Возникновение ЮЛ

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий: создание юридического лица (в узком смысле слова) и государственная регистрация юридического лица, с момента которой оно считается созданным. Используемый в настоящее время в РФ явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит гос регистрацию ЮЛ при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен прежде всего для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках). При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона о конкуренции).

В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации, которое должно быть представлено в определенный государственный орган, и после этого могут быть предприняты дальнейшие шаги по созданию юридического лица.

ЮЛ подлежит гос регистрации в уполномоченном гос органе в порядке, определяемом законом о гос регистрации ЮЛ. Данные гос регистрации включаются в единый гос реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. ЮЛ считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый гос реестр юридических лиц.

Отказ в гос регистрации ЮЛ допускается только в случаях, установленных законом. Такой отказ может быть оспорены в суде. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП: непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов ЮЛ.

По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБ РФ, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Минюста РФ или его территориальных органов.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их гос регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего гос регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

ПРОЕКТ ГК: Гос регистрация. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого гос реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. ЮЛ не вправе ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

ЮЛ обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый гос реестр юридических лиц.

До гос регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый гос реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

В случаях и порядке, которые предусмотрены законом о гос регистрации юридических лиц, уполномоченный гос орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей гос регистрации изменений устава ЮЛ и о предстоящем включении данных в единый гос реестр юридических лиц. Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный гос орган возражения относительно предстоящей гос регистрации изменений устава или предстоящего включения данных в единый гос реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о гос регистрации юридических лиц. Уполномоченный гос орган обязан их рассмотреть и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о гос регистрации юридических лиц.

Гос регистрация юридического лица может быть признана недействительной судом в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый гос реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в реестр с нарушением закона.

Убытки, причиненные незаконным отказом в гос регистрации, уклонением от гос регистрации, внесением в единый гос реестр юридических лиц незаконных или недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка гос регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного гос органа, подлежат возмещению за счет казны РФ.

Учредительные документы. ЮЛ действует на основании устава, который утверждается его учредителями (участниками). Для гос регистрации юридических лиц их учредители вправе использовать типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным гос органом в порядке, установленном законом о гос регистрации юридических лиц.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и имеет юридическую силу устава.

В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений такого рода.

В уставе юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В уставе некоммерческой организации, осуществляющей также приносящую доход деятельность, должны быть определены виды такой деятельности, соответствующие целям ее создания и ее основной деятельности.

Учредители (участники) юридического лица вправе также утвердить внутренний регламент (иные внутренние документы) юридического лица, не являющийся учредительным документом. Во внутреннем регламенте (внутренних документах) юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие уставу юридического лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: