Плакат и малые рекламные жанры

Рекламный плакат – нефальцованное, многокрасочное, одностороннее издание большого формата, посвященное какому-либо товару и/или фирме его выпускающей. Рекламный плакат отличается малым количеством текста – как правило, присутствуют название фирмы, товара или услуги, реквизиты фирмы, слоган.[7]

До конца XIX века жанр для жанра плакатной рекламы было характерно натуралистичное отображение предметов. Этот период не оставил выдающихся в плане визуальной выразительности образцов плакатного искусства

Интересен в этом плане плакат начала 1900х годов, рекламирующий конфеты «Раковые шейки» товарищества Д.Кромский, на котором, помимо

самих конфет на подносах, были изображены одетые во модные костюмы раки, что довольно остроумно обыгрывало название выпускаемой продукции.

Еще более показателен в плане выразительности плакат фирмы «Эйнем» от начала XX века. Здесь девочка около полутора-двух лет от роду с соской-пустышкой и мишкой под мышкой переходит в воздухе Москва-реку, по берегам которой видны с одной стороны — кремлевские башни, с другой — корпуса фабрики «Эйнем». Текст гласит: «Мой первый шаг за печенъемъ Эйнемъ». [8]

Представление товара в лучшем свете, привлечение внимания к его лучшим качествам, является одной из сложнейших задач рекламной деятельности. О «привлекательных» качествах вещи — вкусе, прочности, легкости, которые невозможно изобразить и представить визуально, плакат говорит языком иносказаний — ассоциаций, метафор, символов, гипербол.

Так, например, о крепости папирос «Пушка» табачной фабрики «А.Ф.Миллер», помимо названия, должно говорить и изображение одноименного орудия, дающего данными папиросами красочный залп

С начала XX нередким становится использование женского образа в рекламе. Красавицы, притягивающие внимание к товару своей красотой появляются в рекламе пива, папирос, мыла, гильз, швейных машинок. Следует отметить, что дореволюционные плакаты в большинстве не были навязчивыми, их характеризовала относительная спокойность, почти полное отсутствие побудительных призывов. Тем не менее, жанр плаката отличала большая информационная и выразительная емкость, красочность, обилие красноречивых метафор, что придавало плакатам значительную степень убедительности.

Последнее, что надо сказать о плакатном жанре дореволюционной России – это колебания художественного уровня в зависимости от целевой аудитории. Поэтому по-разному выглядела реклама предметов роскоши для привилегированной публики или леденцов для крестьян.

Но все же ни один жанр самостоятельно не может полностью удовлетворить рекламные потребности крупных предприятий, поэтому производители стремились использовать все доступные средства рекламы, сводя их к единому фирменному стилю. Помимо плакатов и рекламы в прессе использовались и малоформатные средства рекламы, такие как этикетка или ярлык

Этикеткой называют информационно-рекламное листовое издание, ярлык на чем-либо, например, на упаковке, с фабричным или торговым клеймом, содержащие краткую информацию о данном объекте, изготовленные чаще из бумаги, реже — из ткани, фольги, соответствующие по размеру упаковке.[9]

Роль этикетки в рекламе товара намного важнее, чем кажется на первый взгляд. Этикетка – важнейший элемент маркетинга, вид рекламы.

, и от ее привлекательности в большой степени зависит, будет ли данный товар пользоваться спросом. Элементы оформления этикетки должны подчеркивать отдельные качества товара или его производителя.

Предприниматели считали оправданным тратить деньги на оригинальную упаковку товара, так как покупатели относились с доверием к товарам качественно и изящно упакованным.

Дореволюционная упаковка отличалась разнообразием форм, цвета, фактуры. Особенно оригинальны в плане оформления упаковок и этикеток товара были кондитерские фирмы. Искренней детской любовью пользовались фантики, в которых продавались конфеты фабрики «Абрикосов и сыновья». Из этих картинок создавались серии, посвященные цветам, машинам, зверям, животным и т. п. Стремление детей собрать свою серию, похвастаться ею перед сверстниками очень способствовало раскупаемости абрикосовкой продукции.[10]

Хорошим поводом для популяризации продукции были праздники. К рождеству, пасхе, именинам, а также юбилейным датам, каждая фирма старалась обновить ассортимент товаров стремясь удивить и обрадовать покупателей оригинальными товарами. В дни больших торжеств предлагались товары в специальной юбилейной упаковке. Юбилейная упаковка была своеобразным сувениром, ее берегли на память.

Еще один жанр малой изобразительной российской рекламы – рекламная открытка – однолистовое полиграфическое издание установленного формата, одна сторона которого является рисунком, репродукцией или фотографией со слоганом или только с изображением торговой марки компании, а другая может быть использована для письма или рекламного текста компании.[11]

Основными преимуществами рекламной открытки являются её тиражность, мобильность, дешевизна и легкость распространения. Производители часто выпускали целые серии открыток.

Открытки выполняли напоминательную функцию, отправленные по случаю праздников определенному кругу лиц. Для дополнения эффекта на открытку часто ставились фирменные печати, для чего предприятия заказывали специальные резиновые штемпели. Рекламная открытка породила еще один малый изобразительный жанр – рекламную марку.

В некоторых малых изобразительных жанрах, изображение теряло первостепенную роль, вместо него главенствующую позицию занимал вербальный текст. К таким жанрам относятся, например, буклеты, бланки, проспекты, визитки.

Буклет – престижное специальное цветное издание, отпечатанное на качественной бумаге, сфальцованное (в один или несколько раз) и представляющее какую-либо организацию или определенный перечень товаров с их характеристиками. Подобная информация в рекламном буклете составляет основную часть содержания. Рекламный буклет чаще используется для престижной рекламы, чем для коммерческой.[12]

Бланк– листовое издание, содержащее элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера и предназначенное для последующего письменного заполнения. Для этого в нем есть все необходимые данные и пробельные строки.[13]

Проспект– рекламное издание, содержащее систематический перечень услуг, предметов или описание одного предмета, предназначенного к выпуску, продаже или показу.[14]

В жанре визитки(листовое издание миниатюрного формата, содержащее сведения о личности, сотруднике фирмы или о самой фирме (организации).) – шрифтовая графика достигала очень высокого уровня, зачастую превращая визитную карточку в изысканную каллиграфическую миниатюру. В фондах Московского музея рекламы имеется значительное число таких миниатюр, среди которых особой утонченностью, филигранностью отделки отличаются визитные карточки, принадлежащие деловым женщинам — прослойке довольно экзотической в восприятии современников на рубеже веков.


Печатная полиграфия содержит обращения, которые могут повлиять на потенциальных покупателей, находящихся на рынке услуг. Данный жанр рекламы особенно походит для создания осведомленности о бренде и укрепления отношений с потребителями. Печатные носители особенно эффективны для формирования престижного образа конкретной торговой марки.


Список литературы

1) Стефанов С. И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт, 2008

2) Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2009.

3) Кузнецов, А. Казакевич, Н. Соболева, В. Балязин: Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1. Москва, 2010. Олма-пресс.

4) Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. Т. 5. — М., 1881

5) Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. — Л., 1988.

6) Лекции по истории журналистики 16-18 веков. ННГУ им. Лобачевского.

7) Макашина Л. П. Русская реклама: отечественная практика (1703-1918) — Уральский государственный университет. — Екатеринбург, 1995.

8) Боровский А. Д. Русский театральный плакат (1870-1970).— М., 1987

9) http://www.advertiser-school.ru

10) Методические рекомендации для разработчиков товарных знаков. — М., 1985. Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. Т. 2. — М., 1881


[1] Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2009. 304 с

[2] Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. Т. 5. — М., 1881.

[3] Лекции по истории журналистики 16-18 веков. ННГУ им. Лобачевского.

[4] Санкт-Петербургские ведомости. 1771, 14 октября.

[5] Московские ведомости. 1786, 3 января.

[6] Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2009.

[7] Стефанов С. И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

[8] Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. — Л., 1988. С. 104.

[9] Стефанов С. И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

[10] Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2009.

[11] Стефанов С. И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил.

[12] Стефанов С. И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

[13] Стефанов С. И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

[14] Стефанов С. И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: