Ацтеки: Империя крови и величия. М., 1997.
Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.
Гуляев В. Древние майя; загадки погибшей цивилизации. М., 1983.
Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.
Мексика. Путешествие в страну богов; Памятники древности. СПб.,
2002.
Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.
Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., 1999.
Яковец Ю. А. История цивилизаций. М., 1997.
II Художественная культура Античности
Античность... Множество нитей тянется от нее через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем живительным и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство.
В культуре Античности людей разных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и величия человеческой личности, вера в ее безграничные творческие возможности. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, художественную культуру Античности считали колыбелью мирового искусства. Это был поистине небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы и философии, архитектуры и театра, скульптуры и живописи. Термин «античный» возник позднее, в XV в. В переводе с латинского «antiquus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
В своем развитии античное искусство прошло несколько периодов, оно знало эпохи величайшего расцвета и упадка. Рассмотрим сначала периодизацию художественной культуры Древней Греции. Традиционно в ней выделяют следующие этапы: гомеровский период (XI—VIII вв. до н. э.), архаика (VII—VI вв. до н. э.), классика (V — первые три четверти IV в. до н. э.), эллинизм (конец IV—I в. до н. э.).
Художественной культуре Античности предшествовал крито-микенский, или эгейский, период (III—И тыс. до н. э.), во многом определивший общий характер ее дальнейшего развития. С него мы и начнем наше знакомство с Античностью.
Глава 6 Эгейское искусство*
Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры эгей- ской культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных цивилизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX в. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзойденные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве. Впервые в Европе на Крите появляется прообраз современной фрески по влажной штукатурке.
Крит заслуженно был воспет Гомером в «Одиссее» и Вергилием в «Энеиде».
Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря.
Горы идейские там, колыбель это нашего рода.
Сто городов населяют великих богатые царства.
Вергилий. «Энеида». Песнь III, cm. 104—106.
(Перевод В. Брюсова и С. Соловьева)
Кносский
дворец.
XVI в. до н. э. Реконструкция. Археологический музей, Гераклион
О Крите сохранились высказывания философа Платона и описания историков Геродота и Фукидида. С этим островом связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса: там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров, родились легенды об искуснике Дедале, Тесее и Ариадне, царе Миносе и Минотавре.
Шедевры архитектуры
Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец, обнаруженный на Крите английским археологом А. Эвансом (1851—1941) в начале XX в. Центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 12 х 120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные здания. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами, через которые свет
Интерьер Кносского дворца.
Частичная реконструкция
мог свободно проникать внутрь. Лестницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым углом, придают особый колорит дворцовому комплексу.
Дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт. (Вспомните мифы о Дедале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариадны.) И все же из этого не следует, что архитектура дворца непродуманна и случайна. Кносский дворец — это ансамбль, гармония которого создается не симметрией, а свободным сочетанием форм.
Львиные ворота. XIV в. до н. э. Микены
Особенно эффектно смотрятся деревянные колонны, окрашенные в теплые красные, а иногда черные тона. Их стволы несколько сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, они несут на своих широких плечах массивные балки перекрытий, как бы балансируя при этом. Подобная форма колонн передает динамику и экспрессию. Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входов в отдельные постройки дворца. Бесконечно варьируются только размеры колонн. В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна с потребностями человека.
Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней. Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня — 5 м, толщина — 1 м). Над пролетом рас-
щенного символа правителей Микен, а по бокам на задних лапах застыли фигуры царственных львов, как бы охраняющих Древо жизни. Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной — около 900 м в длину и б—10 м в толщину. Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля. Они складывались из огромных, весом в 5—6 т, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна над другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позднее эту кладку назовут циклопической, поскольку греки считали ее создателями легендарных одноглазых великанов — циклопов.
положена треугольная известняковая плита весом 20 т с рельефным изображением колонны — свя
Эгейская культура подарила человечеству многие строительные приемы и архитектурные формы, которые получили дальнейшее развитие в классическую эпоху античной Греции.
Фрески Кносского дворца
Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, дошедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры и развлечения детей, театральные представления, кулачные бои и ритуальные танцы со священным быком. Полет бабочки, раскрывающийся бутон цветка, игра дельфинов на воде, птицы, парящие в небесах, — вот что стремился запечатлеть и передать художник.
Дельфины.
Фреска.
Около 1500 г. до н. э. Археологический музей. Гераклиоп
Произведения эгейских живописцев поражают не только удивительным пониманием живой природы, но и особым даром ее видения, богатством воображения, тонким вкусом и чувством меры. И хотя художники еще не владеют приемами объемно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, прозрачной голубизной неба и теплыми водами Эгейского моря. Даже
пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским фрескам, свойственна условность цвета: мужские фигуры пишутся темной кирпично-красной краской, а женские — светлой.
«Парижанка». Фреска. Около 1500 г. до н. э. Кносский дворец
Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями. В так называемой «Парижанке», с ее оживленным личиком, капризно вздернутым носиком, игривым завитком локона, спадающим с высокой и изящной прически, действительно есть что-то от законодательниц моды. Огромный глаз, обведенный черным контуром, изображен в фас, точно так же, как в египетских фресках и рельефах. Но это совсем иной, художественно одухотворенный образ.
Игра с быком. Фреска. Около 1500 г. до и..». Археологический мулек, Гераклион
Не менее знаменита фреска «Игра с быком». (Известно, что на Крите был широко распространен культ быка, а царь Минос почитался как воплощение этого священного животного.) Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, готовится к грациозному сальто прямо над го ловой животного. Художник настолько искусно запечатлел весе лую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.
Вазопись стиля Камарес
Глава 6,3
Здесь же, на Крите, в одной из пещер у селения Камарес, были обнаружены замечательные произведения керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнаментальных ритмов и живописностью рисунка. В вазописи (росписи сосудов) нашло отражение особое мироощущение человека, чувствующего свою неразрывную связь с природой, стремящегося запечатлеть ее праздничную красоту и гармонию.
Ваза в стиле Камарес из Фесты. Около 1850 г. до н. э.
Археологический музей,
Гераклион
Вот как пишет об этом поэт В. Я. Брюсов в стихотворении «Эгейские вазы»:
Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонически размерны,
То соблазнительно неверны,
Всегда закончены и цельны, Неизмеримо -нераздельны,
И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих...
Как исхищренны их узоры Ласкающие сладко взоры:
В запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то сомкнутых,
Как много жизни претворенной, — Пресыщенной и утомленной Холодным строем красоты,
В исканьях новой остроты!
И вот, причудливо согнуты,
Выводят щупальцами спруты По стенкам нежные спирали;
Плывут дельфины на бокале,
И безобразны и прекрасны...
В росписи весело играют и переливаются всего два цвета — желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента — растительные мотивы с закругленными контурами лепестков и пробегающим ритмом линий. Здесь преобладает морская тема с изображением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин... Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это небольшие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками. Не случайно археолог А. Эванс назвал маленькие чашечки миниатюрными скорлупками. Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес.
Знаменитая ваза «Осьминог» — произведение в своем роде уникальное и в то же время характерное для Эгейского стиля вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щупальцами поверхность асимметричной вазы с ее плавным, за-
кругленным контуром и такими же ручками. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза пульсирует, то расширяясь, то сужаясь. Мы как будто видим осьминога сквозь просвеченную солнечными бликами глубину теплого моря. В отличие от древнеегипетских изображений животных и растений, где на первый план выдвигались точность и тщательность прорисовки деталей, по которым легко можно было узнать даже их разновидность, характер росписей ваз стиля Камарес предельно обобщен и условен.
Ваза «Осьминог» Около 1450 г. до н. э.
Археологический
музей,
Гераклион
Трудно переоценить тот огромный вклад, который внесло эгейское искусство в сокровищницу мировой художественной культуры. Критское царство погибло в конце XV в. до н. э., когда художественная культура Микен переживала мощный подъем. Но с конца XII в. до н. э. начинается упадок Микен, на смену местным жителям приходят дорийцы. Захватив некогда великое царство, они начали обживать эти земли, памятуя о героическом прошлом Микен. В VIII в. до н. э. этим воспоминаниям было суждено воплотиться в выдающемся гомеровском эпосе.
■ Вопросы и задания
Почему крито-микенскую культуру нередко называют ■«прекрасной прелюдией» Античности? Какие традиции архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и Древней Предней Азии использовало эгейское искусство? В чем проявились его самобытный характер и своеобразие?
Каковы важнейшие достижения эгейской архитектуры? Что вам известно о проведенных здесь Г. Шлиманом и А. Эвансом археологических раскопках?
Определите основные черты фресковых росписей Кносского дворца. В чем можно увидеть их общность и различие по сравнению с древнеегипетским изобразительным искусством?
Каковы характерные особенности ваз стиля Камарес?
■ Творческая мастерская
Сравните фрески Древнего Египта с фресками Кносского дворца. В чем различие творческой манеры египетских и критских мастеров? Какие из них производят на вас большее впечатление?
В романе замечательного писателя-фантаста И. А. Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о древних ритуальных играх с быком, происходивших в X в. до н. э. на острове Крит. Сравните его рассказ с сюжетом фрески Кносского дворца «Игра с быком». Насколько соответствует изображенное на фреске тому, как описывает это событие И. А. Ефремов?
Прочтите стихотворение В. Я. Брюсова «Эгейские вазы». Какие отличительные особенности их стиля отмечены поэтом?
Разработайте маршрут экскурсии «В лабиринтах Кносского дворца», включив в него рассказ об особенностях его архитектуры и фресковых росписях. Используйте статью В. Я. Брюсова «Учители учителей* (1917).
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Эгейский мир: особенности цивилизации и влияние на греческую культуру»; «Легендарный лабиринт Кносского дворца»; «Фрески Кносско- го дворца»; «Декоративно-прикладное искусство Крита»; «Искусство Крита и Микен в греческой мифологии»; «Неразгаданная тайна эгейской письменности»; «Керамика: вазы стиля Камарес»; «Археологические исследования Кносского дворца»; «Фрески острова Санторин»; «“Циклопическая” архитектура Микеп»; «Роль эгейской культуры в формировании античной цивилизации».
Книги для дополнительного чтения
Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.
Букина А. Г. Круговращение колеса гончарного; Ранние греческие расписные вазы. СПб., 2005.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М.,
1969.
Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Казелли Д. Кносс: Загадка лабиринта Минотавра. М., 2000. Колпипский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,
1970.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.
Тейлор У. Микенцы. Подданные царя Миноса. М., 2003.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
«Познай самого себя» — было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества». Согласно древнегреческой философии, идеалом воспитания человека стала калокагатия (греч. kalos — «прекрасный» и agathos — «добрый») — гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) качеств. Человек стал «мерою вещей»:
Все было осязаемо и близко —
Дух мыслил плоть и чувствовал объем,
Мял глину перст и разум мерил землю...
Мир отвечал размерам человека,
И человек был мерою вещей.
М. А. Волошин
Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к семи классическим чудесам света (например, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе). Нас восхищают прекрасные греческие статуи — образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих ученых в области филосо
фии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства. Лучшие традиции прославленного греческого театра живы и успешно развиваются в современном театральном искусстве.
Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего — таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.
Архитектурный облик Древней Эллады
Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Так, Вселенная представлялась ему7 огромным макрокосмом, пребывающим в строгом порядке и красоте. Он убежденно верил в разумную организацию мира и возможность воплощения идеала в действительности. Ставя себя в центр мироздания, человек стремился и на земле воплощать идеалы, которые соответствовали его представлениям об устройстве природы. Особенно высоко он ценил чувство меры, пренебрежение которым было немыслимо для него. На долгие годы его девизом стали слова греческих философов, подчеркивавших важнейшую истину: «Меру во всем соблюдай». Такое мироощущение не могло не отразиться на архитектурном облике Древней Эллады. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.
Архитектура архаики: греческая ордерная система*
Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нем нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н. э.): «прочность, польза и красота». Заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы (лат. «ордер» — «порядок»), под которой следует понимать такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (пере-
Греческая ордерная система: А — дорический, Б — ионический ордер
крывающих) элементов. Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) ордеры и в меньшей степени позднее (конец V — начало IV в. до н. э.) — коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени.
Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. Ионический ордер сложнее дорического, в нем использовано большее количество деталей. Несколько позднее, в период классики, возник коринфский ордер. Он еще легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.
Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для богов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ. Наиболее распространенным видом греческого храма стал
оооооооеоооооо
е Ф
Периптер
так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперенный», окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. Мир земной символизировало святили-
ще храма — наос, или цела, где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника — фронтоном), служащие символом небесного мира богов.
Кресилай.
Портрет
Перикла.
Около 440 г. до н. э.
Римская копия. Старая Пинакотека, Мюнхен
Храм Геры (Посейдона) в Пестуме. Середина VI в. до н. э. Италия
В эпоху архаики стали возводить большие святилища-храмы: Аполлона в Дельфах и Коринфе, Геры в Олимпии, Геры (Посейдона) в Пестуме (в 80 км от Неаполя).
Архитектура классики: афинский Акрополь
V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его еще называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Этому высокообразованному и дальновидному политику удалось объединить вокруг себя лучшие умы Древней Эллады. Его ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы
Поликлет и Фидий. На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя.
Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи.
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих божественных колонн.
Твой камень, солнцем весь облитый,
Ансамбль Акрополя. Общий вид. V в. до н. э. Реконструкция.
— Дом Аррефор {где девушки, ткали пеплос богини Афины)-,
— Эрехтпейон;
— Статуя Афины Воительницы;
4г — Парфенон;
о — Святилище Артемиды Бравронии {богини-медведицы);
— Пропилеи;
— Храм Афины Ники Апт.ерос
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною.морокой.
Д. С Мережковский
Пропилеи иредставлшш собой сооружение, состоящее из трех частей. В центре находились крытые порога в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь но время праздников и торжественных шествий про ходили горожане, ехали всадники и колесницы, ноли жертвенных животных. С севера; к «им примыкала пинакотека (хранилище картин), в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. СТога Пропадеп уравновешивал легкий и изящный храм Афины Инки Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над Пропилеи. персами, а потому жителям города йе хотелось с ней
в. до н. я. расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они по-
Афины считали, что богиня уже никогда не сможет пока
путь их город. Величественное здание 1 Грошгяги описано еще древнегреческим писателем Напса- нием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до ши пор нет пиие го лучшего».
Пройдя Пропилеи, посетитель о капы нале я пн большой площади, в центре которой вознышп юно. огромная бронзовая статуя Афины Промнхос (Во ительиицы), покровительствующей Афинам и грс ческому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы ввели путь в ее лицо. Торжественно восседая на тропе, она спокойно смотала на город, раскинувши йгя у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и Калликрат. шлем Афины уже издалека были видны визира Храм Афины щающнмся на родину сыновьям Аники, а ино- Ники Аптерос. странны трепетали перед этим символом ш-яиоия
в. до н. э. Афин. Статуя богини, но всей вероятны, ти, была
Афины творением гевиальаого скульптора Фидии (начало
V в. до я. э, — ок. 432/431 гг. до в, <,), руководившего работами на Акрополе. Воскове композиции Акрополя де- жала асимметрия, которая в целом не нарушила ощущении ран повесил и упорядоченности арх итак тури ото а иса мб л я.
Правее от Пролилей находится главный храм Акрополя Парфенон, посвященный богзше Афине, црк|.ювнтелышце города. Он был сооружен в период с 447 но 438 г. до и, щ/хитее торами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, поэтому зиден отовсюду, из любой точки А к рохголя и города. В плане Парфенон прс-детаяляет собой периптер
(8x17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические колонны придают храму особую монументальность и суровую красоту. Существует предположение, что перекрытия западного помещения покоились на 4 высоких ионических колоннах. Этот величественный храм, построенный из мрамора, поражает мастерством обработки материала. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.
Афина
Парфсыос.
Римская
уменьшенная
мраморная
копия
со статуи
Фидия. Дерево.
.юлото, слоновая кость. Национальный археологический музей, Афины
Иктин
и Калликрат. Парфенон.
V в. до н. э. Афины
До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз (средняя часть антаблемента, горизонтального перекрытия колонн) Парфенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распределение групп и создание общего ритма, напоминающего торжественное шествие. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властелин морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных плитах фриза, совершали свои подвиги и герои греческих мифов. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане: всадники на конях, сопровождающие торжественное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках.
Круг Фидия.
Посейдон,
Аполлон и Артемида.
Деталь восточного фриза Парфенона.
V в. до н. э.
Все они представляют собой некий обобщенный образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.
На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм был посвящен легендарному царю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?
Эрехтейон. V в. до н. э. Афины
Tramp
Диониса.
Афины.
VI в. до н. э. Современное фото
На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон держал в руке лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.
Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь
К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистической культурой. В период эллинизма повсеместно строились новые города с регулярной планировкой (Александрия, Пергам, Милет), создавались величественные архитектурные ансамбли и грандиозные памятники. К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоыы, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами. Грандиозность в сочетании со стремлением к декоративности, эмоциональному напряжению, патетике, слияние восточных и античных традиций становятся главными
отличительными признаками архитектуры эпохи эллинизма. Происходит отход от ордерных систем и их смешение. Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной канителью.
Крзшнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пер-
Большой алтарь Зевса в Пергаме. Фрагмент. 180 г. до н. э. Мрамор. Пергамон-музей, Берлин
Фаросский маяк III в. до к. э. Реконструкция
Мавзолей в Галикарнасе.
IV в. до н. э. Реконструкция
гамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Большой алтарь Зевса (высота более 9 м). Это монументальное мраморное сооружение наиболее ярко воплотило своеобразие архитектуры эллинистического периода. Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.
Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенчатым основанием украшал горельеф-
ный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м). Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост.
Общая композиция фриза разделена на многочисленные группы, скомпонованные из двух-трех фигур. Их движения направлены в разные стороны, в определенном ритме, с соблюдением равновесия составных частей на каждой стороне здания. Внутри каждой группы — бурный накал страстей, полная драматизма жаркая схватка не на жизнь, а па смерть. Фигуры богов и гигантов разнообразны, в их изображениях нет ни одной повторяющейся детали; все полно напряженной динамики и высочайшего драматизма.
Рядом с Зевсом изображена его любимая дочь Афина. Богиня, вооруженная большим круглым щитом, одета в широкий развевающийся пеплос (женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники). Она вступила в борьбу с крылатым гигантом Алкионеем (фигура слева от нее), схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Змея Афины сильно сдавила его правую ногу и впивается в тело гиганта. Лицо юного Алкионея, терзаемого змеей, прекрасно, нестерпимая боль и страдание не искажают его благородных черт, в которых передана мучительная тоска расставания с жизнью. Юноша пытается бежать, протягивает левую руку и ногу навстречу матери Гее, которая, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына. Справа изображена летящая крылатая богиня победы Ника, которая уже спешит увенчать голову Афины лавровым венком.
Модель Акрополя в Пергаме
Вопросы и задания
Составьте небольшой терминологический словарь основных понятий древнегреческой ордерной системы. Сравните дорическую, ионическую и коринфскую колонны. Подберите примеры их использования в античной и современной архитектуре.
Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики? Каков его символический смысл?
Почему афинский Акрополь является непревзойденным, величеет венным памятником Античности? В чем заключаются важнейшие особен ности архитектуры Парфенона и Эрехтейона?
Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма? Опишите один из памятников зодчества этой эпохи.
Творческая мастерская
Проведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю. На каких объектах вы сосредоточите главное внимание? Почему? Составьте его план- карту и нанесите на нее основные объекты для виртуального посещения.
Попробуйте спроектировать архитектурное сооружение (храм, те атр) в традициях античного зодчества. Приведите примеры использования древнегреческой ордерной системы в архитектуре современных городов.
К. Маркс писал: «Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет - с эпохой Александра». Разделяете ли вы эту точку зрения? Какие исторические и культурные деяния прославили имена этих великих деятелей? Как вы считаете, что обее печило Древней Греции звание «колыбели европейской цивилизации»: искусство высокой классики или эллинизма? Аргументируйте свой ответ.
Темы проектов, рефератов или сообщении
«Золотой век Афин»; «Планировки и основные памятники афинского Акрополя»; «Ордерная система Древней Греции»; «Что сближает и что раз дичает греческий храм и критскую архитектуру?»; «Общность и различия архитектуры высокой классики и эллинизма»; «Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме»; «Элементы древнегреческой ордерной сие темы в современной архитектуре»; «Ансамбли Пергама и Александрии»; «“Чудеса света” Древней Эллады»; «Греческая мифология и ее отражение в архитектуре»; «Слияние восточных и античных традиций в архитектуре эллинизма».
Книги для дополнительного чтения
Акимова Л. И. Искусство Древней Греции; Геометрика. Архаика. СПб., 2007.
Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб.. 2007.
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Гре ции. М., 1987.
Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.
Брунов Н. И. Памятники афинского Акриииля. Парфенон и Орехтон он. М., 1973.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988.
Дурандо Ф. Греция: атлас чудес света. М., 2002.
Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.. 1970.
Ривкин Б. И. Античное искусство: малая история искусств. М., 1972.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1990.
Черняк В. 3. Семь чудес и другие. М., 1990.
q Изобразительное искусство глава $ Древней Греции*
Курос.
VI в. до н. э.
В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. К сожалению, время сохранило ничтожно малое количество греческих подлинников. Большинство доступных нам произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастерами. А некогда скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. Если верить Плутарху (ок. 45 — ок. 127), который, возможно, слегка преувеличивал, то в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Национальный
музей, Афины 8.1. Скульптура и вазопись архаики
Афины
Кора. VI в. до н. э. Музей Акрополя,
Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), достигавшие значительных размеров (до 3 м), устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти изваяния обнаженных фигур, наглядно воплощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполлонов». Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз, полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.
Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
Греческое изобразительное искусство представлено главным образом вазописью. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству. Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) — относятся к VIII в. до н. э. Огромные вазы, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрывалась орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме гончарного изделия.
Амфора из Дипилона. Середина VIII в. до н. э. Национальный археологический. музей, Афины
Амфора из Дипилона — это одно из наиболее выразительных произведений вазописи. В величавом и торжественном облике сосуда, его простой и благородной форме художник сумел лаконично воплотить свой замысел. Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометрическим узором. В самой широкой части вазописец изображает сцену оплакивания умерпшго в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися линиями. Все призвано выразить экспрессию чувств, подчеркнуть мысль о бренности человеческого бытия.
К VI в. до н. э. повсеместно утверждается чернофигурный стиль вазописи. Изображения с обозначенным контуром стали наносить густым черным лаком на глиняную поверхность. Естественный цвет глины нередко подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно четко выделялись силуэты людей и животных. Орнамент органично сочетался с многофигурными сценами, свободно размещенными на стенках сосудов. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, их выразительный декор все более тяготеет к условности и плоскостности изображения, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологические сюжеты.
Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности под-
виги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады». Каждое произведение мастера отличают глубокая гармония росписи с формой вазы, лаконичность и строгость манеры письма, ярко выраженная внутренняя экспрессия.
Евфроний. Прилет первой ласточки. Роспись на вазе. Около 500 г. до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Эксекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости.
Роспись на амфоре из Вулъчи. 540—530 гг. до и. э. Этрусский музей, Ватикан
Подлинным шедевром среди творений Эксекия является чернофигурная амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости. Внешне простая композиция, на которой представлены два увлеченных игрой воина, построена с редким мастерством. Спины героев почти смыкаются в большой полукруг, символически ограничивая внутреннее пространство, в котором происходит мучительный выбор между жизнью и смертью. Они так увлечены своим занятием, что совсем забыли о продолжающейся войне между троянцами и ахейцами. А между тем Эксекий красноречиво намекает, кто именно из них одержит победу: один из воинов (Ахилл) сидит, даже не сняв с головы коринфского шлема с высоким султаном, голова другого (Аякса) ничем не защищена.
Изобразительное искусство классического периода
В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрывались черным лаком, а фигуры обводили контуром и оставляли незакрашенными. Внутри красного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пером прорисовывали линии, передающие черты лица, прическу, складки одежды. Такая техника позволяла лучше передавать свободу движений фигур в сложных ракурсах. При обжиге лак приобретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчетливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистичные жанровые и бытовые сцены.
Замечательную композицию «Прилет первой ласточки» создал мастер Евфроний, запечатлевший на вазе диалог зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыденной, повседневной жизни людей. Взоры персонажей обращены вверх, к летящей ласточке —
вестнице весны. Но как по-разному переданы чувства каждого из них! Надписи, сопровождающие изображение, выведены пурпуром, они помогают передать очарование и поэтичность сцены. «Смотри, ласточка!» — восклицает юноша. «Правда, клянусь Гераклом!» — подтверждает бородатый мужчина. «Вот она!» — радостно кричит мальчик. Мастер добавил: «Наступает весна».
Поликлет. Дорифор. V в. до н. э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии. Национальный археологический музей, Неаполь
Марон. Дискобол. Около 450 г. до н. э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала.
Музей терм, Рим
В период классики широкое распространение получила и скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.
В прославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы черты гармонически развитого человека, в котором красота и пропорциональность тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. В динамичной позе атлета сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. Глядя на эту фигуру, создается впечатление, что скульптора интересовало не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Через секунду он расправится, как пружина, метнет диск, но пока внешне он остается спокойным и сдержанным. Тело юноши сильно напряжено, свободная левая нога опирается на пальцы, грудь и лицо развернуты анфас, взгляд сосредоточен и направлен на диск. Широкий размах рук напоминает согнутый лук, из которого вот-вот вырвется и полетит стрела. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.
Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, кото-
рому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик. Юный атлет держит на плече тяжелое и длинное копье. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружен в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развернуты, но левое плечо (с копьем в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.
Пракситель.
Афродита Книдская. Середина IV в. до н. э. Мраморная римская копия. Музеи Ватикана. Рим
Леохар.
Аполлон Бельведерский.
IV в. до н. э.
Мраморная римская копия греческого оригинала. Музеи Ватикана., Рим
Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот некоторые результаты его математических вычислений, которые будут использованы художниками будущих поколений. Голова человека должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — V10, ступня — V6. Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон», из которого, к сожалению, до наших дней сохранилось только два фрагмента.
К концу V в. до н. э. в искусстве высокой классики произошли значительные перемены. Монументальные героические образы уступили место миру чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 — ок. 355 гг.
до н. з.), Праксителя (ок. 390—330 гг. до н. э.), Лисиппа (370—300 гг. до н. э.) и Леохара (середина ГУ в. до н. э.).
Лисипп.
Геракл,
борющийся
со львом. Около
330-х гг. до н. э.
Римская
копия.
Эрмитаж,
Санкт-
Петербург
8-3. Скульптурные шедевры эллинизма
На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание, обостренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и трагизм переживаний, переданных почти натуралистически, и в то же время элегичность и мечтательность персонажей, их гармоническое совершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.
Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милосскую» Агесандра, скульптурные группы, выполненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пер- гаме.
Ника
Самофракий-
ская.
II в. до н. э. Лувр, Париж
Крылатая богиня Победы «Ника Самофра- кийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой
отвесной скале маленького острова Самофра- ка. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя.
Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня, запечатленная в легком, стремительном шаге вперед, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Драпировка ее тонкой одежды дробится на множество мельчайших развевающихся складок. В сочетании с могучими крыльями за спиной складки одежды создают ощущение полета, словно срывающего фигуру с каменного постамента корабля. Полный экспрессии образ открывал зрителю возможность еще и еще раз пережить радость победы, ощутить силу встречного ветра и безбрежность морских просторов.
Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа
«Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. После безуспешной осады города греки оставили под его стенами огромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупредил их о грозящей опасности. Богиня Афина, покровительствующая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона и его сыновей две огромные змеи. С виртуозным мастерством показывают скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает его тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змей, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.
В центре композиции могучая фигура Лаокоона, воплощающая героическую борьбу человека с роковыми, не зависящими от него обстоятельствами. Его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта вырывается предсмертный крик отчаяния. Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.) во второй песне «Энеиды» так описывает этот трагический поединок:
...змеи напавши
Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,
Чрево и грудь дважды выю его окружили
Агесандр,
Афинодор,
Полидор.
Лаокоон с сыновьями. 40 г. до н. э. Римская копия.
Музеи
Ватикана,
Рим.
Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами. Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки — Черный яд и пена текут по священным повязкам; Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звездам он подъемлет...
(Перевод В. Л. Жуковского)
Вопросы и задания
Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры? Что было характерно для каждого из них?
Какими произведениями изобразительного искусства представлена эпоха архаики? Опишите некоторые из них. Как вы думаете, что могло скрываться за «улыбкой» кор? Что различает творческую манеру художников архаики и крито-микенской культуры? Существовала ли между ними какая-то связь? Аргументируйте свой ответ.
Каковы основные стили греческой вазописи? В чем проявилось особое мастерство их создателей? Что вы можете сказать о ее пластике, сюжетах и особенностях композиции?
В чем заключается непреходящее значение творений выдающихся мастеров греческой скульптуры классического периода?
Творческая мастерская
Подготовьте радиопередачу о творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона или Скопаса.
Попробуйте выполнить эскизы росписей ваз или других предметов обихода в традициях древнегреческих мастеров.
Как вы думаете, почему лица ранних древнегреческих статуй были лишены индивидуальности, не отражали эмоций? Сопоставьте произведения древнегреческих ваятелей со скульптурными произведениями Древнего Египта. Какие различия между ними вы могли бы отметить? Какое миропонимание стоит за этими различиями?
Сравните фризы Парфенона и Большого алтаря Зевса в Пергаме. Попробуйте выявить существующие между ними отличия.
Какими художественными средствами передан трагизм в скульптурной группе «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора? Сравните описание гибели Лаокоона поэтом Вергилием со скульптурной композицией. Сопоставьте эти произведения с картиной «Лаокоон» испанского художника Эль Греко.
Эль Греко.
Лаокоон. 1613—1614 гг. Национальная галерея, Вашингтон
■ Темы проектов, рефератов или сообщений
«Выдающиеся скульпторы Древней Эллады»; «У истоков греческой скульптуры»; «Великие творения Фидия»; «Скульптурные шедевры периода греческой классики»; «Древнегреческая мифология в произведениях изобразительного искусства»; «Отличительные особенности скульптуры эллинизма»; «Мастера древнегреческой вазописи»; «Античная скульптура в крупнейших музеях мира».
3 Книги для дополнительного чтения
Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика. Архаика. СПб., 2007.
Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб., 2007. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Античная скульптура в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1987. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 2008.
Винкелъман И. История искусства древности. М., 1996.
Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1982.
Давыдова Л. И. Искусство Древней Греции: Твой Эрмитаж. СПб., 2008.
Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.
Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Более двенадцати столетий (с VIII в. дон.э. по Vb. н.э.) насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, систему римского права, историографию Тацита, философию Лукреция, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.
Когда мы говорим о Древнем Риме, то подразумеваем не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им земли от Египта до Британских островов. Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Непреклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады.
Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль.
В развитии художественной культуры Древнего Рима различают два основных периода: эпоху Римской республики (конец
VI — первая половина I в. до н. э.) и эпоху Римской империи (вторая половина I в. до н. э. — IV в. н. э.).
Тосканский ордер: А — пьедестал;
В — база-,
В — колонна-,
Г — капитель:
Д — антаблемент.-,
— архитрав:
— фриз-,
— карниз
Блистательной эпохе Древнего Рима предшествовала самобытная культура эт русков (VII—IV вв. до н. э.) древних племен, населявших северо-западные земли Апеннинского полуострова (современная Тоскана). У этого загадочного народа была своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. Этруски освоили искусство обработки камня, металла, терракоты, в совершенстве овладели техникой бронзового литья и ювелирного искусства. На основе греческих образцов этрусками был разработан тип храма, стоящего на поди уме (высоком пьедестале, подножии), с глубоким передним портиком. В подобных храмах появился так называемый тоскап- ский ордер, представлявший собой разновидность дорического. В отличие от древнегреческих прототипов, он более массивен, имеет базу, на стволе колонн отсутствуют каннелюры, фриз гладкий.
С конца V в. до н. э. Рим начинает теснить этрусков, и вскоре они попадают под его власть. Постепенно исчезают самобытность и оригинальность их художественио- го творчества. Практичные римляне многое унаследовали от этрусков, творчески использовав их достижения в собственной культуре.
Архитектурные достюкен и и Древнего Рима
Древнеримская цивилизация дала миру тщательно сила нированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты. Унаследовав лучшие архитектурные достижения Древней Греции, римские зодчие разрабатывали и внедряли новые строительные технологии. Их оригинальные инженерные решения не только определили архитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огромный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.
Архитектура периода Римской республики
В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных сооружений: общественные здания, базилики и храмы, дороги, мосты и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка. Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении. Общественная жизнь древних римлян протекала не в домах-инсулах, а на улицах и площадях городов.
«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Поэтому в Риме велось строительство огромных масштабов.
С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти... На территории Форума было множество зданий, обелисков и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
Римский Форум. II в. до н. э. Современный вид
Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в афинском Акрополе, асимметричны, но причины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку.
I
Позднее, в эпоху Римской империи, в начале II в. н. э. Марком Ульпием Траяном был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление. «Форум не мо