Слово «педагогика» происходит от греческого слова пейдагогос и означает руководить. Первоначально раб, который водил ребёнка в школу, назывался педагогом. Становление педагогической науки прошло долгий путь. Сама наука, её развитие, связано с именем великого славянского педагога Яна Каменского (1592-1670), который впервые в истории человечества разработал классно-урочную систему обучения.
Каменский разделил год на четверти, ввёл каникулы, разработал содержание образования, определил цели воспитания и роль учителя в обучении и воспитании ребёнка. Всё это Каменский описал в работе «Великая Дидактика».
Развитие отечественной педагогики связано с именем великого русского педагога К.Д. Ушинского (1824-1870). Он не разделял педагогику, как предмет, он считал, что педагогика – это наука, потому что она занимается воспитанием человека, личности, и это искусство, потому что учитель выбирает свои формы, методы обучения и воспитания.
Педагогика сегодня рассматривается:
- педагогика – это наука гуманистическая;
|
|
- педагогика – это наука планетарная;
- педагогика – это наука, интегрирующая себе знания всех наук о человеке;
- мы сегодня ушли от слова «воздействовать» к слову «взаимодействовать».
В 2000 году была принята концепция модернизации российского образования. В этой концепции выделены три основных направления:
1. Доступность образования;
2. Эффективность образования;
3. Качество подготовки специалистов и учащихся.
В системе образования России произошли существенные изменения:
1. Идёт процесс диверсификации (разнообразие);
2. Идёт процесс регионализации образования;
3. Меняется различные программы обучения и воспитания;
4. Вводится многоуровневая система образования;
5. Разрабатываются образовательные стандарты нового поколения.
Вместе с тем, что происходят эти улучшения, проблем в образовании чрезвычайно много. Ухудшается здоровье детей, увеличивается количество беспризорников, молодеет преступность, растет употребление наркотиков, духовная нравственность падает, националистическое настроение. Основными понятиями педагогики являются:
- образование;
- обучение;
- воспитание;
- социализация;
- развитие.
Во многих старых учебниках по педагогике она представлена, как наука о воспитании ребенка. Многие исследователи по-разному трактуют предмет педагогики, и её объект. В целом, современная педагогическая наука, в частности в учебнике «Педагогика» под редакцией Сластенина, подчеркивается, что «объектом педагогики принято считать явление действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества».
|
|
Предметом педагогики «является сознательная деятельность и целенаправленно-организуемый педагогический процесс, который осуществляется сознательным и культурно-образовательным учреждением».
Таким образом, педагогика – это наука, которая изучает закономерности и принципы обучения, воспитания и развития личности. Сегодня основными задачами педагогики выступают: изучение личности ребенка, выявление принципов её формирования, конкретизация и определение целей воспитания, совершенствование содержания, форм, методов и технологий обучения и воспитания, обобщение и распространение рядового педагогического опыта.
Каждая наука имеет свои методологические основы. Само понятие «методология» учеными воспринимается на однозначно: одни считают, что методология – это система принципов и способов организации теории, другие говорят о методологии, как самостоятельной научной дисциплине. В педагогической науке принята концепция, разработанная Краевским, который пишет, что «методология педагогики – это относительно самостоятельная область знания и деятельность человека, она подчиняется в своей логике человека, и отражает этапы эволюции педагогики».
Сегодня в педагогике выделяется огромное количество методологических подходов.
Суть системного подхода заключается в том, что любая воспитательная система представляет собой четкую, конкретную систему, это ученик-учитель.
Личностно-ориентированный подход появился в конце 20 – начале 21 века. Это связано с тем, что советская школа все годы своего существования воспитывала коллективиста-общественника, и очень мало внимания уделялось внимания личности ребенка, его способностям, хотя гуманная педагогика развивалась и у нас, и за рубежом. В коллективной деятельности необходимо видеть индивидуальность человека, личность ребенка.