(вызов к доске, ответ с места и пр.).
Возраст детей, с которыми проводится коррекция: программа рассчитана на детей 9 – 12 лет.
Количество детей в коррекционной группе: группа состоит из 10 детей.
Наиболее часто страх перед опросом учителя в классе проявляется у так называемых ассимилятивных [6] детей (см. выше в разделе «Содержание занятий дисциплины» тему № 7 данной учебной дисциплины).
Ассимилятивные дети. Психологические особенности таких детей – низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний (заниженный или завышенный), вытеснение гнева (трудности его прямого проявления), социальные страхи (не соответствовать ожиданиям взрослых, сделать что-то не так, страх контрольных работ, ответов у доски и т.п.). Эти дети склонны к психосоматическому реагированию на трудные ситуации, например, тошнота, рвота, головные боли, боли в области желудка и т.п.
В поведенческом плане такие дети чаще всего отличаются хорошей успеваемостью и дисциплиной, заслуживают поощрения педагогов и родителей. Взрослых может иногда беспокоить снижение качества учебной деятельности у этих детей во время контрольных мероприятий. В обычных условиях к психологу такие дети попадают только после появления у них серьезных психосоматических отклонений по совету врача-невропатолога.
|
|
Основное нарушение психологической гармонии у ассимилятивных детей наблюдается в отношении гнева, что и влечет за собой многочисленные страхи, неуверенность и т.п. Отсюда можно заключить, что основное направление работы с ассимилятивными детьми – это работа с гневом, т.е. обучение детей осознавать свой гнев, принимать его и адекватно выражать. Однако, говоря о специфике коррекционного процесса у ассимилятивных детей, необходимо отметить, что при его организации необходимо учитывать и зону конфликта, и содержание конфликта.
Согласно А.А. Бодалёву и В.В. Столину, в данном контексте зона конфликта определяется основными сферами жизнедеятельности детей: семьёй и детским садом или школой (т.е., во многом – коллективом сверстников). Однако для дошкольников и младших школьников более значимыми являются взаимоотношения с воспитателем и учителем, чем взаимоотношения со сверстниками. Кроме того, взаимоотношения с воспитателем и учителем также во многом опосредуются семьёй ребенка. Например, отношение учителя к ученику зависит от того, как сложилось его взаимодействие с семьёй ребенка. Соответственно ребенок может чувствовать бессознательный страх родителей перед школой и принимать его на себя. Поэтому, говоря о зоне конфликта для дошкольников и младших школьников, нужно ориентироваться либо на нарушения семейных взаимоотношений, либо на нарушения взаимоотношений с воспитателем и учителем, имея в виду, что последние во многом опосредуются первыми.
|
|
Ассимилятивный стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям саморазвития. Неконструктивность и контрпродуктивность ассимилятивного стиля проявляется в определённой психологической ригидности детей, в результате чего они пытаются полностью соответствовать желаниям окружающих взрослых. Наиболее типичные проблемы таких детей – страх не соответствовать ожиданиям взрослых и другие социальные страхи.
Трудности: испытывают страх перед опросом учителя в классе.
Возможные психологические причины:
1. Заниженная самооценка
2. Внутреннее стрессовое состояние
3. Индивидуально-типологические особенности личности
4. Другие психологические причины
Цель:
Повышение самооценки и формирование адекватной реакции на ответ в классе перед учителем.
Задачи:
1. повышение самооценки;
2. снятие тревожных состояний;
3. снижению у детей страха перед возможной ошибкой;
4. содействовать повышению самоуважения детей;
5. помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме;
6. способствовать осознанию детьми своих положительных качеств;
7. способствовать повышению уверенности в себе;
8. способствовать повышению рефлексии детей;
9. помочь осознанию своего Я, своей индивидуальности;
10. помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.
Принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.