Тема 3: Субъекты международного публичного права.
1. Понятие субъекта МПП. Виды субъектов.
2. Государство, как основной субъект МП. Понятие суверенитета.
3. Постоянно нейтральное государство.
4. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.
5. Правосубъектность международных организаций.
6. Правосубъектность государственноподобных образований.
Понятие субъекта международного права. Виды субъектов.
Субъекты международного права – это участники международных отношений, урегулированных нормами международного права, обладающие юридической независимостью и способностью самостоятельно осуществлять права и обязанности, установленные данными нормами.
Для субъектов международного права характерно сочетание право и дееспособности = правосубъектность. Ограничений в правосубъектности современное международное право не знает.
Виды субъектов:
1. Первичные (основные):
a. государства;
b. народы и нации, борющиеся за свое самоопределение и независимость;
2. Вторичные (производные):
a. международные организации;
b. государственно подобные образования;
3. Участники отдельных видов международных отношений (по согласованию сторон):
a. правительство в изгнании;
b. восставшая сторона;
c. воюющая сторона.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 22.11.1974 – ООП (Организация Освобождения Палестины) является членом ООН.
Виды субъектов:
1. постоянные;
2. временные.
Виды субъектов:
1. право-создающие (первичные и вторичные);
2. право-применяющие (индивиды, юридические лица, транснациональные корпорации, международные неправительственные организации (Green Piece,))
ВЫВОД: Первичные субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности, а вот вторичные создаются на основе волеизъявления первичных, объем их прав и обязанностей зависит от целей и намерений их создателей, которые закрепляются в учредительном документе.
Государство, как основной субъект международного права.
Понятие суверенитета.
Суверенитет государства – этополитико – юридическое свойство государственной власти, определяющее ее независимость и неделимость как внутри страны, так и за ее пределами. Суверенитет имеет две стороны:
Внутренняя сторона суверенитета:
· Распространение государственной власти на все население и общественные организации страны;
· Исключительные полномочия государства на самостоятельное издание и применение общегосударственных норм;
· Общеобязательное решение органов государства для всех, кого они касаются, на территории государства и в пределах экстерриториальности;
· Отмена и признание ничтожным проявление другой общественной власти.
Внешняя сторона суверенитета:
· Государство выступает равноправным участником международного общения;
· Непосредственное заключение договоров, обмен дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами;
· Способствование укреплению общего мира и международной безопасности.
Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины территории, количества населения, формы правления, территориального устройства и политического режима. Суверенные государства является основными субъектами международного права. Имея суверенную власть, государства создают и применяют международно – правовые нормы.
Межамериканская конвенция «О правах и обязанностях государств» от 26.12.1933 года определила критерии государства «как субъекта международного права»: 1. Постоянное население;
2. Определенная территория;
3. Наличие правительства (или власти);
4. Способность вступать в отношения с другими государствами.
Государства, как субъекты МП м.б. по форме своего устройства простыми (унитарными) и сложными (союзными). Унитарное государство участвует в международных отношениях как единое политико – правовое образование. Права и обязанности субъекта МП реализуются высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти унитарного государства. Проблем с международной правосубъектностью административно – территориальных единиц унитарных государств, как правило, не возникает, поскольку они ею не обладают.
К сложным государствам относятся федерации, т.е. государственные образования, состоящие из отдельных территорий, обладающих определенной самостоятельностью. Субъекты федерации имеют собственные законодательные, исполнительные, судебные органы, имеющие компетенцию в рамках, определенных федеральными законами. Действует система органов с общефедеральной компетенцией. Международная правосубъектность самих федеративных государств проблем не вызывает. Вопрос международной правосубъектности субъектов федерации более сложный, в этом вопросе прерогатива внутреннего законодательства (СССР – да, США, ФРГ - нет).
Конфедерация – союз суверенных государств, объединяющихся для достижения определенных целей, зафиксированных в соглашении о создании федерации. Это неустойчивое образование. Субъектами МПП выступают как суверенные государства – члены конфедерации, так и может быть конфедерация в целом, если последнее закреплено учредительным документом.