Трением качения называется сопротивление, возникающее при качении одного тела по поверхности другого.
Рассмотрим цилиндрический каток радиуса r на горизонтальной плоскости. Под катка и плоскости в месте их соприкосновения могут возникнуть реакции, препятствующие действием активных сил каток может катиться по плоскости. Из-за деформации поверхностей не только скольжению, но и качению.
Активные силы, действующие на катки в виде колес, обычно состоят из силы тяжести , горизонтальной силы , приложенной к центру катка, и пары сил с моментом , стремящейся катить колесо. Колесо в этом случае называется ведомо-ведущим. Если , а , то колесо называется ведомым. Если , а , то колесо называется ведущим.
Соприкосновение катка с неподвижной плоскостью из-за деформации катка и плоскости происходит не в точке, а по некоторой линии BD. По этой линии на каток действуют распределенные силы реакции. Если привести силы реакции к точке А, то в этой точке получим главный вектор этих распределенных сил с составляющими (нормальная реакция) и (сила трения скольжения), а также пару сил с моментом .
|
|
Рассмотрим равновение катка. Система сил – плоская. Запишем уравнения равновесия системы сил.
(x)
(y)
(MA)
Момент называется моментом трения качения. Наибольшее значение М достигается в момент начала качения катка по плоскости.
Установлены следующие приближенные законы для наибольшего момента пары сил, препятствующих качению.
1. Наибольший момент пары сил, препятствующих качению, в довольно широких пределах не зависит от радиуса катка.
2. Предельное значение момента пропорционально нормальной реакции .
.
Коэффициент пропорциональности k называют коэффициентом трения качения при покое. Размерность k - это размерность длины.
3. Коэффициент трения качения k зависит от материала катка, плоскости и физического состояния их поверхностей. Коэффициент трения качения при качении в первом приближении можно считать не зависящим от угловой скорости качения катка и его скорости скольжения по плоскости.
Для вагонного колеса по рельсу мм.
Рассмотрим движение ведомого колеса. , а .
Качение колеса начнется, когда выполнится условие или
Скольжение колеса начнется, когда выполнится условие .
Обычно отношение и качение начинается раньше скольжения.
Если , то колесо будет скользить по поверхности, без качения.