Превращение церкови в опору российского абсолютизма

При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана, Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную вой­ну. «Местоблюстителем» патриаршего престола он назначил Стефана Яворского. После окончания Северной войны царь вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными де­лами бьцю передано Духовной коллегии, вскоре преобразо­ванной в Святейший Правительствующий Синод. В состав этой коллегии вошли назначаемые государем, представители высшего духовенства. Поскольку их решения также утвержда­лись царем, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской Православной Церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор - гражданский чинов­ник, назначаемый Парем. Особым указом Петр I приказал свя­щенникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать почтение к царю и церкви. Эта реформа оконча­тельно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

«Дело царевича Алексея» - старшего сына Петра I заставило царя-реформатора задуматься о судьбе преобразований после его смерти, и побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 г. был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сам император сделать этого так и не успел. Простудившись в январе 1725 года, он скоропостижно скончался.

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели болылое значение для страны. Они укрепили Российское государство, поставили его в один ряд с великими европейскими державами. Реформы уничтожили оставшиеся от удельной Ру­си пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в их экономическом положении и служебном статусе. Была усовершенствована система местного управления, впервые в истории России появились выборные начала в управ­лении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая систе­ма управления по-прежнему лишала миллионы простых под­данных российского императора возможности участвовать в управлении страной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: