Введение

Учебное пособие

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия по курсу "Информатика" для студентов, обучающихся по специальностям: 080109.65 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", 080507.65 "Менеджмент организации", 080102.65 "Мировая экономика", 030501.65 и 030500.62 "Юриспруденция", 030301.65 и 030300.62 Психология"

Красноярск 2009


УДК 004.7(075.80

ББК 32.973.233Я73

Рецензент: Д-р техн наук, проф. СиБГАУ А.Н. Антамошкин. Зав. каф социальной информатики КФ РГСУ, д-р биол. наук, проф. Левин Л.А.  

Погорелов Г. Базовый курс информатики для гуманитариев/ Г.З. Погорелов; Сибирский ин-т. бизнеса, управления и психологии – Красноярск, 2009. 304 с.

Предназначено для самостоятельного освоения основ курса “Информатика" студентами всех форм обучения и специальностей, а также для слушателей курсов по подготовке к вступительным экзаменам по информатике.

Предлагаемое пособие содержит теоретические положения и практические задания по информатике, а также контрольные вопросы и тестовые задания по пройденному материалу.

ISBN 5-98027-012-4

© Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2009
© Г.З. Погорелов
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................... 8

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 8

1.1. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА "инфоpматика"................. 8

1.2. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА "инфоpмаЦИЯ". ИЗМЕРЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ 9

1.3. передача и обработка информации........ 11

1.4. СВОЙСТВА информации И ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ................................................................. 12

1.5. информационные ресурсы и информационные технологии 14

1.6. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 14

ГЛАВА 2. КОДИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ И СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОДОВЫЕ ТАБЛИЦЫ................................................................................... 15

2.1 Кодирование данных двоичным кодом. 15

2.1.1. Кодирование целых и действительных чисел, текстовой информации 16

2.1.2. Кодирование графических данных................................... 18

2.1.3. Кодирование звуковой информации................................ 20

2.2. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 21

2.3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 21

ГЛАВА 3. Общие принципы организации и работы компьютеров 26

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О КОМПЬЮТЕРЕ........... 26

3.2. Устройство компьютера................................. 27

3.3. Принципы построения компьютера...... 29

3.4. команда КОМПЬЮТЕРА......................................... 30

3.5. Архитектура и структура компьютера.... 31

3.6. устройство памяти компьютера............... 34

3.7. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 35

Глава 4. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА 36

4.1. Устройства, входящие в состав системного блока 38

4.1.1. Материнская плата........................................................... 38

4.1.2. Центральный процессор.................................................. 38

4.1.3. Устройства, образующие внутреннюю память................. 42

4.1.4. Жесткий диск или винчестер............................................ 45

4.1.5. Графическая плата.......................................................... 48

4.1.6. Звуковая плата................................................................ 49

4.1.7. Сетевая плата.................................................................. 50

4.1.8. TV-тюнер.......................................................................... 50

4.1.9. Дисковод 3,5’’.................................................................. 51

4.1.10. Накопители на компакт-дисках....................................... 52

4.1.11. Накопители на DVD дисках............................................ 54

4.1.12. Флэш-память.................................................................. 55

4.2. Периферийные внешние устройства..... 56

4.2.1. Клавиатура...................................................................... 56

4.2.2. Манипуляторы................................................................. 57

4.2.3. Сканер............................................................................. 61

4.2.4. Цифровой фотоаппарат.................................................. 64

4.2.5. Мониторы электронно-лучевые (CRT).............................. 66

4.3. Конфигурация компьютера........................... 82

4.4. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 82

4.5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 85

Глава 5. организация межкомпьютерной связи 86

5.1. способы организации межкомпьютерной связи 87

5.2. понятие о компьютерной сети.................. 88

5.3. соединение устройств сети........................ 90

5.4. сеть Интернет......................................................... 92

5.4.1. Подключения к сети Интернет.......................................... 94

5.4.2. Пересылка данных в Интернет. Протоколы связи TCP/IP. 95

5.4.3. Адресация в Интернете.................................................... 96

5.4.4. Обзор сервисов Интернета............................................ 100

5.5. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 114

5.6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 115

Глава 6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ вычислительных устройств. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРОВ..................................................................... 117

