Нужна ли субъектам Российской Федерации судебная ветвь государственной власти?

В статье Петровой Н.А. рассматривается вопрос о том, являются ли суды, созданные в субъектах федеративного государства, их собственными судами, либо это звенья единой федеральной судебной системы, только территориально расположенные в субъектах федерации[23].

В мировой практике федеративных государств предполагается наличие в субъектах законодательных, исполнительных и судебных органов как элементов механизма разделения властей. Важнейшим при этом является разграничение компетенции между системой федеральных органов государственной власти и системой органов государственной власти субъектов федерации. В том числе необходимо разграничение компетенции судов, существующих на федеральном уровне и в субъектах федерации. Можно ли говорить о наличии судебной власти субъектов РФ? Ж. И. Овсепян обращает внимание на то, что в Конституции РФ нет прямого упоминания ни об одном из видов судов субъектов РФ. Конституция РФ не содержит в себе нормативного материала, посвященного судебной власти (судебным органам) субъектов РФ вообще и судебной системе субъектов РФ в частности, однако включает норму ч.3 ст. 118 Конституции РФ, из смысла которой следует, что судебная система РФ устанавливается федеральным конституционным законом, то есть перечень видов судов в России не исчерпывается только прямо названными в Конституции. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, к которым относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи – судьи общей юрисдикции субъектов РФ. Являются ли конституционные (уставные) суды и мировые судьи частями единой системы судебных органов субъектов РФ? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать правовой статус мировых судей и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Правовой статус мировых судей регламентирован нормами федерального закона; для мировых судей существует апелляционная инстанция в лице федеральных судов; финансирование мировых судей осуществляется из двух уровней бюджетов бюджетной системы РФ; при принятии судебного решения мировые судьи применяют Конституцию РФ и федеральное материальное и процессуальное законодательство; мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации; законодательство не позволяет говорить о мировых судьях в РФ как об элементе механизма «разделения властей» в субъектах РФ, так как они находятся в зависимости от региональных органов законодательной и исполнительной власти. Парламенты субъектов РФ формируют их состав, к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации отнесены вопросы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Таким образом, данный вид судов в большей степени относится к федеральным судам, чем к судебным органам субъекта РФ.

Что же касается характеристики конституционных (уставных) судов субъектов РФ, то необходимо выделить следующие моменты:

- создание данного вида судов – право субъекта РФ, но не обязанность;

- субъекты РФ обладают правом самостоятельного регулирования статуса, компетенции и организации деятельности своих конституционных (уставных) судов;

- финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта (возникает вопрос, связанный со ст. 124 Конституции РФ, закрепляющей, что финансирование судов производится из федерального бюджета);

- решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Таким образом, конституционный (уставный) суд субъекта РФ можно охарактеризовать как суд субъекта РФ, в отличие от мировых судей, которые в большей степени относятся к федеральным судам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: