Условные топографические знаки

Все местные предметы изображаются на топографических картах спе­циальными условными топографическими знаками. Топографы приду­мали эти знаки так, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствовали им в масштабах карт. Так, например, лес на топографических картах изображается зеленым цветом (ведь он и на самом деле зеленый); дома и другие строения изо­бражаются прямоугольничками, так как если на них смотреть сверху (с самолета), то они действительно почти всегда имеют форму прямоуголь­ников; реки, ручьи, озера изображаются голубым цветом, так как вода, отражая небо, тоже нам кажется голубой. Но не всегда, конечно, можно точно по форме, цвету и размеру изобразить каждый местный предмет на карте. Возьмем, к примеру, шоссейную дорогу, ширина которой 20 м. На стотысячной карте (в 1 мм 100 м) такую дорогу надо было бы изо­бразить линией толщиной в одну пятую часть миллиметра, а на карте масштаба 1:200 000 эту линию пришлось бы делать еще тоньше - 0,1 мм. А что же тогда говорить об узеньких ручейках, грунтовых дорогах и тропинках, о телеграфных линиях? Их совсем невозможно было бы раз­глядеть на карте. Но ведь их необходимо показывать на картах, и пока­зывать так, чтобы их хорошо было видно. И вот тогда топографы реши­ли маленькие (или узкие) по размерам, но очень важные местные пред­меты изображать на топографических картах особыми - внемасштабными знаками, то есть такими знаками, которые не соответствуют дейст­вительным размерам местных предметов, уменьшенным соответственно масштабу той или иной карты. Например, маленький родничок на берегу реки: с самолета его совсем не разглядишь, а на карте его изображают диаметром в целый миллиметр; кроме того, шоссейные и другие крупные дороги делают на картах цветными, чтобы они, как говориться, бросались в глаза каждому, кто взял в руки топографическую карту. Асфальтовое шоссе, например, имеет в действительности сероватый цвет, а на карте его показывают ярко-красным.

Таким образом, каждый турист должен помнить и уметь разбираться в том, какие знаки на карте являются масштабными, а какие – внемасштабными.

Все топографические условные знаки, кроме того, можно разделить на четыре вида:

1) линейные – это дороги, линии связи, линии электропередач, ручьи, реки и т.п. То есть, это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму линий;

2) фигурные – это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т. п.;

3) площадные – это знаки лесов, болот, населенных пунктов, пашен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площа­ди поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух элементов: контура и знака, заполняющего контур;

4) пояснительные - это знаки характеристики леса, названия населен­ных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д., это ши­рина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глубина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам ме­стных предметов.

Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, ко­торые образуются по типу местных предметов:

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: