ответственных работников ЦК КПСС (тт. Казюлин, Удовиченко), находящихся в Литве, 11 января с. г. в г. Вильнюсе взяты под контроль десантников здания Дома печати и ДОСААФ (в нем размещался департамент охраны края), в г. Каунасе - здание офицерских курсов. Эта. операция прошла в целом без сильных столкновений. [...] В


17 часов по местному времени в ЦК КПП состоялась пресс-конференция, на которой заведующий идеологическим отделом ЦК т. Ермолавичюс Ю.Ю. сообщил, что в республике создай Комитет национального спасения Литвы. Этот Комитет берет на себя всю полноту власти. Размещается он на заводе радиоизмерительных приборов (директор т. Бурденко О.О.). Комитет принял обращение к народу Литвы, а также направил ультиматум Верховному Совету Литовской ССР, в котором требует немедленной реакции на обращение Президента СССР»[540].

А. Черняев (помощник Президента СССР М. Горбачева) впоследствии говорил М. Брейтвету (послу Великобритании в СССР), что решение было принято по указанию командующего сухопутными войсками СССР, генерала армии Варенникова без согласования с М. Горбачевым2.

Действия силовых структур СССР встречают энергичное сопротивление. Парламенты России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Моссовет и Ленсовет осудили произошедшее в Литве. Стачкомы Кузбасса потребовали отставки Президента СССР, роспуска Съезда народных депутатов. Запад, несмотря на кувейтский кризис, сделал жесткие заявления, адресованные советскому руководству. Лучше всего сложившееся положение определил М. Горбачев, сказавший на Сессии союзного парламента: «Дело пахнет керосином»[541].

Тон, которым разговаривают с Москвой западные столицы, становится откровенно холодным. Между тем валютно-финан-совые проблемы не решены. Западные кредиты нужны срочно. Советское руководство отступает. Те, кто принимал решения о применении силы, кивают друг на друга в поисках виноватого. Оказывается, что ответственность за произошедшее должен нести начальник Вильнюсского гарнизона.

1 Михайлов В. (Зав. Отделом национальной политики ЦК КПСС) в ЦК КПСС. О событиях в Литве. 11 января 1991 г РГАНИ. Ф. 89 Оп 28 Д. 31. Л. 1. О роли генерала Варенникова в событиях в Прибалтике см.: Braiihwaite R. Across the Moscow River. The World Turned Upside Down. New Haven; London: Yale University Press, 2002. P. 206. Соколов M. Литовский кризис: теперь все зависит от России /'/ Коммерсантъ. 1991. JVe 3.21 января.

Ю. Щекочихин так описывает комментарии властей, посвященные событиям в Вильнюсе: «Еще ие утвержденный Минист-

[ром МВД СССР, Б.К. Пуго не смог толком объяснить депутатам, |что это за всевластный "комитет национального спасения", кото-|рый способен вывести на улицы Вильнюса танки, а объяснение ^Министра обороны СССР Д Т. Язова ничего, кроме оторопи, не пызвало. Сославшись на то, что он сам всех деталей не знает (так с, по его словам, "ие был на месте происшествия") и никакого >иказа для танково-десантной атаки не отдавал, он выдвинул „юю версию вильнюсской трагедии. Она заключается в следующем: когда избитые возле парламента члены "комитета национального спасения'[542] пришли к начальнику Вильнюсского гарни-Ьоиа, то их вид так подействовал на генерала, что ои отдал приказ сватить телецентр, который непрерывно транслировал "антисо-гтские передачи". То есть, по объяснению маршала Язова, кро-|вавая трагедия у телецентра была вызвана эмоциональным поры-т одного отдельно взятого генерала! [...] И если трагедия в Вильнюсе вызвана действиями одного генерала, то их можно осматривать как самодеятельный мятеж, за который - как во [всяком цивилизованном обществе - военачальник должен быть [доказан по закону»[543].

В это время один из ближайших соратников президента, его Цпомощник А. Черияев, пишет М. Горбачеву о своем видении [происходящего (январь 1991 г.): «На этот раз выбор таков: либо |Вы говорите прямо, что не потерпите отпадения ни пяди от Со-1ветского Союза и употребите все средства, включая тайки, чтобы [этого не допустить. Либо Вы признаете, что произошло трагическое неконтролируемое из центра событие, чго Вы осуждаете тех,!кто применил силу и погубил людей, и привлекаете их к ответственности. В первом случае это означало бы, что Вы хороните все [то, что было Вами сказано и сделано на протяжении пяти лег.: Признаете, что сами Вы, и страна оказались не готовы к революционному повороту на цивилизованный путь, и что придется вести дела и обращаться с народом по-прежнему. Во втором случае /Дело еще можно было бы поправить во имя продолжения пере-'строечиого курса. Хотя что-то необратимое уже произошло».

