Психокоррекционный комплекс

Целенаправленное психологическое воздействие на опредёлённые (конкретные) психические образования [1] личности клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс (посредством «проведения в жизнь» программы психокоррекции), состоящий из пяти взаимосвязанных и последовательно проводящихся блоков: 1-ый диагностический блок, установочный блок, коррекционный блок, 2-ой диагностический блок, и блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приёмов. Психокоррекционный комплекс включает в себя различные методы психологического воздействия, каждый из которых имеет свои специфические механизмы коррекционного действия.

При использовании разнообразных приемов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая и т.п.). Все данные о закономерных чертах, симптомах или свойствах должны быть переплавлены в представления об индивидуальном проявлении всех этих общих закономерностей в реальном поведении или психологическом облике человека, с которым проводится работа. Иными словами, в психокоррекции главным является реализация индивидуального подхода. Нельзя говорить о психокоррекции группы детей или взрослых в смысле доведения всех участников, хотя бы по одному параметру, до одинаковых показателей, а следует говорить о создании условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции.

Генеральная психологическая задача психолога – создать условия по возможности более полного личностного роста, но, ни в коем случае не подталкивать участников психокоррекции к достижению определенных, заранее регламентированных результатов. В каждом психокоррекционном процессе есть свои взлеты и падения, ускорение движения и замедление, всплески и ровные участки. Это происходит за счет того, что главным в психокоррекции являются процессы эмоциональные, процессы сильных переживаний, а, как известно, эмоции – это весьма подвижные, динамичные психические процессы. Ярко эмоционально окрашенные переживания клиента, имеющие место в процессе психокоррекции, создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на самого себя, на близких людей, на всю систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, распределение и перестройка элементов сознания и самосознания, определённое достраивание осознания личности – все это результат острых эмоциональных переживаний клиента, которые имеются в психокоррекционном процессе.

Блоки психокоррекционного комплекса (части целостной программы психокорррекционой деятельности).

1. Диагностический блок (первый диагностический блок). Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

На первом этапе необходимо провести психологическую диагностику клиента/клиентов, для того чтобы выявить наличие тех или иных проблем. Для проведения психокоррекции выбирается от 1 до 12 человек (в зависимости от того, будет коррекция индивидуальная или групповая, и от возрастной категории клиентов), если группа выходит за рамки 12 – 15 человек, то группу необходимо вести двум психологам (или группа сразу делится на две подгруппы). (См. Приложение).

Диагностика должна носить разноплановый характер и должна в себя включать: интервью (беседу), наблюдение, и набор разноплановых психодиагностических методик, соответствующих возрасту клиента/клиентов и отвечающих поставленным рабочим задачам. После того, как была проведена разносторонняя диагностика и осуществлена её всесторонняя оценка, необходимо составить программу психокоррекционных воздействий, определить форму работы (индивидуальная/групповая), определить направленность, длительность и периодичность психокоррекции. По профессиональным данным, оптимальный срок коррекции – 15 занятий при частоте 2 раза в неделю. (См. Приложение).

2. Установочный блок. Цель: побуждение у клиета желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

На данном этапе происходит мотивирование клиента и его окружения на сотрудничество с психологом, снятие психологических барьеров и негативных установок по отношению к психологу вообще, и к психокоррекционной работе в частности. Если на этом этапе клиент категорически отказывается работать, это может означать его нежелание приступить к работе прямо сейчас, или он обратился не по своей воле. В этом случае принуждать его психолог не имеет профессионального права. (См. Приложение).

3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития личности к положительным формам развития, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.

Это самый большой по времени блок. Он включает в себя набор техник, методик и упражнений, необходимых для проработки проблем и запроса клиента. Данный набор в большей степени зависит от того направления/направлений, в котором работает психолог (хотя, этот набор формируется, исходя из конкретных задая корррекции) и должен быть ориентирован на возраст клиента/клиентов, на его (их) интеллектуальное развитие и т.п. и пр. (См. Приложение).

4. Повторный диагностический блок (второй диагностический блок). Цель: оценить изменения, которые произошли с клиентом после реализации коррекционных мероприятий.

Повторная диагностика проводится посредством именно тех же метотодических средств, и по тем же психодиагностическим методикам, что и на первом диагностическом этапе, – дабы точно понять, произошли ли какие-либо изменения в психике и поведении клиента. (См. Приложение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: