Тихомиров О.К. Психология мышления. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002

34. Узнадзе Д.Н. Общая психология. / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

35. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М.: ПЕРСЭ, 2002.

36. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981.

38. Штейнмец А.Э. Общая психология. – М.: Академия, 2014.

Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.

Раздел № 2. Тема № 8. «Психический познавательный

процесс ″Речь″»

Речь в качестве психического познавательного процесса (ППП) использования человеком языка, языковых значений, в основном, для общения с другими людьми и с базовой целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Речь как сложившаяся в процессе материальной и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, словами и знаками. Речь в качестве процессов порождения, передачи и восприятия людьми разнообразных сообщений с коммуникативными целями.

Регуляция и контроль человеком с помощью речи собственной практической и психической деятельности. Концепция Л.С. Выготского о речи как о высшей психической функции.

Детерминация речи другими психическими познавательными процессами, прежде всего, – мышлением. Концепция С.Л. Рубинштейна.

Речь в качестве речевой деятельности (речевых действий). Концепция А.Н. Леонтьева.

Базовые типы речи: речь активная и реактивная (речевые стереотипы); речь вербальная (словесная) и невербальная (рукописная, печатная, т.н. изобразительная).

Основные формы речи: разговорная, логическая, художественная (поэтическая), устная, письменная.

Фазы, этапы функционирования речи как психического познавательного процесса: 1) фаза ориентировки; 2) фаза планирования; 3) фаза реализации; 4) фаза контроля. Представленность в каждом данном конкретном речевом акте всех этих 4-х фаз психического познавательного функционирования речи. Концепции Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Место речи в системе высших психических функций человека – роль речи в сознании.

Виды речи: внешняя речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь. Внутренняя речь как «сгусток смысла», – по выражению Л.С. Выготского. Развитие, формирование видов речи. Концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Полемика Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по вопросам формирования и развития данных видов речи. Подвиды внутренней («мысленной») речи: 1) внутреннее проговаривание («речь про себя»); 2) собственно «речь внутренняя» (в узком содержательном смысле), выступающая в качестве средства вербального и вербально-логического мышления; 3) внутреннее (мысленное) программирование собственного поведения и деятельности в качестве психической познавательной взаимосвязи между речью, мышлением и памятью.

Культурно-исторические информационные функции речи, как психического познавательного процесса, имеющего социальную значимость: сообщение, выражение, воздействие, мышление, общение, познание. Концепция Л.С. Выготского.

Взаимосвязь речи с другими психическими познавательными процессами. Качественная взаимосвязь мышления и речи.

Речь и язык. Единственность и первичность речи как психического познавательного процесса. Вторичность языка как средства выражения речи.

Язык как система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык в качестве системы символов, понятий, сигналов, представленных в осмысленной и заданной людьми форме. Язык как генеральный способ реализации речи, функционирующий на её основе.

Социальные, общественные значения языка: 1) язык как средство общения, 2) язык как система словесного выражения мысли.

Строение языка. Слова в качестве частиц языка. Значение и смысл слов. Интериоризация и экстериоризация смысловых понятийных значений слов человеком. Опосредованность, символичность, обобщённость, абстрактность слов как понятий. Концепция Л.С. Выготского о смысле слов как об их символическом значении и о психоонтогенезе речевого/языкового развития человека. Словосочетания, фразы и предложения как элементы языка.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 8 раздела № II

1. Охарактеризуйте речь в качестве психического познавательного процесса использования человеком языка, языковых значений.

2. Каковы психофилогенетические «цели» речи как психического познавательного процесса?

3. Осветите речь как сложившуюся в процессе материальной и преобразующей деятельности людей форму общения.

4. Объясните опосредование речи языком, словами и знаками.

5. Разъясните речь в качестве процессов порождения, передачи и восприятия людьми разнообразных информационных сообщений с коммуникативными целями.

6. Каким образом, человеком, с помощью речи, осуществляется регуляция и контроль собственной практической и психической деятельности?

7. Разъясните концепцию Л.С. Выготского о речи как о высшей психической функции.

8. Каким образом осуществляется детерминация речи другими психическими познавательными процессами?

9. Как речь предопределена мышлением?

10. Объясните концепцию С.Л. Рубинштейна о взаимосвязи мышления и речи.

11. Раскройте речь в качестве речевой деятельности (речевых действий).

12. Расскажите о концепции А.Н. Леонтьева о речи как о речевой деятельности.

13. Содержательно осветите базовые типы речи.

14. Каковы основные формы речи?

15. Опишите фазы, этапы функционирования речи как психического познавательного процесса.

16. Что такое речевой акт? Как в нём представлены фазы функционирования речи?

17. Каково место речи в системе высших психических функций человека? Какова роль речи в сознании?

18. Какие выделяются виды речи?

19. Детально опишите внутреннюю речь. Осветите по данному вопросу позицию Л.С. Выготского.

20. Каким образом происходит развитие, формирование видов речи? Раскройте концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по данному вопросу.

21. Подробно опишите научную полемику Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по вопросам формирования и развития видов речи.

22. Какие имеются подвиды внутренней речи? Как они функционируют?

23. Каковы культурно-исторические информационные функции речи? Содержательно раскройте научные взгляды Л.С. Выготского по этому вопросу.

24. Охарактеризуйте взаимосвязь речи с другими психическими познавательными процессами.

25. Опишите взаимосвязь речи и ощущения.

26. Опишите взаимосвязь речи и восприятия.

27. Опишите взаимосвязь речи и внимания.

28. Опишите взаимосвязь речи и памяти.

29. Опишите взаимосвязь речи и воображения.

30. В чём состоит качественная взаимосвязь речи и мышления?

31. Речь и язык. Их связь и соотношение.

32. Дайте определение языку в смысловом контексте речи.

33. Каковы социальные, общественные значения языка? Каково строение языка?

34. Тщательно опишите концепцию Л.С. Выготского о смысле слов и об их символическом значении. Как, по Л.С. Выготскому, происходит психоонтогенез речевого/языкового развития человека?

35. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Речь» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Речь».

Рекомендуемая по теме № 8 раздела № II литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.

3. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Общая психология», раздел «Психические познавательные процессы». Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М.: МГППУ, 2010.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: