Книги для дополнительного чтения

Ацтеки: Империя крови и величия. М., 1997.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. Древние майя; загадки погибшей цивилизации. М., 1983.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.

Мексика. Путешествие в страну богов; Памятники древности. СПб.,

2002.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., 1999.

Яковец Ю. А. История цивилизаций. М., 1997.



II Художественная культура Античности

Античность... Множество нитей тянется от нее через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем живительным и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство.

В культуре Античности людей разных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание цен­ности и величия человеческой личности, вера в ее без­граничные творческие возможности. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, художе­ственную культуру Античности считали колыбелью мирового искусства. Это был поистине небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литера­туры и философии, архитектуры и театра, скульптуры и живописи. Термин «античный» возник позднее, в XV в. В переводе с латинского «antiquus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.

В своем развитии античное искусство прошло не­сколько периодов, оно знало эпохи величайшего рас­цвета и упадка. Рассмотрим сначала периодизацию художественной культуры Древней Греции. Традици­онно в ней выделяют следующие этапы: гомеровский период (XI—VIII вв. до н. э.), архаика (VII—VI вв. до н. э.), классика (V — первые три четверти IV в. до н. э.), эллинизм (конец IV—I в. до н. э.).

Художественной культуре Античности предше­ствовал крито-микенский, или эгейский, период (III—И тыс. до н. э.), во многом определивший общий характер ее дальнейшего развития. С него мы и нач­нем наше знакомство с Античностью.



Глава 6 Эгейское искусство*

Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшест­вовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на остро­вах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры эгей- ской культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных ци­вилизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX в. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Между­речья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзой­денные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-приклад­ном искусстве. Впервые в Европе на Крите появляется прообраз современной фрески по влажной штукатурке.

Крит заслуженно был воспет Гомером в «Одиссее» и Вергили­ем в «Энеиде».

Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря.

Горы идейские там, колыбель это нашего рода.

Сто городов населяют великих богатые царства.

Вергилий. «Энеида». Песнь III, cm. 104—106.

(Перевод В. Брюсова и С. Соловьева)

Кносский

дворец.

XVI в. до н. э. Реконструк­ция. Археологи­ческий музей, Гераклион

О Крите сохранились высказывания философа Платона и опи­сания историков Геродота и Фукидида. С этим островом связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховно­го олимпийского бога Зевса: там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь со­вершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного бы­ка, опустошавшего остров, родились легенды об искуснике Дедале, Тесее и Ариадне, царе Миносе и Минотавре.

Шедевры архитектуры

Замечательным памятником эгейской архитек­туры является знаменитый Кносский дворец, обна­руженный на Крите английским археологом А. Эвансом (1851—1941) в начале XX в. Централь­ное место в огромном архитектурном комплексе площадью 12 х 120 м занимает большой прямо­угольный двор, к которому со всех сторон примы­кают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные здания. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестни­цами и световыми колодцами, через которые свет

Интерьер Кносского дворца.

Частичная реконструкция

мог свободно проникать внутрь. Лестницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, ко­ридоры, расположенные под прямым углом, придают особый ко­лорит дворцовому комплексу.

Дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт. (Вспомните мифы о Дедале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариад­ны.) И все же из этого не следует, что архитектура дворца непроду­манна и случайна. Кносский дворец — это ансамбль, гармония ко­торого создается не симметрией, а свободным сочетанием форм.

Львиные ворота. XIV в. до н. э. Микены

Особенно эффектно смотрятся деревянные колонны, окрашен­ные в теплые красные, а иногда черные тона. Их стволы несколько сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, они несут на своих широких плечах массивные балки перекрытий, как бы ба­лансируя при этом. Подобная форма колонн передает динамику и экспрессию. Свободно группи­руясь, колонны образуют торжественные ряды у входов в отдельные постройки дворца. Бесконечно варьируются только размеры колонн. В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека гран­диозностью, архитектура Кносского дворца исклю­чительно соразмерна с потребностями человека.

Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохра­нившиеся до наших дней. Они служили централь­ным входом в крепость Микен и были сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня — 5 м, толщина — 1 м). Над пролетом рас-

щенного символа правителей Микен, а по бокам на задних лапах застыли фигуры царственных львов, как бы охраняющих Древо жизни. Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной — око­ло 900 м в длину и б—10 м в толщину. Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля. Они складыва­лись из огромных, весом в 5—6 т, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна над другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позднее эту кладку на­зовут циклопической, поскольку греки считали ее создателями легендарных одноглазых великанов — циклопов.

положена треугольная известняковая плита весом 20 т с рельефным изображением колонны — свя­

Эгейская культура подарила человечеству многие строитель­ные приемы и архитектурные формы, которые получили даль­нейшее развитие в классическую эпоху античной Греции.

Фрески Кносского дворца

Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, до­шедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. Длинной лентой проходят сцены торжественных церемо­ний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздни­ками, игры и развлечения детей, театральные представления, ку­лачные бои и ритуальные танцы со священным быком. Полет ба­бочки, раскрывающийся бутон цветка, игра дельфинов на воде, птицы, парящие в небесах, — вот что стремился запечатлеть и передать художник.

Дельфины.

Фреска.

Около 1500 г. до н. э. Археологиче­ский музей. Гераклиоп

Произведения эгейских живописцев поражают не только уди­вительным пониманием живой природы, но и особым даром ее видения, богатством воображения, тонким вкусом и чувством ме­ры. И хотя художники еще не владеют приемами объемно-про­странственного изображения, их композиции не кажутся застыв­шими и безжизненными. Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, проз­рачной голубизной неба и теплыми водами Эгейского моря. Даже


пострадавшие от пожара фрески не утратили све­жести и сочности красок. Им, как и египетским фрескам, свойственна условность цвета: мужские фигуры пишутся темной кирпично-красной кра­ской, а женские — светлой.

«Парижанка». Фреска. Около 1500 г. до н. э. Кносский дворец

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями. В так называемой «Парижанке», с ее оживленным личиком, каприз­но вздернутым носиком, игривым завитком локо­на, спадающим с высокой и изящной прически, действительно есть что-то от законодательниц мо­ды. Огромный глаз, обведенный черным контуром, изображен в фас, точно так же, как в египетских фресках и рельефах. Но это совсем иной, художест­венно одухотворенный образ.

Игра с быком. Фреска. Около 1500 г. до и..». Археологический мулек, Гераклион

Не менее знаменита фреска «Игра с быком». (Известно, что на Крите был широко распростра­нен культ быка, а царь Минос почитался как воп­лощение этого священного животного.) Почти не касаясь копыта­ми земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, готовится к грациозному сальто прямо над го ловой животного. Художник настолько искусно запечатлел весе лую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смер­тельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над гроз­ной и могучей природой.


Вазопись стиля Камарес

Глава 6,3

Здесь же, на Крите, в одной из пещер у селения Камарес, бы­ли обнаружены замечательные произведения керамики, удив­ляющие техническим совершенством, необычностью и разно­образием форм, оригинальностью орнаментальных ритмов и живописностью рисунка. В вазописи (росписи сосудов) нашло от­ражение особое мироощущение человека, чувствующего свою не­разрывную связь с природой, стремящегося запечатлеть ее празд­ничную красоту и гармонию.

Ваза в стиле Камарес из Фесты. Около 1850 г. до н. э.

Археологический музей,

Гераклион

Вот как пишет об этом поэт В. Я. Брюсов в стихотворении «Эгейские вазы»:

Они пленительны и нежны,

Они изысканно-небрежны,

То гармонически размерны,

То соблазнительно неверны,

Всегда закончены и цельны, Неизмеримо -нераздельны,

И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих...

Как исхищренны их узоры Ласкающие сладко взоры:

В запутанности линий гнутых,

То разомкнутых, то сомкнутых,

Как много жизни претворенной, — Пресыщенной и утомленной Холодным строем красоты,

В исканьях новой остроты!

И вот, причудливо согнуты,

Выводят щупальцами спруты По стенкам нежные спирали;

Плывут дельфины на бокале,

И безобразны и прекрасны...

В росписи весело играют и переливаются всего два цвета — желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента — раститель­ные мотивы с закругленными контурами лепестков и пробегаю­щим ритмом линий. Здесь преобладает морская тема с изобра­жением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин... Удиви­тельно разнообразны формы этих керамических изделий: это не­большие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками. Не случайно архео­лог А. Эванс назвал маленькие чашечки миниатюрными скорлуп­ками. Подобная роспись керамических изделий получила назва­ние стиля Камарес.

Знаменитая ваза «Осьминог» — произведение в своем роде уникальное и в то же время характерное для Эгейского стиля вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щу­пальцами поверхность асимметричной вазы с ее плавным, за-

кругленным контуром и такими же ручками. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза пульси­рует, то расширяясь, то сужаясь. Мы как буд­то видим осьминога сквозь просвеченную солнечными бликами глубину теплого моря. В отличие от древнеегипетских изображений животных и растений, где на первый план вы­двигались точность и тщательность прорисов­ки деталей, по которым легко можно было уз­нать даже их разновидность, характер роспи­сей ваз стиля Камарес предельно обобщен и условен.

Ваза «Осьминог» Около 1450 г. до н. э.

Археологический

музей,

Гераклион

Трудно переоценить тот огромный вклад, который внесло эгейское искусство в сокро­вищницу мировой художественной культу­ры. Критское царство погибло в конце XV в. до н. э., когда художественная культура Ми­кен переживала мощный подъем. Но с конца XII в. до н. э. начинается упадок Микен, на смену местным жите­лям приходят дорийцы. Захватив некогда великое царство, они начали обживать эти земли, памятуя о героическом прошлом Микен. В VIII в. до н. э. этим воспоминаниям было суждено воп­лотиться в выдающемся гомеровском эпосе.

■ Вопросы и задания

Почему крито-микенскую культуру нередко называют ■«прекрасной прелюдией» Античности? Какие традиции архитектуры и изобразительно­го искусства Древнего Египта и Древней Предней Азии использовало эгей­ское искусство? В чем проявились его самобытный характер и своеобразие?

Каковы важнейшие достижения эгейской архитектуры? Что вам из­вестно о проведенных здесь Г. Шлиманом и А. Эвансом археологических раскопках?

Определите основные черты фресковых росписей Кносского дворца. В чем можно увидеть их общность и различие по сравнению с древнееги­петским изобразительным искусством?

Каковы характерные особенности ваз стиля Камарес?

■ Творческая мастерская

Сравните фрески Древнего Египта с фресками Кносского дворца. В чем различие творческой манеры египетских и критских мастеров? Ка­кие из них производят на вас большее впечатление?

В романе замечательного писателя-фантаста И. А. Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о древних ритуальных играх с быком, происходивших в X в. до н. э. на острове Крит. Сравните его рассказ с сю­жетом фрески Кносского дворца «Игра с быком». Насколько соответствует изображенное на фреске тому, как описывает это событие И. А. Ефремов?

Прочтите стихотворение В. Я. Брюсова «Эгейские вазы». Какие от­личительные особенности их стиля отмечены поэтом?

Разработайте маршрут экскурсии «В лабиринтах Кносского двор­ца», включив в него рассказ об особенностях его архитектуры и фресковых росписях. Используйте статью В. Я. Брюсова «Учители учителей* (1917).

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Эгейский мир: особенности цивилизации и влияние на греческую культуру»; «Легендарный лабиринт Кносского дворца»; «Фрески Кносско- го дворца»; «Декоративно-прикладное искусство Крита»; «Искусство Кри­та и Микен в греческой мифологии»; «Неразгаданная тайна эгейской пись­менности»; «Керамика: вазы стиля Камарес»; «Археологические исследо­вания Кносского дворца»; «Фрески острова Санторин»; «“Циклопическая” архитектура Микеп»; «Роль эгейской культуры в формировании античной цивилизации».

Книги для дополнительного чтения

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Букина А. Г. Круговращение колеса гончарного; Ранние греческие расписные вазы. СПб., 2005.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М.,

1969.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Казелли Д. Кносс: Загадка лабиринта Минотавра. М., 2000. Колпипский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,

1970.

Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

Тейлор У. Микенцы. Подданные царя Миноса. М., 2003.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

«Познай самого себя» — было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества». Согласно древнегреческой философии, идеалом воспитания человека стала калокагатия (греч. kalos — «прекрасный» и agathos — «добрый») — гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) качеств. Чело­век стал «мерою вещей»:

Все было осязаемо и близко —

Дух мыслил плоть и чувствовал объем,

Мял глину перст и разум мерил землю...

Мир отвечал размерам человека,

И человек был мерою вещей.

М. А. Волошин

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественны­ми архитектурными сооружениями и скульптурными памятни­ками. Известно, что некоторые из них еще в древности были при­числены к семи классическим чудесам света (например, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе). Нас восхищают пре­красные греческие статуи — образцы чистой и возвышенной кра­соты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих ученых в области филосо­


фии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюже­ты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновен­ным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства. Лучшие традиции про­славленного греческого театра живы и успешно развиваются в современном театральном искусстве.

Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах об­щественного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лиш­него — таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.

Архитектурный облик Древней Эллады

Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштаб­ность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмер­ность и гармонию. Так, Вселенная представлялась ему7 огромным макрокосмом, пребывающим в строгом порядке и красоте. Он убежденно верил в разумную организацию мира и возможность воплощения идеала в действительности. Ставя себя в центр ми­роздания, человек стремился и на земле воплощать идеалы, кото­рые соответствовали его представлениям об устройстве природы. Особенно высоко он ценил чувство меры, пренебрежение кото­рым было немыслимо для него. На долгие годы его девизом стали слова греческих философов, подчеркивавших важнейшую исти­ну: «Меру во всем соблюдай». Такое мироощущение не могло не отразиться на архитектурном облике Древней Эллады. Упорядо­ченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмер­ность всех частей архитектурных сооружений были главными от­личительными чертами древнегреческого зодчества.

Архитектура архаики: греческая ордерная система*

Развитие демократических городов-государств во многом спо­собствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нем нашли выражение главные прин­ципы, впоследствии сформулированные на основе трудов грече­ских архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н. э.): «прочность, польза и красота». Заслугой древне­греческой архитектуры является создание ордерной системы (лат. «ордер» — «порядок»), под которой следует понимать такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (пере-


Греческая ордерная система: А — дорический, Б — ионический ордер

крывающих) элементов. Эту роль в строитель­стве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие. Наибольшее распространение по­лучили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) орде­ры и в меньшей степени позднее (конец V — начало IV в. до н. э.) — коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени.

Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воп­лощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. Ионический ордер сложнее дорического, в нем ис­пользовано большее количество деталей. Несколько позднее, в период классики, возник коринфский ордер. Он еще легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.

Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для бо­гов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святи­лищ. Наиболее распространенным видом греческого храма стал

оооооооеоооооо

е Ф

Периптер

так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперен­ный», окруженный по перимет­ру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытяну­того прямоугольника. Мир зем­ной символизировало святили-

ще храма — наос, или цела, где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помеще­ния осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного вхо­да, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим пе­рекрытием в виде треугольника — фронтоном), служащие сим­волом небесного мира богов.

Кресилай.

Портрет

Перикла.

Около 440 г. до н. э.

Римская копия. Старая Пинакотека, Мюнхен

Храм Геры (По­сейдона) в Пестуме. Середина VI в. до н. э. Италия

В эпоху архаики стали возводить большие свя­тилища-храмы: Аполлона в Дельфах и Коринфе, Геры в Олимпии, Геры (Посейдона) в Пестуме (в 80 км от Неаполя).

Архитектура классики: афинский Акрополь

V век до н. э. — время расцвета древнегрече­ских полисов. Афины превращаются в крупней­ший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято на­зывать «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных соору­жений, вошедших в сокровищницу мирового ис­кусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его еще называ­ли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Этому высокообразованному и дальновид­ному политику удалось объединить вокруг себя лучшие умы Древней Эллады. Его ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы

Поликлет и Фидий. На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя.

Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — обществен­ного и культурного центра Афинского государства — это выс­шее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превра­щенный в руины, этот памятник «золотого века» античной куль­туры и сегодня сохраняет величавость и органическую строй­ность. Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Про­пилеи.

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих божественных колонн.

Твой камень, солнцем весь облитый,

Ансамбль Акрополя. Общий вид. V в. до н. э. Реконструкция.

— Дом Аррефор {где девушки, ткали пеплос богини Афины)-,

— Эрехтпейон;

— Статуя Афины Воительницы;

4г — Парфенон;

о — Святилище Артемиды Бравронии {богини-медведицы);

— Пропилеи;

— Храм Афины Ники Апт.ерос


Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною.морокой.

Д. С Мережковский

Пропилеи иредставлшш собой сооружение, состоящее из трех частей. В центре находились крытые порога в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь но время праздников и торжественных шествий про ходили горожане, ехали всадники и колесницы, но­ли жертвенных животных. С севера; к «им примы­кала пинакотека (хранилище картин), в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. СТога Пропадеп урав­новешивал легкий и изящный храм Афины Инки Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над Пропилеи. персами, а потому жителям города йе хотелось с ней

в. до н. я. расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они по-

Афины считали, что богиня уже никогда не сможет пока

путь их город. Величественное здание 1 Грошгяги описано еще древнегреческим писателем Напса- нием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до ши пор нет пиие го лучшего».

Пройдя Пропилеи, посетитель о капы нале я пн большой площади, в центре которой вознышп юно. огромная бронзовая статуя Афины Промнхос (Во ительиицы), покровительствующей Афинам и грс ческому народу. Останавливаясь перед статуей бо­гини, греки поднимали свои взоры, чтобы ввели путь в ее лицо. Торжественно восседая на тропе, она спокойно смотала на город, раскинувши йгя у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и Калликрат. шлем Афины уже издалека были видны визира Храм Афины щающнмся на родину сыновьям Аники, а ино- Ники Аптерос. странны трепетали перед этим символом ш-яиоия

в. до н. э. Афин. Статуя богини, но всей вероятны, ти, была

Афины творением гевиальаого скульптора Фидии (начало

V в. до я. э, — ок. 432/431 гг. до в, <,), руководив­шего работами на Акрополе. Воскове композиции Акрополя де- жала асимметрия, которая в целом не нарушила ощущении ран повесил и упорядоченности арх итак тури ото а иса мб л я.

Правее от Пролилей находится главный храм Акрополя Парфенон, посвященный богзше Афине, црк|.ювнтелышце го­рода. Он был сооружен в период с 447 но 438 г. до и, щ/хитее торами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высо­кую часть холма, поэтому зиден отовсюду, из любой точки А к рохголя и города. В плане Парфенон прс-детаяляет собой периптер


(8x17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические ко­лонны придают храму особую монументальность и суровую красоту. Существует предположение, что перекрытия западного помещения покоились на 4 высоких ионических колоннах. Этот величествен­ный храм, построенный из мрамора, поражает мас­терством обработки материала. По преданию, в свя­тилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

Афина

Парфсыос.

Римская

уменьшенная

мраморная

копия

со статуи

Фидия. Дерево.

.юлото, слоно­вая кость. Национальный археологиче­ский музей, Афины

Иктин

и Калликрат. Парфенон.

V в. до н. э. Афины

До сих пор храм поражает благородством про­порций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз (средняя часть антабле­мента, горизонтального перекрытия колонн) Пар­фенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распре­деление групп и создание общего ритма, напо­минающего торжественное шествие. Рельефы про­славляют греческий народ и его историю, а так­же отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властелин морей По­сейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных пли­тах фриза, совершали свои подвиги и герои грече­ских мифов. Афиняне так гордились своими побе­дами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочис­ленных богов здесь запечатлены и простые гражда­не: всадники на конях, сопровождающие торжест­венное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музы­канты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках.


Круг Фидия.

Посейдон,

Аполлон и Артемида.

Деталь восточного фриза Парфенона.

V в. до н. э.

Все они представляют собой некий обобщенный образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.

На северном склоне холма находится главное святилище Ак­рополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в по­следней четверти V в. до н. э. Храм был посвящен легендарному царю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой. Особенностью Эрехтейона являет­ся его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры ка­риатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные склад­ки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?

Эрехтейон. V в. до н. э. Афины


Tramp

Диониса.

Афины.

VI в. до н. э. Современное фото

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спек­такля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертво­приношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. Богов и героев легко можно бы­ло распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон дер­жал в руке лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, за­щищался палицей.

Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь

К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустев­шую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистической культурой. В период эллинизма повсеместно строились новые го­рода с регулярной планировкой (Александрия, Пергам, Милет), создавались величественные архитектурные ансамбли и гранди­озные памятники. К возводимым храмам, дворцам, театрам доба­вились и новые типы общественных зданий — мусейоыы, библи­отеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чу­дес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами. Грандиозность в сочетании со стремлением к декоративности, эмоциональному напряжению, патетике, слияние восточных и античных традиций становятся главными

отличительными признаками архитектуры эпохи эллинизма. Происходит отход от ордерных систем и их смешение. Излюблен­ным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной канителью.

Крзшнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пер-

Большой алтарь Зевса в Пергаме. Фрагмент. 180 г. до н. э. Мрамор. Пергамон-музей, Берлин

Фаросский маяк III в. до к. э. Реконструкция

Мавзолей в Галикарнасе.

IV в. до н. э. Реконструкция

гамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Боль­шой алтарь Зевса (высота более 9 м). Это монументальное мрамор­ное сооружение наиболее ярко во­плотило своеобразие архитектуры эллинистического периода. Величе­ственная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной ко­лоннадой. В центре внутренней ко­лоннады находился алтарный дво­рик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуя­ми. В целом алтарь представлял со­оружение, гармонически сочетав­шее в себе архитектурные и скульп­турные элементы.

Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенча­тым основанием украшал горельеф-


ный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м). Сюжетом для изображений послужила тема сра­жения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представлен­ные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человече­ский рост.

Общая композиция фриза разделена на многочисленные группы, скомпонованные из двух-трех фигур. Их движения на­правлены в разные стороны, в определенном ритме, с соблюде­нием равновесия составных частей на каждой стороне здания. Внутри каждой группы — бурный накал страстей, полная драма­тизма жаркая схватка не на жизнь, а па смерть. Фигуры богов и гигантов разнообразны, в их изображениях нет ни одной повто­ряющейся детали; все полно напряженной динамики и высо­чайшего драматизма.

Рядом с Зевсом изображена его любимая дочь Афина. Богиня, вооруженная большим круглым щитом, одета в широкий разве­вающийся пеплос (женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники). Она вступила в борьбу с крылатым гигантом Алкионеем (фигура слева от нее), схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Змея Афины сильно сдавила его правую ногу и впивается в тело гиганта. Лицо юного Алкионея, терзаемого змеей, прекрасно, нестерпимая боль и страдание не искажают его благородных черт, в которых передана мучи­тельная тоска расставания с жизнью. Юноша пытается бежать, протягивает левую руку и ногу навстречу матери Гее, кото­рая, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына. Справа изображена летящая крылатая богиня победы Ника, которая уже спешит увенчать голову Афины лавровым венком.

Модель Акрополя в Пергаме


Вопросы и задания

Составьте небольшой терминологический словарь основных понятий древнегреческой ордерной системы. Сравните дорическую, ионическую и коринфскую колонны. Подберите примеры их использования в античной и современной архитектуре.

Какой тип греческого храма получил широкое распространение в пе­риод архаики? Каков его символический смысл?

Почему афинский Акрополь является непревзойденным, величеет венным памятником Античности? В чем заключаются важнейшие особен ности архитектуры Парфенона и Эрехтейона?

Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма? Опи­шите один из памятников зодчества этой эпохи.

Творческая мастерская

Проведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю. На каких объектах вы сосредоточите главное внимание? Почему? Составьте его план- карту и нанесите на нее основные объекты для виртуального посещения.

Попробуйте спроектировать архитектурное сооружение (храм, те атр) в традициях античного зодчества. Приведите примеры использования древнегреческой ордерной системы в архитектуре современных городов.

К. Маркс писал: «Высочайший внутренний расцвет Греции совпада­ет с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет - с эпохой Александ­ра». Разделяете ли вы эту точку зрения? Какие исторические и культурные деяния прославили имена этих великих деятелей? Как вы считаете, что обее печило Древней Греции звание «колыбели европейской цивилизации»: ис­кусство высокой классики или эллинизма? Аргументируйте свой ответ.

Темы проектов, рефератов или сообщении

«Золотой век Афин»; «Планировки и основные памятники афинского Акрополя»; «Ордерная система Древней Греции»; «Что сближает и что раз дичает греческий храм и критскую архитектуру?»; «Общность и различия архитектуры высокой классики и эллинизма»; «Синтез скульптуры и ар­хитектуры в греческом храме»; «Элементы древнегреческой ордерной сие темы в современной архитектуре»; «Ансамбли Пергама и Александрии»; «“Чудеса света” Древней Эллады»; «Греческая мифология и ее отражение в архитектуре»; «Слияние восточных и античных традиций в архитектуре эллинизма».

Книги для дополнительного чтения

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции; Геометрика. Архаика. СПб., 2007.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб.. 2007.

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Гре ции. М., 1987.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.

Брунов Н. И. Памятники афинского Акриииля. Парфенон и Орехтон он. М., 1973.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988.

Дурандо Ф. Греция: атлас чудес света. М., 2002.

Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.. 1970.

Ривкин Б. И. Античное искусство: малая история искусств. М., 1972.

Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1990.

Черняк В. 3. Семь чудес и другие. М., 1990.


q Изобразительное искусство глава $ Древней Греции*

Курос.

VI в. до н. э.

В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. К сожалению, время сохрани­ло ничтожно малое количество греческих подлинни­ков. Большинство доступных нам произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастера­ми. А некогда скульптуры в изобилии украшали пло­щади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. Если верить Плутарху (ок. 45 — ок. 127), который, возможно, слегка преувеличивал, то в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Национальный

музей, Афины 8.1. Скульптура и вазопись архаики

Афины

Кора. VI в. до н. э. Музей Акрополя,

Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), дости­гавшие значительных размеров (до 3 м), устанавлива­лись в общественных местах, в особенности вблизи хра­мов. Эти изваяния обнаженных фигур, наглядно воп­лощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполло­нов». Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз, пол­ные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение чело­веческого тела, подчеркнуть физическую силу и жиз­ненность.

Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканнос­ти и утонченности. Их позы также однообразны и ста­тичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых ли­ний, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделе­ны пробором и спускаются на плечи длинными симмет­ричными прядями. И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.


Греческое изобразительное искусство представлено главным образом вазописью. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в бы­ту посуды, но прежде всего как к искусству. Древнейшие из со­хранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) — относятся к VIII в. до н. э. Огромные вазы, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вбли­зи греческих поселений. Поверхность ваз покрывалась орнамен­том в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами нерав­ной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме гончарного изделия.

Амфора из Дипилона. Середина VIII в. до н. э. Националь­ный археологи­ческий. музей, Афины

Амфора из Дипилона — это одно из наи­более выразительных произведений вазописи. В величавом и торжественном облике сосуда, его простой и благородной форме художник су­мел лаконично воплотить свой замысел. По­верхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометри­ческим узором. В самой широкой части вазопи­сец изображает сцену оплакивания умерпшго в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольни­кам, руки обозначены прямыми, ломающими­ся линиями. Все призвано выразить экспрес­сию чувств, подчеркнуть мысль о бренности че­ловеческого бытия.

К VI в. до н. э. повсеместно утверждается чернофигурный стиль вазописи. Изобра­жения с обозначенным контуром стали нано­сить густым черным лаком на глиняную поверхность. Естествен­ный цвет глины нередко подкрашивали охрой, так что после об­жига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно четко выделялись силуэты людей и животных. Ор­намент органично сочетался с многофигурными сценами, свобод­но размещенными на стенках сосудов. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, их выразительный декор все более тяготеет к условности и плоскостности изображения, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологиче­ские сюжеты.

Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксе­кий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обыч­но подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности под-


виги Геракла, битвы греков с легендарными ама­зонками, сцены гомеровской «Илиады». Каждое произведение мастера отличают глубокая гармо­ния росписи с формой вазы, лаконичность и строгость манеры письма, ярко выраженная внутренняя экспрессия.

Евфроний. Прилет первой ласточки. Роспись на вазе. Около 500 г. до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эксекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости.

Роспись на амфоре из Вулъчи. 540—530 гг. до и. э. Этрусский музей, Ватикан

Подлинным шедевром среди творений Эксе­кия является чернофигурная амфора с изобра­жением Ахилла и Аякса, играющих в кости. Внешне простая композиция, на которой пред­ставлены два увлеченных игрой воина, постро­ена с редким мастерством. Спины героев почти смыкаются в большой полукруг, символически ограничивая внутреннее пространство, в котором происходит мучительный выбор между жизнью и смертью. Они так увлечены своим занятием, что совсем забыли о продолжающейся войне между троянцами и ахейцами. А между тем Эк­секий красноречиво намекает, кто именно из них одержит победу: один из воинов (Ахилл) сидит, даже не сняв с головы коринфского шлема с вы­соким султаном, голова другого (Аякса) ничем не защищена.

Изобразительное искусство классического периода

В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрыва­лись черным лаком, а фигуры обводили конту­ром и оставляли незакрашенными. Внутри крас­ного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пе­ром прорисовывали линии, передающие черты лица, прическу, складки одежды. Такая техника позволяла лучше передавать свободу движений фигур в сложных ракурсах. При обжиге лак при­обретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчетливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистич­ные жанровые и бытовые сцены.

Замечательную композицию «Прилет первой ласточки» создал мастер Евфроний, запечатлев­ший на вазе диалог зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыден­ной, повседневной жизни людей. Взоры персона­жей обращены вверх, к летящей ласточке —

вестнице весны. Но как по-разному переданы чувства каждого из них! Надписи, сопровож­дающие изображение, выведены пурпуром, они помогают передать очарование и поэтич­ность сцены. «Смотри, ласточка!» — воскли­цает юноша. «Правда, клянусь Гераклом!» — подтверждает бородатый мужчина. «Вот она!» — радостно кричит мальчик. Мастер добавил: «Наступает весна».

Поликлет. Дорифор. V в. до н. э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии. Национальный археологический музей, Неаполь

Марон. Дискобол. Около 450 г. до н. э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала.

Музей терм, Рим

В период классики широкое распростра­нение получила и скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Скульп­тором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.

В прославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы черты гармо­нически развитого человека, в котором кра­сота и пропорциональность тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным дви­жением левого плеча вперед он приготовил­ся к метанию диска. В динамичной позе атле­та сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. Глядя на эту фигуру, создается впечатление, что скульптора интересовало не столько физиче­ское усилие атлета, сколько его волевая со­средоточенность и сила духа. Через секунду он расправится, как пружина, метнет диск, но пока внешне он остается спокойным и сдержанным. Тело юноши сильно напря­жено, свободная левая нога опирается на пальцы, грудь и лицо развернуты анфас, взгляд сосредоточен и направлен на диск. Широкий размах рук напоминает согнутый лук, из которого вот-вот вырвется и полетит стрела. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поли­клета (вторая половина V в. до н. э.). Излюб­ленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, кото-


рому присущи «все добродетели». Его ду­ховный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх ме­ры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотво­ренный облик. Юный атлет держит на пле­че тяжелое и длинное копье. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погру­жен в собственные мысли, его лицо спокой­но и благородно, осанка естественна и вели­чава. С удивительным мастерством худож­нику удалось передать пластику здорово­го мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основ­ной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоя­нии покоя. Плечи атлета развернуты, но ле­вое плечо (с копьем в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказы­ваются на разном уровне, симметрия пра­вой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.

Пракситель.

Афродита Книдская. Середина IV в. до н. э. Мраморная римская копия. Музеи Ватикана. Рим

Леохар.

Аполлон Бельведерский.

IV в. до н. э.

Мраморная римская копия греческого оригинала. Музеи Ватикана., Рим

Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот некоторые ре­зультаты его математических вычислений, которые будут использованы художника­ми будущих поколений. Голова человека должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — V10, ступня — V6. Свои мыс­ли и расчеты Поликлет изложил в теоре­тическом трактате «Канон», из которого, к сожалению, до наших дней сохранилось только два фрагмента.

К концу V в. до н. э. в искусстве вы­сокой классики произошли значительные перемены. Монументальные героические образы уступили место миру чувств и пе­реживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовст­во и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 — ок. 355 гг.


до н. з.), Праксителя (ок. 390—330 гг. до н. э.), Лисиппа (370—300 гг. до н. э.) и Леохара (середи­на ГУ в. до н. э.).

Лисипп.

Геракл,

борющийся

со львом. Около

330-х гг. до н. э.

Римская

копия.

Эрмитаж,

Санкт-

Петербург

8-3. Скульптурные шедевры эллинизма

На смену классическим традициям в эпоху эл­линизма приходит более сложное понимание, обо­стренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных клас­сических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характе­ров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и тра­гизм переживаний, переданных почти натура­листически, и в то же время элегичность и меч­тательность персонажей, их гармоническое со­вершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.

Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милос­скую» Агесандра, скульптурные группы, выпол­ненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пер- гаме.

Ника

Самофракий-

ская.

II в. до н. э. Лувр, Париж

Крылатая богиня Победы «Ника Самофра- кийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой

отвесной скале маленького острова Самофра- ка. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя.

Неизвестному автору удалось мастерски пере­дать естественный порыв движения. Богиня, за­печатленная в легком, стремительном шаге впе­ред, кажется, не замечает резких и сильных по­рывов ветра. Драпировка ее тонкой одежды дробится на множество мельчайших развеваю­щихся складок. В сочетании с могучими крылья­ми за спиной складки одежды создают ощущение полета, словно срывающего фигуру с каменного постамента корабля. Полный экспрессии образ от­крывал зрителю возможность еще и еще раз пере­жить радость победы, ощутить силу встречного ветра и безбрежность морских просторов.

Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа


«Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимство­ван из легендарных сказаний о падении Трои. Пос­ле безуспешной осады города греки оставили под его стенами ог­ромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупре­дил их о грозящей опасности. Богиня Афина, покровительствую­щая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона и его сыновей две огромные змеи. С виртуозным мастерством показывают скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает его тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змей, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.

В центре композиции могучая фигура Лаокоона, воплощаю­щая героическую борьбу человека с роковыми, не зависящими от него обстоятельствами. Его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта выры­вается предсмертный крик отчаяния. Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.) во второй песне «Энеиды» так описывает этот трагический поединок:

...змеи напавши

Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

Чрево и грудь дважды выю его окружили

Агесандр,

Афинодор,

Полидор.

Лаокоон с сыновьями. 40 г. до н. э. Римская копия.

Музеи

Ватикана,

Рим.

Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами. Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки — Черный яд и пена текут по священным повязкам; Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звездам он подъемлет...

(Перевод В. Л. Жуковского)

Вопросы и задания

Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры? Что было характерно для каждого из них?

Какими произведениями изобразительного искусства представлена эпоха архаики? Опишите некоторые из них. Как вы думаете, что могло скрываться за «улыбкой» кор? Что различает творческую манеру художни­ков архаики и крито-микенской культуры? Существовала ли между ними какая-то связь? Аргументируйте свой ответ.

Каковы основные стили греческой вазописи? В чем проявилось осо­бое мастерство их создателей? Что вы можете сказать о ее пластике, сюже­тах и особенностях композиции?

В чем заключается непреходящее значение творений выдающихся мастеров греческой скульптуры классического периода?

Творческая мастерская

Подготовьте радиопередачу о творчестве одного из греческих ваяте­лей: Фидия, Поликлета, Мирона или Скопаса.

Попробуйте выполнить эскизы росписей ваз или других предметов обихода в традициях древнегреческих мастеров.

Как вы думаете, почему лица ранних древнегреческих статуй были лишены индивидуальности, не отражали эмоций? Сопоставьте произведе­ния древнегреческих ваятелей со скульптурными произведениями Древне­го Египта. Какие различия между ними вы могли бы отметить? Какое ми­ропонимание стоит за этими различиями?

Сравните фризы Парфенона и Большого алтаря Зевса в Пергаме. По­пробуйте выявить существующие между ними отличия.

Какими художественными средствами передан трагизм в скульптур­ной группе «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора? Сравните описание гибели Лаокоона поэтом Вергилием со скульптурной композицией. Сопоставьте эти произведения с картиной «Лаокоон» испан­ского художника Эль Греко.

Эль Греко.

Лаокоон. 1613—1614 гг. Национальная галерея, Вашингтон


■ Темы проектов, рефератов или сообщений

«Выдающиеся скульпторы Древней Эллады»; «У истоков греческой скульптуры»; «Великие творения Фидия»; «Скульптурные шедевры пе­риода греческой классики»; «Древнегреческая мифология в произведениях изобразительного искусства»; «Отличительные особенности скульптуры эллинизма»; «Мастера древнегреческой вазописи»; «Античная скульптура в крупнейших музеях мира».

3 Книги для дополнительного чтения

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика. Архаика. СПб., 2007.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб., 2007. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Гре­ции. М., 1987.

Античная скульптура в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1987. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 2008.

Винкелъман И. История искусства древности. М., 1996.

Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1982.

Давыдова Л. И. Искусство Древней Греции: Твой Эрмитаж. СПб., 2008.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Более двенадцати столетий (с VIII в. дон.э. по Vb. н.э.) на­считывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству бо­гатейшее культурное наследие: грандиозные архитектурные ан­самбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произ­ведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творе­ния Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, систему римского пра­ва, историографию Тацита, философию Лукреция, интересней­ший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

Когда мы говорим о Древнем Риме, то подразумеваем не толь­ко город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им земли от Египта до Британских островов. Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Не­преклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады.

Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих масте­ров, создав собственный оригинальный стиль.

В развитии художественной культуры Древнего Рима разли­чают два основных периода: эпоху Римской республики (конец

VI — первая половина I в. до н. э.) и эпоху Римской империи (вторая половина I в. до н. э. — IV в. н. э.).

Тосканский ордер: А — пьедестал;

В — база-,

В — колонна-,

Г — капитель:

Д — антаблемент.-,

— архитрав:

— фриз-,

— карниз

Блистательной эпохе Древнего Рима предшествовала самобытная культура эт русков (VII—IV вв. до н. э.) древних племен, населявших северо-западные зем­ли Апеннинского полуострова (современ­ная Тоскана). У этого загадочного народа была своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окру­жающего мира. Этруски освоили искусство обработки камня, металла, терракоты, в совершенстве овладели техникой бронзо­вого литья и ювелирного искусства. На ос­нове греческих образцов этрусками был разработан тип храма, стоящего на поди уме (высоком пьедестале, подножии), с глубоким передним портиком. В подобных храмах появился так называемый тоскап- ский ордер, представлявший собой разно­видность дорического. В отличие от древне­греческих прототипов, он более массивен, имеет базу, на стволе колонн отсутствуют каннелюры, фриз гладкий.

С конца V в. до н. э. Рим начинает тес­нить этрусков, и вскоре они попадают под его власть. Постепенно исчезают самобыт­ность и оригинальность их художественио- го творчества. Практичные римляне многое унаследовали от этрусков, творчески ис­пользовав их достижения в собственной культуре.

Архитектурные достюкен и и Древнего Рима

Древнеримская цивилизация дала миру тщательно сила нированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты. Унаследовав лучшие архитектурные достижения Древней Греции, римские зодчие разрабатывали и внедряли новые строительные технологии. Их оригинальные инженерные решения не только определили ар­хитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огром­ный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.

Архитектура периода Римской республики

В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных сооружений: общественные здания, базилики и храмы, дороги, мосты и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка. Архитектурные сооружения распола­гались в строгом порядке на огромных четырехугольных пло­щадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало но­вой эпохи в градостроении. Общественная жизнь древних рим­лян протекала не в домах-инсулах, а на улицах и площадях го­родов.

«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Поэтому в Риме велось стро­ительство огромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные со­брания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управле­ния государством, заключались торговые сделки, слушались су­дебные разбирательства, кипели страсти... На территории Фору­ма было множество зданий, обелисков и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились ос­новные улицы города.

Римский Форум. II в. до н. э. Современный вид


Планировка его главной площади и размещение примыкав­ших зданий так же, как и в афинском Акрополе, асимметричны, но причины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве со­оружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первона­чальную планировку.

I

Позднее, в эпоху Римской империи, в начале II в. н. э. Мар­ком Ульпием Траяном был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление. «Форум не мо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: