Концентрация производства. Сущность, формы и показатели

Объединение хозяйствующих субъектов

Концентрация производства. Сущность, формы и показатели. Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности. Концентрация производства и монополизм. Монопольная власть на рынке.

Виды объединений по характерным признакам производственной и коммерческой деятельности и их задачи. Структурная характеристика объединений. Группировка финансово-производственных групп по существующим признакам.

Интегрированные бизнес структуры. Основные задачи в области развития интегрированных корпораций. Роль кластеризации базовых отраслей экономики.

Концентрация производства. Сущность, формы и показатели.

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей.

Индекс концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Yi — рыночная доля i-той фирмы; k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

qi - объем продаж фирмы, Q- объем рыночных продаж

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k < n, n — число фирм в отрасли), обычно от 3 до 5 фирм. Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). При k = n, оче­видно, Yi = 1. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

Индекс концентрации в США активно применялся как четырехдольный показатель концентрации с 1968 по 1984 гг. (CR4 – Concetration Ratio). Показатель представляет собой совокупную долю четырех самых крупных фирм, име­ющих максимальные объемы реализации на рынке. Когда показатель СR4 достигал значения 0,75, рынок оценивался как объект монополизации и начинали вво­диться ограничения на слияние компаний.

Недостаточность индекса концентрации для характеристики по­тенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отража­ет распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — между фирмами-аутсайдерами. Дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: