Объединение земель вокруг Москвы и церковная жизнь

В XIII – XV вв.

1. Причины возвышения Москвы, и предпосылки образования и развития русского централизованного государства.

2. Состояние церкви в XIII–XV веках: характеристика, тенденции,явления.

Литература

1. Альшиц, Д. Н. Начало самодержавия в России / Д. Н. Альшиц. – Л.: «Наука», 1988. – 241 с.

2. Платонов, С. Ф. Лекции по русской истории / С. Ф. Платонов. – М., 1993. – С. 163–248.

3. Толстой, М. В. История русской церкви / М. В. Толстой. – Валаамский монастырь, 1991. – С. 107–312.

Основным содержанием начального этапа объединительного процесса конца XIII – первой пол. XIV века, было складывание в Северо-восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего. Монголо-татарское нашествие сместило центр экономической и политической жизни в менее доступные для ордынцев лесные районы. Такими региональными центрами стали Тверское, Московское, Городетское, Белозерское княжества.

Престольным княжеством этого времени было Владимирское, а в дальнейшем главными соперниками в борьбе за ярлык в первой трети XIV века стали Москва и Тверь.

Почему же московское княжество берет верх над другими? Вот мнение историков-исследователей XIX века:

Н. А. Карамзин в V томе лекций по русской истории: «... Москва обязана своим величием ханам». Историк М. П. Погодин поражался счастливым совпадением случайностей в поль­зу возвышения московского княжества.

С. М. Соловьев в I и IV томах «Истории России» говорил о важном вли­янии географических условий при выгодном положении Москвы – на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей – с одной стороны, Владимирской и Суздальской – с другой стороны. То есть срединное положение ее давало политические, торговые и церковные преимущества.

И. Е. Забелин считал, что главным условием возвышения Москвы было «национальное сочувствие, вызванное хозяйственной деятельностью московских князей». Д. Н. Иловайский приводит следующий ряд факторов, способствовавших выдвижению Москвы:

Географическое положение, дававшее политические и торговые выгоды. Личность московских князей и их политика, сделавших татар орудием для возвышения своей власти. Определенная в пользу Москвы политика татар. Сочувствие бояр и духовенства. Правильность престолонаследия в Москве.

Суммируя различные мнения по интересующему нас вопросу, можно выделить следующие причины возвышения Москвы:

1) Географическое положение, дававшее Московскому княжеству население и средства.

2) Личные способности московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность в присоединении новых территорий по сравнению с тверскими князьями.

Факты говорят, что рост Москвы начался при Данииле Александровиче, сыне Александра Невского. В 1301 г. он захватил у рязанских князей Коломну, в 1302 г. ему по наследству переходит Переяславское княжество, в 1303 к нему присоединяется Можайск и московское княжество выросло в 3 раза.

Иван Калита (1305–1340) в 1327 году, используя восстание в Твери против баскаков (сборщиков налогов), пошел в Орду и, возвратясь с 50 тыс. войском, разгромил Тверь. С 1328 г. Калита стал Великим князем, и хан поручил ему сбор дани. Летописей писал: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погани воевати Русскую землю». За время правления Ивана Калиты Московское княжество выросло с 4 до 97 городов.

3) Соучастие и поддержка духовенства, выражавшаяся в переносе из Владимира в Москву кафедры митрополии.

4) Политическая близорукость татар, не заметивших опасного усиления для них Московского княжества.

5) Отсутствие сильных врагов у московских князей, сочувствие бояр и населения.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Внешние политические.

1. На пространстве, занимаемых Золотой Ордой и Русью, в процессе феодального развития возникли две исторические тенденции: усиление Московского княжества (по вышеназванным причинам) и ослабление Орды.

Ослабление Орды проявилось в следующих факторах:

а) со второй пол. XIV века началось феодальное дробление 3олотой орды, которое привело к усобицам и частой смене ханов. За 23 года XIV века в 3олотой 0рде сменилось 25 ханов. Следствием этого в 1378 г. мурза Бегич был разбит в битве с русскими на реке Воже, а в 1380 г. Мамай на Куликовом XIV поле. Орда разделилась на ханства: Белое, Крымское, Астраханское, Казанское, Ногайское.

б) в 1474–1475 годах Русь перестала платить дань Орде, а в 1480 г. «стоянием» на реке Угре русских войск и хана Ахмата (врезультате чего хан ретировался), Русь окончательно организационно и экономически освободилась от татарского ига.

Внутренние экономические. Политическая стабильность при Иване Калите (40 лет мира) способствовала:

1. Восстановлению и развитию сельского хозяйства, домашнего ремесла, повышается производство зерна, хлеб становится товаром.

2. Возрождаются и развиваются ремесла.

а) возобновляются гончарные, кожевенные, кузнечные дела;

б) с конца XIV века начинается литье пушек, совершенствуются домницы, применяются водяные двигатели.

3. Первые два фактора приводят к росту городов.

а) возникают в обилии городские посады, слободы, рынки, торжки;

б) усиливается экономическая связь между княжествами;

в) к концу XV века, насчитывалось 96 городов, а к концу XVI века – 170.

Внутриполитические причины.

а) с конца XV века – нач. XVI в. создается система Приказов (прообразов министерств) – отраслевых административных ведомств.

б) формируется институт местничества (порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью рода, близостью это­го рода к великому князю и давностью службы ему).

в) возникает дворянский класс – опора великого князя в укреплении нейтральной и самодержавной власти. Формируются 8 статейных дворянских чинов:

1-й чин КРАВЧИЙ «для разнимания и подавания кушанья», введен при дворе Василия Ивановича в 1514 году. Далее существовавший чин ДВОРЕЦКОГО (с 1464), ОКОЛЬНИЧИЙ (с XVI века по 1711 г.) (справляли дороги перед поездками государей, объявляли послов, присутствовали при судебных поединках), ДУМНЫЕ дворяне (с 1572 г. – 8 чел.) – чины «тайной государевой Думы», СТОЛЬНИКИ (16 в.) – (в 1616 г. – 117 чел., в 1686 г. – 672 чел.) разносчики еды, служили за столом, иногда пажами и оруженосцами, руководили дворянскими полками, СТРЯПЧИИ – (в 1616 г.– 55 чел., в 1686 г. – 1893 чел.) стряпали (делали) всякие мелкие пожелания, посылки и другие.

У дворян были следующие службы: придворная, воинская, гражданская, иногда посольская. Основные страты (виды) дворян: ЖИЛЬЦЫ («жилецка служба») (до 1701 г.) – молодые бояре должны жить в столичном городе, для защиты города от неприятеля и др. службы; ГОРОДОВЫЕ – служили только в городах, а жили в других местах. Старшие дворяне сидели в Москве в приказах «у больших судей товарищами».

г) в 1457 году.Иваном III принят герб России – двуглавый орел.

д)при великом князе возникает Боярская дума. Бояре управляли делами и доходами князей, патриарха, и первые упоминания о них относятся к 1462 году. Они получали жалование в 700 рублей, а за особые заслуги 1030 рублей.

В 1462 году при Иване Васильевиче I их насчитывалось от 5 до 20 человек, при царе Василии Ивановиче – до 38, Иване Васильевиче – 48, Федоре Ивановиче – 25, Борисе Годунове до 26, при Лжедмитрии II – 41, Шуйском – 36, в междуцарствии – 30, при Михаиле Федоровиче до 28, при Алексее Михайловиче до 33, при Федоре Алексеевиче – 24, с 1686–1692 (при Петре I – 26)*.

е) с принятием в 1497 г. Судебника Иваном Ш начинает закрепляться собственность и власть феодалов над крестьянами.

Интересный факт:

Русский царь Василий III решил насильно постричь в монахини свою супругу Соломониду, чтобы взять в жены Елену Глинскую. По обычаю тех лет царь запросил благословения на новый брак у патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского. Все три патриарха ответили отказом, пояснив причину: «Если дерзнёшь вступить в зааконопреступное супружество, то будешь иметь сына, который удивит мир своей лютостью». Но Василий III не внял пророчеству, женился и родил сына, который вошел в историю как Иван Грозный (1530-1584 гг.).

ЭТАПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

1. Конец ХШ – 80-е годы XIV века.

а) начало хозяйственно подъема на Северо-востоке русских земель и образование там новых княжеств.

б) начинается борьба за великое княжение между Рязанским, Суздальским, Нижегородским, Московским и Тверским княжествами.

г) происходит возвышение московского княжества и активизируется борьба с Золотой Ордой.

2. 80-е гг. XIV в. – 1462 г.– объединение земель вокруг Москвы и борьба великого князя с московскими удельными князьями.

3. 1462–1544. Завершается политическое объединение русских земель вокруг Москвы; в 1480 г. происходит освобождение от ордынского ига; создается государственный аппарат власти.

СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ В XIII–ХIV ВЕКАХ НА РУСИ

Характеристика состояния церкви.

1) С 1237 по 1250 год в результате нашествия татар происходит разорение храмов, икон, уничтожение книг, священников. Это было только на начальном этапе вторжения. С другой стороны, особого гонения на христианскую веру не было, как это случилось в первые века в Римской империи. Чингисхан в «Ясе» признавал единого Бога вместе с тем велел чтить всех богов, чьи бы они ни были. Впервые на Руси монголы вводят «сухой закон», в 1385 году вводят денежную единицу «таньгу», облагают население 12 разновидностями налогов и предоставляют русской церкви самостоятельность в выборе веры и организации.

2) Попытки проникновения католицизма на западе Руси были пресечены с помощью сражений на Чудском озере в 1242 году, а также дипломатическим путем. Летопись говорит о молитве А. Невского перед битвой с немецкими рыцарями. Великий князь «воздав руце свои на небо и рече: суди Боже, и разсуди про мою от языка велеречива; помози Господи, якоже древле Моисееви на Амалика и прадеду моему князю Ярославу на окаянно­го Святополка». Исход битвы известен – победа. После этого к Александру прибыло посольство от римского папы с увещеванием принять католическую веру. В ответе папе Александр Невский изложив письменно историю Ветхозаветной и Новозаветной церкви и постановления семи Вселенских соборов заключил: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем».

3) Русское духовенство получало также ярлыки на церковное управление митрополией и было самостоятельным в вере и церковном устройстве.

Доказательством этому служат новые построения храмов, обучение церковной грамоте мальчиков при церковных приходах, созывы русских Церковных Соборов. Так, на Церковном Соборе в 1274 году во Владимире определялся возраст для посвящения в дьяки – 25 лет, в священники – 30 лет, определялись наказания для алчных и пьющих священников; собор выступил против языческих зрелищ и традиций, против кулачных боев проклятием и отлучением от церкви.

Основные тенденции, или направления в развитии православной веры на Руси:

Во-первых, в период монголо-татарского ига берет начало ПОДВИЖНИЧЕСТВО, т.е. стремление, движение души к подвигу за веру, борьба за праведность.

Оно было распространено как среди мирян, т.е. светского насе­ления, так и среди духовенства (черного и белого). Прославились в то время подвигами за веру князья: Роман Угличский, построивший 15 храмов в своих землях, Волынский князь Василий Романович, благочестивой жизнью, Роман Рязанский и др. В среде черного духовенства, т. е. монашества – митрополит Феогнид, устоявший от попыток хана Узбека отобрать ранее данные права и привилегии Русской церкви на самостоятельность. Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский и другие.

Во-вторых, происходит распространение православной веры в Орде.

Так святитель Алексий в 1357 году по просьбе хана Джанибека, вылечил, с помощью священнодействия и молитв, его супругу Тайдулу, лежавшую больной и слепой три года. В 1261 году по инициативе митрополита Кирилла и князя Александра Невского возникает в Орде Сарайская епархия (Донская область). А. Невский приходил в Орду к хану Бергаю, рассказывая ему о своей вере. В числе слушателей был и ордынский царевич Петр, который позднее крестился*.

В-третьих, широкое распространение получило монастырское строительство и иночество. В большей мере это явление связано с именем Сергия Радонежского. Основные духовные подвиги Сергия Радонежского:

а) подвиг воздержания от пищи;

б) подвиг смирения и не стяжательства;

в) введение в устав монастырской жизни странноприимства, питания нищих и подаяние просящим.

г) борьба за существование русского государства и его целостность:

- благословение князя Дмитрия на борьбу с Мамаем и молитвенное участие в поражении последнего;

- в 1365 г. Сергий примиряет Ростовского князя с великим князем;

- в 1385 г. способствовал примирению Московского князя с Ря­занским коварным князем Олегом, который к концу жизни осно­вал монастырь, постригся в монахи и под этим одеянием носил стальную кольчугу, которую не хотел одеть для защиты отечества против Мамая.

Летопись рассказывает, что князь Дмитрий Донской перед битвой с Мамаем пришел к Сергию Радонежскому и спросил его: идти ему против сильного и грозного врага? Преподобный помолился, благословил князя и сказал: «Тебе государь должно попещись о врученном тебе христоименитом стаде. Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из подвижников твоих готовит венцы мученические. Иди на безбожников смело, без колебаний, и победиши».

В Ермолинской летописи имеется запись о том, что воеводы говорили Дмитрию Ивановичу: “ Господин, не становись впереди, но позади или сбоку или в особом месте. Он же произнес: Как же я скажу: братья, начнем все до единого, а сам лице свое начну скрывать или прятаться позади, но хочу как словом, так и делом перед всеми голову свою сложить за христиан, чтобы и остальные, видев это, восприняли отвагу ”.

Сергий Радонежский основывает монастыри: Троицкий (Троице-Сергиева лавра), в 1378 г. в Серпухове, на реке Стромыни – Дубенский, в 1385 г. – Голутвин монастырь близ Коломны и другие. Всего 12 монастырей.

В. О. Ключевский отмечал: «При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

В-четвертых, с конца XIII века берет свое начало ЮРОДСТВО во Христе. Первым юродивым на Руси официальная церковь считала Прокопия из Устюга, который был подражателем угодникам Греческой церкви. В Новгороде – Николай Кочанов и Феодор, из князей – Михаил (1408–1454 гг.), в Москве – Максим (1400–1434), в Ростове – Исидор (?–1474 г.). Всего на Руси и в России было официально признано церковью около 400 юродивых.

ЧАСТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

1. Церковная смута с 1376 по 1389 годы. Суть: претендовавшие на власть в Московской митрополии иерархи по разным причинам не могли возглавить церковь. Поэтому она оставалась без главного пастыря. Претендентами были Михаил, Пимен, Киприан, Дионисий.

2. Временное разделение русской митрополии 15 нояб­ря 1415 года, когда по настоянию литовского князя Витовта на региональном литовском соборе иерархов в Новгород-Литовске был посвящен в митрополиты Георгий, при наличии в московской митрополии Фотия. Но в 1416 году, путем политических компромиссов восстановлена единая митрополия.

3. Борьба внутри церкви нестяжателей и осифлян.

Суть проблемы: центральным вопросом во взаимоотношениях церк­ви и государства в конце XV века стал вопрос о церковном зем­левладении. Глава нестяжателей Нил Сорский (1433–1508 гг.) выступал против обладания церковью богатствами, землями, за­висимыми крестьянами.

Возглавлявший осифлян Иосиф Волоцкий (? –1515 гг.) – за богатую церковь и умножение ее землевладения.

Спор решил великий князь Василий III, поддержавший в 1508 году идею осифлян, отражавшую богатую и сильную церковь и государственную власть. Известным творением Иосифа Волоцкого являлся труд «Просветитель», направленный против таких явлений, как ересь стригольников и жидовствующих.

4. Ересь, или раскол стригольников в 1375–1425 гг. (Псков, Новгород, Москва). (Ересь – это отступничество от основных догматов веры, лжеучение).

Стригольник 1) Стригущий волосы. 2) Расстриженный и отлученный от церкви. Расколоучителя: Карп-стригольник, Никита-дьякон.

Суть учения: 1.Они отвергали иерархию церкви, так как, по их мнению, служители культа служат за «мзды», т. е. плату. 2. Отвергали священство и таинства. 3. Отвергали поминовение умерших как источник доходов для духовенства. 4. Настаивали на выборе учителей из народа без духовного посвящения.

Дело кончилось тем, что Карп и Никита в 1376 г. были сброшены толпой народа в Волхов с Великого моста, но еще в течение 50 лет жило это учение.

5. Ересь»жидовствующих'' (1470–1503 гг.).

В 1470 году в Новгород пришел еврей Схария (Захария) знаток естественных наук и алхимии. Его учениками стали дьяк Федор Курицын с братом Иваном Волком, священники Дионисий, Алексей, московский митрополит Зосим. На церковном соборе 1503 года они были осуж­дены за следующие ереси:

- отвержение воплощения в человека сына Божьего;

- неверие в воскрешение Иисуса Христа и воскрешение людей из мертвых;

- непризнание Святой Троицы;

- празднование пасхи по иудейскому календарю;

- не почитание Богоматери, божьих угодников и святых мощей;

- несоблюдение постов, отвержение монашества и разврат.

Резюме. Церковная организация в XIII–XV веках сумела сохранить самостоятельность, соблюсти русский народ от посягательств католицизма, мусульманства, иудейства, пресекала вольнодумство и еретичество, укрепляла самодержавие, благословляла народ на справедливые битвы с врагом, способствовала объединению, участвовала в просвещении и укрепляло церковное и государственное хозяйство.

ВЫВОДЫ

Прошло время для Русского государства «разбрасывать камни» и настало время их «собирать», объединять княжества, укреплять собственность, учить подростков, созидать вечные духовные и нравственные ценности. Из мелко раздробленных племен русов, раздорных удельных княжеств выросла к концу XV века великорусская народность, назвавшаяся Россией с устремленным взором двуглавого орла на Запад и Восток.

Контрольные вопросы

1. Каковы были экономические и политические предпосылки возвышения Москвы? Какие события в Древней Руси связаны с именем Ивана Калиты?

2. Основные причины образования единого русского централизованного государства?

3. Чем характеризуется этот период в развитии церковной организации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: