Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки... *
У Мышонка появилась привычна спорить со всеми по любому поводу. Все перемены он проводил в горячих спорах со своими друзьями.
— Мышонок, ты зачем со всеми споришь? — спросил его Зайчонок.
— Я не спорю, а веду дискуссию, — важно ответил Мышонок.
— Дискуссия — это немного другое, — улыбаясь, объяснил учитель Еж. — Во-первых, каждый участник дискуссии уважает собеседника, дает ему возможность полностью высказаться.
— А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, — вмешался Волчонок.
— Во-вторых, — продолжал учитель, — в дискуссии необходимо предлагать факты, которые подтверждали бы твою точку зрения.
— Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю! — уверенно заявил Мышонок.
— Мне наш Мышонок напоминает одного знакомого лесного гнома, — вспомнил Зайчонок.
— Какого еще гнома? — недовольно спросил Мышонок,
— Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома-близнеца, — начал свой рассказ Зайчонок. — Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с приветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком. Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты.
|
|
— Ух ты! И такое бывает! — удивляется гном. Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазками, он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает, и вряд ли существуют еще в мире какие-то загадки. Когда удивлялка делится своими впечатлениями с братом, то в ответ слышит:
— Подумаешь, я это давно знал!
Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:
— Что же ты такую ерунду не знаешь? Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.
Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений. Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.
— А я встречала его в лесу! — воскликнула Белочка. — Он похож на сморщенный сушеный гриб!
— Да, — подтвердил учитель. — Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называет, а что они близнецы, поверить трудно, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того чтобы научиться общаться с друзьями.
— А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? — смутился Мышонок.
|
|
— Дискутировать! Поупражняемся все вместе, — обещал учитель.
После этой сказки можно предложить школьникам любую нейтральную тему для дискуссии, например: Какие лучшие игры? Книги и др.? Нужно напомнить правила ведения дискуссии (см. текст сказки) и ввести для самоконтроля «мяч-переход ник» (можно использовать любой предмет для передачи слова товарищу). Наиболее эффективно использовать видеозапись, которую сразу после дискуссии можно доброжелательно проанализировать вместе с детьми.