Модели исследования | ||||
Классическая | Неклассическая | Постмодернистская | Неоклассическая | |
Культурно- эпистемологический контекст | Культура Нового времени, дискурс Просвещения, позитивизм | Культура «благоговения перед жизнью», дискурс Контрпросвещения, антипозитивизм | Культура индивидуализированного общества, дискурс Антипросвщения, «лингвистический поворот» | Культура «неоглобализма», дискурс новой мироцелостности, новый универсализм |
Стиль мышления | Объективистский, социологистско-номотетический | Аксиологический, номиналистско-идиографический | Субъективистский, ассоциативно-образный | Критический, реалистско- синкретический |
Предмет исследования | Надындивидуальная реальность, социум, кауазальность, процессы, структуры, институты, интересы | Индивидуальная реальность, человек, казуальность, повседневность, менталитет, ценности | Тексты, интертексты, язык | Надындивидуальная и индивидуальная реальность, человек, социум, кауазальность, казуальность, интересы, ценности |
Методология исследования | Социологизм, объективизм, системный, структурно-функциональный, реляционистский методы, объяснение | Номинализм, аксиологизм. феноменологические, герменевтические, символико-интеракционистские методы, понимание | Субъективизм, лингво-культурологические методы, деконструкция | Реализм, синтетизм, классические и неклассические методы, объяснение, понимание |
Когнитивная стратегия исследования | Номотетизм, эмпирия – описание – теория, корреспондентная истина, реконструктивизм | Идиографизм, эмпирия – описание – концепт, когерентная истина, реконструктивизм | Нарративизм, язык – риторические стратегии – нарратив, «осмысленность», конструктивизм | Синкретизм, эмпирия – описание – конструкт, контекстная истина, реконструктивизм |
Классическая модель регионального научного исследования