6.1. история развития средств обработки информации 117

6.2. Этапы развития вычислительной техники. Поколения электронных вычислительных машин...................................... 135

6.3. Типы и назначение компьютеров.......... 142

6.4. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 143

6.5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 144

ГЛАВА 7.СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. АРИФМЕТИКА В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ...................................................................................................... 145

7.1. Системы счисления........................................ 145

7.2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую 149

7.3. Арифметические операции, выполняемые в позиционных системах счисления..................................................................... 154

7.4. Кодирование информации.......................... 157

7.4.1. Представление чисел в компьютере.............................. 158

7.4.2. Сложение и вычитание двоичных чисел......................... 160

7.5. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 161

7.6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 163

ГЛАВА 8. АЛГЕБРА ЛОГИКИ............................................... 169

8.1. Возникновение логики как самостоятельной науки 169

8.2. Понятие “алгебры логики” как науки об общих операциях над логическими высказываниями...................................................... 172

8.3. логическая формул. законы алгебрЫ логики 175

8.4. Таблицы истинности...................................... 177

8.5. Системы логических элементов............ 179

8.5. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 181

8.6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 182

ГЛАВА 9. АЛГОРИТМЫ. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ 184

9.1. Алгоритм. Свойства алгоритмов............. 184

9.2. Формы записи алгоритмов......................... 184

9.3. Графическая форма записи алгоритма 184

9.3.1. Виды алгоритмов........................................................... 184

9.4. Языки программирования.......................... 184

9.4.1. Программный способ записи алгоритмов. Уровни языка программирования 184

9.4.2. Процедурно-ориентированное программирование........ 184

9.4.3. Объектно-ориентированное программирование............. 184

9.5. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 184

9.6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 184

ГЛАВА 10. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА 184

10.1. Классификация программного обеспечениЯ 184

10.2. Операционные системы............................ 184

10.2.1. "Открытое", "закрытое" и "свободное" программное обеспечение 184

10.2.2. Семейства операционных систем................................. 184

10.3. Файлы и файловая система...................... 184

10.4. Сервисное по (Служебные программы) 184

10.5. компьютерные вирусы и Антивирусные средства 184

10.5.1. Компьютерные вирусы................................................. 184

10.5.2. Антивирусные мероприятия.......................................... 184

10.6. Инструментальные системы программирования 184

10.7. Драйверы............................................................... 184

10.8. Архиваторы......................................................... 184

10.9. Программы обслуживания жестких дисков 184

10.10. Прикладное программное обеспечение 184

10.10.1. Средства обработки текстовой информации.............. 184

10.10.2. Средства обработки табличной информации............. 184

10.10.3. Средства обработки графической информации......... 184

10.10.4. 3D-графика................................................................. 184

10.10.5. Системы управления базами данных (СУБД)............... 184

10.10.6. Средства разработки презентаций............................. 184

10.10.7. Автоматизация ввода информации в компьютер........ 184

10.10.8. Автоматизация перевода текста................................. 184

10.10.9. Издательские системы................................................ 184

10.10.10. Системы автоматизации бухгалтерской деятельности 184

10.10.11. Прочее программное обеспечение........................... 184

10.11. Вопросы для ПОВТОРЕНИЯ И самоконтроля 184

10.12. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 184

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ...... 184

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................... 184


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в различных издательствах вышло значительное количество книг по основам информатики, предназначенных для студентов разных направлений. Там представлен широкий спектр изданий. Не во всех из них вы сможете найти необходимую информацию для освоения базовых основ курса, подготовки к тестированию. В данном пособии собраны материалы, позволяющие с помощью одной книги освоить требуемый объем знаний.

Данное пособие ориентируется на особенности курса информатики, изучаемого в Сибирском институте бизнеса, управления и психологии для студентов экономистов, юристов и психологов.

Теоретическое описание дополняется списком вопросов для повторения, практическими заданиями. Некоторые темы завершаются небольшими тестовыми заданиями, позволяющими проверить свои знания. Большинство заданий имеют ответы, с которым можно свериться.

Базовой основой при написании данного учебного пособия послужили материалы Шауцуковой Лейлы Залим-Гериевны (http://www.kbsu.ru/~book) [68], а также Поповой Ольги Владимировны (http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uchp/index.htm) [66], за что приносим им свою искреннюю благодарность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: