Систематизация нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты издаются органами государства постоянно и по разным вопросам. Кроме того, они часто изменяются, дополняются и отменя­ются. Поэтому в их обилии и разнообразии непросто ориентироваться. Но юриди­ческая наука выработала средство, которое облегчает доступ к правовой инфор­мации и позволяет быстро находить соответствующие нормы. Таким средством выступает систематизация законодательства.

систематизацией нормативных правовых актов понимается деятельность государственных органов, негосударственных организа­ций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно-правового материала, приведению его в определенную согласованную систему.

Современная юридическая наука и практика различают три основные фор­мы систематизации нормативно-правовых актов: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию.

Кодификация -это дея­тельность компетентных субъектов правотворчества по созданию, сводного нор­мативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых сущест­венных изменений.

Обычно кодификация законодательства проявляется в форме кодексов В ряде случаев форма­ми кодификации выступают уставы, положения, правила, инструкции.

Инкорпорация представляет собой объединение нормативно-правовых ак­тов в сборники или собрания действующего законодательства в определенном по­рядке без изменения их содержания.

В отличие от кодификации законодательства при инкорпорации произво­дится лишь внешняя обработка нормативно-правовых актов. Их располагают для удобства пользования в алфавитном, хронологическом или предметном порядке.

Инкорпорация законодательства бывает официальной и неофициальной.

При официальной инкорпорации упорядочиванием действующих норма­тивно-правовых актов занимаются компетентные государственные органы, кото­рым это поручено (например, парламент, президент, правительство, министерство юстиции). Сборники законодательства имеют официальный характер и на них можно ссылаться в процессе правоприменения и правотворчества.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочивание нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. При этом каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его точное наименование, дата приня­тия. Пример - Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь

Систематическая инкорпорацияпредставляет собой упорядочение нор­мативно-правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права, право­вым институтам, сферам государственной деятельности. Примерами такой инкор- порации служат сборники законодательных актов, подготовленные к печати госу­дарственными органами по конкретным вопросам (по налоговому, жилищному, пенсионному законодательству и т. д.).

Неофициальная инкорпорацияосуществляется любыми учреждениями, организациями или отдельными гражданами (научными и учебными юридиче­скими заведениями, учеными и практическими работниками). Для этого не требу­ется специальных разрешений со стороны государственных органов..

Консолидация - это такая форма систематизации законодательства, при которой происходит объединение нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Пример- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: