Е. Б. Штучная
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Учебное пособие
Омск 2005
УДК 796. 542
Ш – 94
Штучная Е. Б.
Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие / Е. Б. Штучная. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2005. – 270 с.
Цель учебного пособия – ознакомить студентов с основами организации и проведения походов в спортивно-оздоровительном туризме, научить их разрабатывать маршруты и проводить массовые туристские мероприятия.
Рассмотрены вопросы по организации, подготовке и проведению туристских походов в спортивно-оздоровительном туризме, включая питание, снаряжение, организацию привалов и ночлегов в различных условиях. Содержатся сведения о врачебно-педагогическом контроле туристов, заболеваниях и травмах, встречающихся в походах. Подробно представлены мероприятия по подготовке и проведению туристских соревнований (слетов), а также топографическая подготовка туристов.
Соответствует рабочей программе дисциплины «Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма».
Рекомендуется использовать студентам очной и заочной форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
УДК 796. 542
Библиогр.: 32 назв. Рис. 8. Табл. 16. Прил. 6. Алф.-предм. указ. (в конце)
Рецензенты:
зав. кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса, канд. пед. наук, доцент Т. А. Кравчук
(Сибирский государственный университет физической культуры)
канд. пед. наук, доцент Е.В. Кулагина
(Омский государственный институт сервиса)
Ó Омский государственный
институт сервиса, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………....... | |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………....…....... | |
Введение …………………………………………………………… | |
1. Основные понятия, средства туризма………………. | |
2. Виды и содержание туристской подготовки…….. | |
3. Основные задачи, принципы и методы туристской подготовки…………………….……………… | |
4. Понятие, структура туристских клубов и секций…………………………………………………………………… | |
5. Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов……………. | |
5.1. Общие положения и требования…………………………….….. | |
5.2. Видовые классификационные требования……………………... | |
6. Организация и проведение спортивных походов…………………………………………………………………… | |
6.1. Форма, цели и задачи походов………………………………….. | |
6.2. Комплектование группы и распределение обязанностей в ней…………………………………………………………………… | |
6.3. Разработка спортивного маршрута…………………………....... | |
6.4. Проведение похода………………………………………………. | |
6.5. Подведение итогов похода………………………………………. | |
7. Снаряжение для спортивных походов……………... | |
7.1. Средства передвижения и транспортировки грузов…………… | |
7.2. Бивачное снаряжение…………………………………………….. | |
7.3. Специальное снаряжение туристов…………………………....... | |
7.4. Личное снаряжение туристов……………………………………. | |
8. Питание в туристском походе…………………………. | |
8.1. Энерготраты и их восполнение…………………………….......... | |
8.2. Химический состав и калорийность пищи……………………… | |
8.3. Дневной рацион питания………………………………………… | |
8.4. Составление раскладки…………………………………………. | |
8.5. Распределение и учет продуктов………………………………… | |
8.6. Требования к продуктам для похода……………………………. | |
8.7. Питание на маршруте……………………………………….......... | |
8.8. Раскладка продуктов. Плавающая раскладка…………………... | |
8.9. Водно-солевой режим………………………………………......... | |
8.10. Добыча и очистка воды…………………………………………. | |
9. Организация привалов и ночлегов…………………… | |
9.1. Выбор места и требования по безопасности к местам ночлегов…………………………………………………………………….. | |
9.2. Организация привалов и ночлегов в различных условиях.......... | |
9.2.1. Особенности бивачного снаряжения в различных условиях похода ………………………………………………………………………… | |
9.2.2. Организация ночлегов и дневок в полевых условиях………….. | |
9.2.3. Организация ночлега без палатки……………………………….. | |
9.2.4. Организация ночлега без палатки зимой в безлесной зоне….. | |
10. Безопасность в туристском походе……………...... | |
10.1. Опасности в туристском походе………………………………. | |
10.1.1. Виды опасностей…………………………………………………... | |
10.1.2. Обстоятельства повышенной опасности…………………… | |
10.1.3. Природные опасности и способы их избежания………….… | |
10.2. Обеспечение безопасности в туристском походе………….. | |
11. Врачебно-педагогические наблюдения. Контроль и самоконтроль туристов…………………… | |
11.1. Задачи врачебно-педагогических наблюдений………………. | |
11.2. Тесты для оценки физических качеств……………………...... | |
11.3. Самоконтроль при занятиях туризмом……………………...... | |
11.4. Методы контроля физического состояния туристов………… | |
12. Заболевания и травмы, обусловленные особенностями туристских походов………………… | |
12.1. Переутомление ………………………………………………… | |
12.2. Горная болезнь…………………………………………………. | |
12.3. Снежная слепота……………………………………………...... | |
12.4. Удушье (асфиксия)…………………………………………...... | |
12.5. Попадание в лавину……………………………………………. | |
12.6. Утопление………………………………………………………. | |
13. Походная аптечка………………………………………… | |
14. Туристские слеты и соревнования………………… | |
14.1. Организация слетов и соревнований………………………...... | |
14.1.1. Классификация слетов и соревнований…………………......... | |
14.1.2. Принципы организации слетов и соревнований……………… | |
14.1.3. Положение о слете (соревновании)……………………………. | |
14.1.4. План мероприятий при организации слетов и соревнований………………………………………………………………….................. | |
14.1.5. Судейство соревнований…………………………………........... | |
14.2. Особенности организации и проведения туристских слетов и соревнований по видам туризма…………………………………... | |
14.2.1. Пешеходный туризм………………………………………………. | |
14.2.2. Горный туризм……………………………………………............. | |
14.2.3. Водный туризм……………………………………………............. | |
14.3. Построение дистанций соревнований ………………………... | |
15. Физическая подготовка туриста…………..……….. | |
15.1. Значение физической подготовки…………………………….. | |
15.2. Значение выносливости в туристских походах………………. | |
15.3. Развитие силы и гибкости……………………………………... | |
16. Топографическая подготовка туриста………...... | |
16.1. Топография: определение и значение топографии для туриста……………………………………………………………………... | |
16.2. Топографическая карта………………………………………… | |
16.3. Масштаб………………………………………………………… | |
16.4. Содержание топографической карты…………………………. | |
16.5. Условные топографические знаки…………………………….. | |
16.6. Азимут. Магнитное склонение………………………………... | |
16.7. Вспомогательные картографические и описательные материалы…………………………………………………………….......... | |
16.8. Подготовка картографических материалов к походу………... | |
16.9. Изучение района путешествия по карте……………………… | |
17. Ориентирование на маршрутах туристских походов……………………………………………………………. | |
17.1. Смысл и содержание туристского ориентирования…………. | |
17.2. Средства и условия для ориентирования. Способы ориентирования………………………………………………………………... | |
17.3. Прокладка маршрута и составление плана движения……...... | |
заключение………………………………………………………. | |
библиографический список………………………………. | |
Приложение 1. Классификация самодеятельного туризма…… | |
приложение 2. Методика категорирования пешеходного маршрута……………………………………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Баллы за локальные препятствия…………….... | |
приложение 4. Баллы за протяженные препятствия…………... | |
приложение 5. Типовая форма и содержание отчета о туристском походе, путешествии и спортивном туре…………………….. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Топографические знаки ……………………….. | |
Алфавитно-предметный указатель ……………………. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие спортивно-оздоровительного туризма неразрывно связано с историей туристской отрасли в целом. В настоящее время туризм является одной из наиболее развивающихся отраслей отечественного бизнеса. Несмотря на экономические трудности в нашей стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. В объявлениях различных турфирм все чаще встречаются призывы к активному отдыху. Это подчеркивает необходимость изучения цикла дисциплин, помогающих студенту познать различные стороны этого явления.
Ограниченное количество часов, отводимых программой для дисциплины «Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма», и отсутствие учебника требуют от студента большой самостоятельной работы, т.к. в настоящее время отсутствуют целостные издания, охватывающие широкий спектр вопросов, рассматриваемых в рамках этой дисциплины. Данное пособие позволит студентам сократить время на поиски литературы по изучаемому предмету.
Содержание данного пособия можно разделить на основные блоки: общие понятия; организация и проведение туристских походов; массовые туристские мероприятия; отдельные виды туристской подготовки (физическая и топографическая).
В конце каждой главы предложены вопросы и задания для обсуждения, что на наш взгляд позволит более тщательно разобраться в пройденном материале и потребует логического осмысления прочитанного. Для желающих пополнить багаж знаний по этому разделу предложен список литературы. Справочный аппарат представлен списком сокращений и алфавитно-предметным указателем.
Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».
Е. Б. Штучная