Товародвижение

Товародвижение – деятельность по управлению физическим перемещением и передачей собственности на товар от производителя к потребителю (конечному пользователю).

Цель товародвижения – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место и в нужное время с минимально возможными издержками.

Управление товародвижением – это систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.

Товародвижение формирует спрос на конкретный товар за счет лучшего обслуживания, понижения цены, т.е. при постоянном достижении его цели.

Элементами товародвижения являются:

- прием и обработка заказов;

- административная деятельность по организации сбыта;

- переговоры и контракты с покупателями (потребителями);

- упаковка товара;

- получение и отгрузка товара;

- складская переработка и хранение товара;

- поддержание сбытовых (товарных) запасов на оптимальном уровне;

- транспортировка товара.

Экономическая цель системы товародвижения определяется понятием «эффективность системы», ее мерой является отношение «результатов» к «затратам».

Основой «результатов» является уровень обслуживания покупателей, а с точки зрения покупателя он зависит от следующих факторов:

1. Скорость исполнения и доставки заказов покупателям.

2. Возможность поставщика обеспечить срочную доставку товара.

3. Хорошее качество поставляемых товаров.

4. Аккуратное обращение с товаром при погрузо-разгрузочных работах.

5. Готовность поставщика принять обратно товар с дефектами и заменить его доброкачественным.

6. Наличие услуг по установке, ремонту и поставке запасных частей.

7. Наличие нескольких партий товара, подготовленных для отгрузки и разнообразия транспортных средств.

8. Наличие необходимых товарных запасов.

9. Денежная сумма, взимаемая за обслуживание.

Минимизация общих издержек является экономической целью системы товародвижения. Эту цель можно выразить следующим уравнением:

D = T+FW+VW+S → min

где: D – общие издержки товародвижения;

T – транспортные издержки;

FW – постоянные издержки по хранению;

VW – переменные издержки по хранению (с учетом величины товарных запасов);

S – общая стоимость невыполненных заказов в связи с задержкой отгрузки.

Выбор варианта системы движения товара предполагает изучение структуры издержек по каждому варианту, с тем чтобы выбранный вариант минимизировал общие издержки. При этом широко используются логистические подходы.

Многие фирмы устанавливают стандарты для каждого составляющего элемента системы: нормы запаса; нормы расхода материалов на выполнение коммерческих операций; время на обслуживание; время на выполнение отдельных складских операций; потери от порчи и при транспортировке.

Основными элементами товародвижения являются: транспортировка, хранение и контакт с потребителями.

Транспортные расходы являются, как правило, наиболее весомой частью издержек обращения, их величина зависит, прежде всего, от правильного выбора используемого вида транспорта и оптимальности маршрутизации перевозок.

При выборе используемого вида транспорта следует учитывать, какие грузы каким видом транспорта экономичнее перевозить.

Практика показывает, что железнодорожные перевозки уместны при транспортировке сельскохозяйственной продукции, полезных ископаемых, строительных материалов, леса, химикатов, автомобилей, каменных углей.

Водный транспорт преимущественно используется при перевозках нефти, инертных строительных материалов, руд, каменных углей.

Автомобильный – одежды, полиграфической продукции, сложной бытовой и вычислительной техники, скоропортящейся пищевой продукции.

Воздушный – скоропортящейся, в том числе пищевой продукции, негромоздких дорогостоящих изделий, изделий высокой стоимости, приборов.

Система критериев сравнительной оценки видов транспорта представлена в табл. 11.2.1.

Таблица 11.2.1

Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей

(лучшая оценка = 1)

Вид транспорта скорость частота отправки (в сутки) надежность (графики) способность перевозить различные грузы доступность географи-ческих точек стоимость (т/км)
Железнодорожный            
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            
Итого:            

Оптимизация маршрутов перевозок с учетом возможностей комбинированных перевозок осуществляется при помощи использования экономико-математических методов.

При организации хранения продукции основными задачами являются:

- выбор складских помещений (свои или арендуемые, отапливаемые или неотапливаемые, универсальные или специализированные, местные или иногородные…);

- определение степени механизации и автоматизации складских процессов;

- определение оптимального уровня хранимых запасов (управление запасами).

Одним из способов решения проблемы оптимизации товарных запасов является определение уровня запасов, при котором оставшееся на складе количество товара делает оправданным их пополнение. Этот уровень называется точкой повторного заказа.

Решение о количестве заказываемого товара для пополнения запаса должно приниматься с учетом частоты заказов. Чем реже заказываются товары, тем большее количество товара надо заказывать и хранить на складах.

Оптимальное количество единовременно заказываемых товаров определяется по формуле

,

где: D – спрос на товар в целом за год;

S – расходы, связанные с обработкой одного заказа;

IC – годовые текущие издержки на единицу товара.

Контакты с потребителями, их успешность, зависят прежде всего:

- от наличия службы сбытовых агентов;

- от политики фирмы в отношении контрагентов;

- от структуры и организации деятельности сбытовых служб;

- от уровня затрат на маркетинговые коммуникации;

- от уровня профессионализма работников службы сбыта (особенно контактирующего персонала).

За деятельность фирмы в области товародвижения отвечает вице-президент по товародвижению (сбыту), которому подчиняется служба (отдел) товародвижения (сбыта) самостоятельная или в структуре службы (отдела) маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: