Синельникова И.И

С 38 Латинский язык для стоматологов / И.И. Синельникова. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 104 с.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в медицинских вузах по специальности «Стоматология» в соответствии с программой вузовского преподавания дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии».

ББК 81.461 я 73+56.6

УДК 811.124: 616.31 (075.8)

© Синельникова И.И., 2012

© Белгородский государственный национальный

исследовательский университет, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие с. 5
Часть 1. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.  
Тема 1. Латинский алфавит. Правила чтения. Правила постановки ударения. Лексический минимум. Упражнения. с. 7  
Тема 2. Имя существительное: грамматические категории (род, число, падеж, склонение), словарная форма. Имя существительное в структуре анатомического термина. Лексический минимум. Упражнения. с. 12
Контрольная работа № 1 «Имя существительное». с. 17
Тема 3. Имя прилагательное: две группы латинских прилагательных. Согласованное определение в структуре анатомического термина. Лексический минимум. Упражнения. с. 18
Тема 4. Степени сравнения имен прилагательных: сравнительная степень, превосходная степень. Лексический минимум. Упражнения. с. 23
Контрольная работа № 2 «Имя прилагательное». с. 29
Тема 5. Третье склонение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Лексический минимум. Упражнения. с. 30
Тема 6. Именительный и родительный падежи существительных и прилагательных множественного числа. Лексический минимум. Упражнения. с. 37  
Контрольная работа № 3. «Итоговая контрольная работа по анатомической терминологии».   с. 43
Часть 2. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.  
Тема 7. Структура клинического темрина и способы его образования. Суффиксация. Частотные латинские и греко-латинские суффиксы. Терминоэлемент. Свободные и связанные терминоэлементы. Греко-латинские дублетные обозначения. Лексический минимум. Упражнения. с. 45
Тема 8. Префиксация. Частотные латинские и греческие приставки. Упражнения. с. 51  
Тема 9. Греко-латинские дублетные обозначения органов и тканей. Греческие терминоэлементы со значением патологических изменений в органах и тканях. Наименования терапевтических и хирургических приемов. Упражнения. с. 55
Тема 10. Терминоэлементы, обозначающие функциональные и патологические состояния, процессы, свойства, качества и другие признаки. Упражнения. с. 58  
Контрольная работа № 4. «Терминологическое словообразование и клиническая терминология».   с. 62  
Часть 3. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.  
Тема 11. Номенклатура лекарственных средств. Лекарственные формы. Системные и тривиальные наименования. Способы образования тривиальных наименований. Упражнения. с. 65
Тема 12. Глагол (Verbum). Спряжение (Соnjugatio). Повелительное наклонение (Modus Imperativus). Cослагательное наклонение (Modus Conjunctivus). Упражнения. с.74  
Тема 13. Винительный падеж (Саsus accusativus). Творительный падеж (Casus ablativus). Употребление предлогов. Рецептурные формулировки. Структура рецепта. Упражнения. с. 77
Тема 14. Химическая номенклатура на латинском языке. Наименования химических элементов, солей, оксидов, кислот. Упражнения. с. 84  
Итоговая контрольная работа с. 91
Список использованной литературы с. 94
Приложения с. 96

ПРЕДИСЛОВИЕ

Латынь.. Что мы знаем о ней? Язык древних философов, ораторов и поэтов, один из самых древних языков. Язык, который звучал в римском Cенате, античных библиотеках и на улицах античных городов много столетий назад. Латынь – мертвый язык? Вовсе нет, достаточно прислушаться к словам, которые мы часто употребляем. Люди до сих пор используют латинский язык, только уже в качестве нового, "современного" языка. Ведь латинский алфавит является основой многих современных слов практически для всех европейских народов. После падения Рима латынь стала языком монахов, теологов и ученых, благодаря деятельности которых в средневековых университетах латинский язык постепенно видоизменялся, улучшался, развивался и стал официальным языком ученого мира. Gaudeamus (гаудеамус) - гимн студентов, написанный на средневековой латыни, до сегодняшнего дня наизусть знают многие студенты. Латинские выражения можно часто встретить в трудах великих ученых: Декарта, Ньютона, Лейбница. Самое широкое применение латинский язык нашел в медицине, до сегодняшнего дня в текстах диагнозов и рецептов используется большое количество латинских слов и выражений.

Современные требования, предъявляемые к специалистам различных областей знания, предполагают глубокое знание терминологии будущей специальности, что особенно актуально для медицины. Знание латинского языка, кроме специального профессионального общения, помогает лучше усваивать специальную литературу, совершенствовать профессиональные знания.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в медицинских вузах по специальности «Стоматология» в соответствии с программой вузовского преподавания дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии». Цель пособия состоит в том, чтобы заложить основы терминологической подготовки будущих специалистов, научить их сознательно и грамотно применять медицинские термины на латинском языке, а также термины греко-латинского происхождения на русском языке, понимать способы образования терминов и знать их специфику в различных подсистемах медицинской терминологии.

Пособие построено по традиционному системно-терминологическому принципу: материал группирован тематически в рамках трех номенклатурных систем специальной лексики – анатомической, клинической, фармацевтической. Каждый раздел имеет теоретическую часть, практические упражнения для закрепления знаний и контрольные задания. В Приложениях представлены латинские афоризмы, наименования некоторых лекарственных средств, лекарственных растений и другой материал, необходимый к усвоению студентами.

Пособие составлено в соответствии с программой вузовского изучения латинского языка по специальности «Стоматология», исходя из общей трудоемкости дисциплины 90 часов. Из них аудиторных занятий – 60 часов. Предлагаемые задания отвечают принципам доступности и профессиональной достаточности, согласуются с логикой курса в содержании и объеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: