Современная психосоматика, беря начало в работах клиницистов психоаналитического направления, к настоящему моменту включает в себя разные направления исследований, которые неоднородны и не согласованы между собой в постановке проблем и методах исследования. Существует целый ряд теорий, объясняющих возникновение психосоматических расстройств. Ниже дана краткая характеристика некоторых из них.
Конверсионная теория (З.Фрейд): конверсия – смещение психического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы в области тела. Телесный симптом символизирует бессознательный конфликт пациента. С появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению этого конфликта.
Теория вегетативного невроза (Ф.Александер): если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе. Подобные изменения могут повлечь за собой изменения ткани, а возможно, даже необратимые поражения органов.
|
|
Концепция "личностных профилей" (Ф.Данбар): изучив большое количество больных с различными соматическими заболеваниями, Данбар заметила значительное сходство в особенностях личности больных одной нозологии. Она описала "язвенную личность", "коронарную личность", "артрическую личность" и т.д., полагая, что личностные профили имеют диагностическое, прогностическое и терапевтическое значение. Данбар описывает и общие особенности, присущие всем больным с психосоматическими расстройствами: инфантильность, сильная способность к фантазированию, недостаточная включенность в ситуацию, часто не способны к словесному описанию тонких нюансов своих чувств и переживаний.
Модель десоматизации – ресоматизации (М.Шур). В ее основе лежит понятие "регрессия" – возврат с высшей на низшую стадию развития. В раннем детстве для человека характерно единое "психофизиологическое переживание". Аффекты еще в значительной мере связаны с сопровождающими их соматическими процессами. Развитие здорового ребенка характеризуется как процесс "десоматизации". По мере взросления соматических форм реагирования становится меньше и ребенок начинает позволять все более осознанные, когнитивные формы проработки опасностей и ситуаций страха. Психосоматическая регрессия (ресоматизация) возможна при "слабости" и нестабильности "Я", когда в отягощающих ситуациях активизируются бессознательные, невротические конфликты и под давлением неуверенности в себе может наступить регресс на инфантильно-соматические, физиологические формы реагирования.
|
|
Алекситимия ("чувство без слов") – психологический склад личности, предрасполагающий к заболеваниям психосоматической специфичности. Для лиц с алекситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений.
Эмоциональная сфера этих пациентов отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. Недостаточно развиты воображение и абстрактно-логическое мышление, ограничены возможности понимания себя, связанные с дефицитом рефлексии. Характерны инфантилизм, чрезмерный прагматизм, дефицит творческого отношения к жизни, эмоциональная неустойчивость с частыми "срывами". Явление алекситимии есть результат прижизненного формирования психики в особых, дефицитарных в том или ином отношении условиях.
Влияние соматического состояния на психику человека
Это влияние может быть как патогенным, так и саногенным (оздоравливающим).
Патогенное влияние – нарушение психической деятельности человека в условиях соматической болезни. Имеются два основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику:
Соматогенный – связан с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и интенсивных болевых ощущений.
Психогенный – психологическая реакция личности на заболевание и его последствия. Представляет собой основную форму влияния соматического заболевания на психику человека.
Субъективно-психологическую сторону заболевания обозначают понятием "внутренняя (аутопластическая) картина болезни". Оно было впервые предложено известным терапевтом Р.А.Лурия (1939). В литературе также используется множество близких понятий: переживание болезни, сознание болезни, отношения к болезни и др.
Выделяют по крайней мере четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего (В.В.Николаева, 1987):
– чувственный (уровень ощущений);
– эмоциональный (различные виды эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия);
– интеллектуальный (представления и знания больного о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях);
- мотивационный (возникновение новых мотивов и перестройка прежней мотивационной структуры).
В зависимости от содержания внутренней картины болезни у личности могут развиваться разнообразные типы отношения к своему заболеванию, среди которых наиболее часто выделяют следующие:
- адекватное отношение соответствует объективному состоянию: без преувеличения или недооценки. Нежелание обременять окружающих тяготами ухода за собой, переключение на доступные сферы деятельности;
- пренебрежительное: недооценка своего состояния;
- отрицающее: активное игнорирование наличия расстройства;
- аггравирующее: преувеличение степени тяжести своего состояния;
- ипохондрическое: погружение, "уход" в болезнь, сосредоточенность только на своем расстройстве;
- рентное: использование своего состояния для манипулирования другими людьми с целью получения моральных или материальных выгод;
- безразличное: пассивное принятие своего состояния, утрата интереса ко всему, что интересовало ранее.
Вопросы и задания:
1. Что лежит в основе развития психосоматических расстройств?
2. Какие теории психосоматических расстройств вы знаете?
3. Чем соматоформные расстройства отличатся от психосоматических (психосоматозов)?
4. Какие личностные особенности предрасполагают к развитию различных соматических заболеваний?
|
|
5. Какие уровни выделяют во внутренней картине болезни?
6. Познакомьтесь по словарю с определением термина "ятрогения". Какова его связь с проблемой психосоматических расстройств?
Литература
1. Вайнштейн Эндрю Дж. Применение парадокса в медицинской практике // Моск. психотерапевт, – № 2, 1997. – С. 63-77.
2. Гаранян Г., Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками // Моск. психотерапевт, – № 2, 1994. – С. 29-49.
3. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2003.
4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.
5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. С. 203-233.
6. Соколова Е.Т. Где живет тошнота? // Моск. психотерапевт. – № 1, – 1994.
5. Контрольное задание, вопросы к экзамену,
тест для самопроверки
Завершающее контрольное задание:
Основные патопсихологические регистр-синдромы | Внимание, восприятие | Память | Мышление | Личностные особенности (мотивационные, эмоционально-волевые, общение) |
1. Шизофренический | ||||
2. Аффективно-эндогенный (маниакально-депрессивный психоз, функциональные аффективные психозы позднего возраста) | ||||
3. Олигофренический | ||||
4. Экзогенно-органический (экзоген-но-органические поражения головного мозга – церебральный атеросклероз, последствия черепно-моз-говой травмы, токсикомании и т.д.) | ||||
5. Эндогенно-органический (истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге) | ||||
6. Личностно-аномальный (акцентуированные и психопатические личности) | ||||
7. Психогенно-психотический (реактивные психозы) | ||||
8. Психогенно-невротический (неврозы и невротические реакции) |
Заполните таблицу, выделяя наиболее существенные признаки, характерные для того или иного патопсихологического синдрома. Подчеркнем, что характеристика синдромов должна быть представлена в психологических (не клинических – из учебников психиатрии) понятиях.
|
|