Оппозиционные союзному правительству силы в российском : руководстве и в рабочем движении активизировались. Важное Событие весны 1991 г. - шахтерские забастовки - проходило при


абсолютном доминировании политических требований (прежде всего отставки союзного руководства). Потери от забастовок составили 3,7 млн. человеко-дней, добыча угля сократилась на 15 млн. тонн2.

Принятое под давлением Запада М. Горбачевым решение дистанцироваться от силовых действий января 1991 г. в Литве по существу давало однозначный сигнал, что независимость государств Балтии - свершившийся факт. Но это не было вопросом его личного выбора. Свобода маневра союзных властей была жестко задана надвигающейся валютно-финансовой катастрофой.

К весне 1991 г. для М. Горбачева становится очевидным, что сохранить империю силой невозможно. Последовавший в марте -июле 1991 года политический поворот - союз с лидерами республик, направленный на радикальную трансформацию государственного устройства СССР, это наглядно подтверждает. Во время переговоров в Ново-Огареве 30 июля 1991 г. М. Горбачев пошел на ключевую уступку лидерам республик, по существу подводящую черту под историей СССР, как единого государства, согласился на идею одноканальной системы налогообложения, при которой союзные власти оказываются полностью зависимыми от властей республик в ключевом вопросе - финансировании государственных расходов. По сути, это было решение о роспуске империи, дающее надежду на ее трансформацию в мягкую конфедерацию.

КРАХ
лава

8;

Как я выжил, будем тать Только мы с тобой...

К. Симонов

§1

Политэкономия провалившегося переворота

17 нюня М. Горбачев подписал, а И8 июня направил в Верховый Совет СССР и в Верховные Советы:публик проект договора «О Союзе суверенных государств». По-Ftoie радикальных изменений, последний вариант был обсужден в *Ново-Огарево 23 июня 1991 г. 29-30 июня на встрече М. Горбачева, ^Б, Ельцина и Н. Назарбаева было принято решение о его подписавший главами союзных республик 20 августа.

В канун подписания договора, оформляющего мирный, упо-1*'рядоченный роспуск империи, вице-президент СССР, премьер-■министр, министр обороны, председатель КГБ, руководитель ВПК, главнокомандующий сухопутными войсками, при поддержке ^Председателя Верховного Совета СССР приняли решение сделать "то, на что, на их взгляд, президент не решается из-за слабости характера - употребить силу, восстановить полигический контроль, 'сохранить центральную власть. В течение трех дней выясняется, что дело не в Горбачеве, а в уже изменившейся стране.

19-21 августа 1991 г. то, чего в течение десятилетни боялись власти, стало реальностью - армия отказалась стрелять в народ. Понадобилось лишь трое суток, чтЪбы социально-политическая система сверхдержавы, стержнем которой была способность и готовность в неограниченных масштабах применять насилие по отношению к собственному народу, перестала существовать.


1 Шахназаров Г. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001. С. 440. 2 25 февраля 1917 г. в Петрограде число участников забастовок достигло 200 тыс. человек. В девять вечера этого же дня генерал-лейтенант С. Хабалов получил переданную по прямому проводу в генеральный штаб телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией. Николай». В десять часов дня Хабалов зачитав телеграмму царя старшим офицерам, приказал, в случае если толпа ведет себя.агрессивно, открыть огонь на поражение. С утра 27 февраля отказ войск Стрелять в народ стал массовым. Ситуацию сложившуюся на 8 утра 28 февраля сам Хабалов описывает так: «1) В моем распоряжении Знание главного Адмиралтейства, четыре гвардейских роты, пять эскадронов и сотеи, н две батареи, прочие войска перешли на сторону революционеров, или остаются по соглашению с ними нейтральными. Отдельные солдаты и шайки бродят по городу, стреляя прохожих, Ьбезоруживая офицеров, 2) Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются. 3) Весь город во власти революционеров, телефон не действует, связи с частями города нет». К 12 часам дня невозможность сопротивления Хабалову была очевидна. Вскоре он был арестован солдатами, осматривающими здание Адмиралтейства. См.; Блок А. Последние дни старого режима // Архив русской революции. Верлии, 1922. Т. 4. С. 5-54. (Поэт иаписал цитируемую статью, опираясь на материалы, собранные Чрезвычайной комиссией Временного пра­вительства, при расследовании незаконных действий бывших ми­нистров).

Провалившийся путч вспоминается многими как опереточный. Между тем перед его организаторами стояли непростые задачи - в развитом урбанизированном обществе трудно иайти командиров, готовых отдать приказ давить танками сограждан, так же как и солдат, которые такие приказы выполнят. Офицеры, по опыту конца 1980-х годов хорошо усвоившие, что отвечать придется им, сделали все возможное, чтобы не оказаться крайними. К тому же руководители переворога не вышли из революции и гражданской войны, за иимн стояли десятилетия стабильного режима. Неудивительно, что они пытаются переложить на других ответственность за применение силы. О неготовности ГКЧП (Государственный комитет но чрезвычайному положению - так был назван руководителями переворота орган, взявший на себя всю полноту власти) принимать какие бы то ии было решения, связанные с возможностью кровопролития, надеждах на то, что органы Министерства внутренних дел, КГБ, Министерства обороны все сами устроят, ярко свидетельствуют воспоминания последнего Председателя КГБ СССР В. Крючкова1.

Штурм Белого дома предполагалось начать в ночь на 21 августа. Указание о разработке его плана было дано Председателем КГБ В, Крючковым в 9 утра 20 августа. Это должно было быть совместной операцией армии, КГБ и МВД под условным наименованием «Гром». Решение обсуждалось в Генеральном штабе с середины до второй половины дня 20 августа. Генералы доложили, что с военной точки зрения взять Белый дом - не проблема. Но при этом массовые жертвы среди мирного населения неизбежны. Первоначально операция планировалась на 1 час ночи, затем была перенесена на 3 часа утра, но так и не состоялась. Главным фактором отказа от нее было нежелание лидеров переворота взять на себя ответственность за массовое кровопролитие. Армия ждала действий КГБ. КГБ - армии, а МВД - тех и других. К ночи стало известно, что подразделение КГБ «Альфа» от участия в штурме отказалось, дивизии МВД Тульская и им. Дзержинского не тронулись с мест, а бригада «Теплый Стан» куда-то пропал а:.

' Крючков В Личное чело. М.: Олимп ACT, 1996. Ч. 2. С. 184-200.

' Барсенков А.С., Шадрин А.Ю. Политический кризис в СССР 19-21 августа 1991 г. // Вестник Московского Университета. Сер. 8. 2001. № -; С. 50. О причинах краха августовского переворота 1991 г см. т.акжс Медведев В Aeiycr 1991 // Свободная мысль, 1993. № 12. С. 67-77.

Г. Шахназаров пишет: «Если бы введенные в Москву танки открыли огонь по баррикадам и были поддержаны атакой е воздуха, почти мгновенно все было бы кончено. Покорились бы и рес-блики, о чем свидетельствует их осторожная реакция, явно рассчитанная на то, чтобы выиграть время, посмотреть, как будут разбиваться события в столице Союза. Ну, а найдись смельчаки, зовущие к сопротивлению, на иих быстро накинули бы петлю»1. Это не так просто. В Петрограде в феврале 1917 г. были начальники, отдавшие приказ о стрельбе по демонстрантам". В августе 1917 г, Главнокомандующий русской армией генерал Корнилов тоже был 'готов отдать такой приказ. Режим это не спасло. В таких ситуациях ■Важно не только то, отдают ли подобные приказы, но и то, есть ли части, готовые их исполнять, и нет ли тех, кто готов перейти на сторону, противостоящую существующему режиму.

Три августовских дня 1991 г. показали, что М. Горбачев не применял силу для спасения режима не только потому, что не хо-;тел, но и потому что и при желании не мог этого сделать. Извест


ный политический обозреватель Максим Соколов сразу после провала путча так описывает его последствия: «Два последних дня в Москве стали днями похорон: идиотский режим умер идиотским образом. Путч оказался дурацким, потому что народ перестал быть дураком. [...] Был создан важнейший прецедент -впервые за 73 года граждане сумели принудить до зубов вооруженное государство к капитуляции. Вместо инерции страха общественная жизнь начала определяться инерцией бесстрашия... Если в других странах путч обыкновенно является затеей дюжины злоумышленников, которых затем сажают в тюрьму и живут как жили, то августовский путч оказался беспрецедентен. Под различные статьи УК дружно подвело себя практически все союзное руководство: силовые структуры (верхушка армии, МВД и КГБ), власть исполнительная (Кабинет министров), власть законодательная (Лукьянов и «союзники») и власть партийная (верхушка КПСС). А когда вся верхушка государства, состоящая либо из преступников, либо из их пособников, терпит от народа сокрушительное поражение, такое государство не может устоять. Все руководство государства проваливается в политическое небытие, и из политического вакуума возникает некоторое другое государство. Оно и возникло, причем не одно»[544].

Сложившаяся в СССР к августу 1991 г. экономическая ситуация устанавливала жесткие рамки возможных вариантов развития событий. Даже если бы организаторы переворота смогли удержать власть, это не меняло экономического положения страны, а его контуры к этому времени были строго заданы.

В начале августа М. Горбачев подписывает указ о безотлагательных мерах по увеличению производства товаров и услуг для населения. В нем Союзно-республиканскому валютному комитету. Министерству экономики н прогнозирования СССР, Министерству внешнеэкономических связей СССР совместно с Банком внешнеэкономической деятельности СССР, было поручено обеспечить приоритетное направление валютных средств на закупку зерна, лекарственных средств, сырья н материалов, комплектующих изделии, необходимых для производства товаров для населения2. Если наложить строгие указания, содержащиеся в этом указе, на материалы межправительственной переписки, нетрудно понять, насколько далека его тональность от действительности.

Председатель правления Госбанка СССР В. Геращенко -Председателю кабинета Министров СССР В. Павлову (июнь 1991 г.): «Решениями Правительства, принятыми в разное время, начиная с 1959 года, Госбанку СССР поручено осуществлять расходы бюджета по возмещению разниц в ценах на сельхозсырье и другую продукцию с особых счетов по регулированию разниц в ценах за счет кредитных ресурсов с последующим погашением образовавшейся задолженности из средств бюджетов. Из-за систематической задержки погашения указанной задолженности сумма долга бюджетов нз года в год возрастала, что негативно сказывалось на денежном обращении в стране. Начиная с 1991 года, Минфином СССР возмещение разниц в ценах отнесено, в основном, на бюджеты республик... Между тем в условиях перехода к рынку и неконтролируемого роста цен банки вынуждены выплачивать все возрастающие разницы на сельхозсырье и другую продукцию. Так, в первом квартале т. г. на выплату разниц в ценах были направлены кредитные ресурсы в сумме 29,2 млрд. рублей, в апреле - 5,9 млрд. рублей. Включая выплаченные суммы в прошлом году, задолженность бюджетов банкам по этим выплатам за период с начала года до 1 мая возросла с 61,6 млрд. рублей до 96,7 млрд. рублей. По этой причине, а также в связи с ростом общего государственного долга централизованный ссудный фонд Госбанка СССР целиком направлен на покрытие бюджетных расходов. Если продолжить эту практику автоматического вовлечения ресурсов банков в покрытие бюджетных расходов по возмещению разниц в ценах, то единственным источником пополнения ресурсов явится кредитная эмиссия и эмиссия наличных денег. В связи с тем, что непринятие решения по этому вопросу ведет к неуправляемой кредитной и наличноде-вежной эмиссии, считаем необходимым незамедлительно отменить указанный выше порядок возмещения разниц в ценах, как дестабилизирующий экономику и способствующий неконтролируемым инфляционным процессам»[545].


Соколов Ы. Слава Богу, перестройка кончилась // Коммерсантъ. 1991. №34. 26 августа.

2 Горбачев М.С. О безотлагательных мерах по увеличению производства товаров и услуг для населения // Известия. 1991. 5 августа.


II полугодие 1991 года». 8 мая 1991 г. См.: РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4005. Л. 95,99.

Первый заместитель Председателя Кабинета министров СССР В. Щербаков - в Совет Федерации СССР (16 августа 1991 г., за три дня до попытки переворота): «Страна ускоренными темпами втягивается в глубокий финансовый кризис и развал денежного обращения. Эти факторы в настоящее время в решающей степени определяют ухудшение экономической, социально-психологической и политической ситуации в стране... По самым разным причинам, прежде всего связанным с нерешительностью в принятии непопулярных мер, боязнью ряда руководителей укрепления роли союзного правительства, низким уровнем скоординированности организационной и экономической работы между разными уровнями исполнительной власти и т.д. Практически возможности реализации антикризисной Программы уменьшаются с каждым днем. Основные меры по стабилизации финансового положения страны должны были реализовываться 1 июля. Однако бесконечные согласования, обсуждения н так далее привели к тому, что потеряно уже 2 месяца. За этот период, хотя тоже с опозданием, удалось только принять решение по стабилизации работы базовых отраслей и частично производства товаров народного потребления... Необходимо понять, что через 2-4 месяца для н

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: