Эра развития техники, письменности и философии

Столетия войн были одновременно эпохой технического прогресса и создания литературного языка. Отсутствие центральной власти способствовало развитию многоликой культуры различных районов страны. В рамках этой культуры сложились основы китайского языка, философии и искусства. Классическим периодом истории китайской философской мысли было время процветания "ста школ". По уровню культуры этого времени Китай опережал остальную Азию и Европу. Технический прогресс проявлялся в строительстве, и прежде всего гидросооружений. Интенсивно прокладывались ирригационные каналы и внутренние водные пути. Канал Хан-куо был введен в действие в 486 г. до н.э. и стал первым в истории человечества. Особенно развилась техника сооружения насыпей и опорных стен. Каждый город был обнесен внешней стеной, а его внутренние прямоугольные в плане кварталы разделяли стены с воротами и сторожевыми башнями. Великая Стена протянулась вдоль северной границы на 3000 км.

Письменность возникла в эпоху Инь из знаков, которые первоначально использовали жрецы. Рисованные знаки не были буквами, но означали целые понятия. Их перечень, составленный около 213 г. до н.э. по приказу Цинь Шихуанди, содержал 3300 графем. В период династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) их число увеличилось втрое, так что возникла необходимость в определенном упрощении системы письма. Знаки разделили на группы по принципу их происхождения. В настоящее время используются 214 групп иероглифов.

Китайская философия начинается с метафизической Книги Перемен, в которой изложены основополагающие понятия древнейшего миросозерцания — Инь и Янь. Мужское начало Инь — позитивное, светлое и небесное — и женское начало Янь — негативное, мрачное и земное — стремятся к равновесию. Вся сущность природы и истории исчерпывается изменениями 64 их возможных сочетаний.

О жизни Лао-цзы, древнего мудреца VI в. до н.э. (по другим источникам — IV-III вв. до н.э.), известно очень мало. Историк Сыма Цянь писал, что Лао-цзы оставил должность архивариуса при Чжоуском дворе и удалился в далекий край. По просьбе одного чиновника мудрец написал книгу Дао дэ цзин (Книга о пути и чести). Дао — это путь природы и одновременно путь к мудрой жизни. Человек — часть природы, но он отдалился от нее. Поэтому идеальный человек должен уйти из общества, чтобы в молчании и простой жизни вновь обрести гармонию покоя. Еще один древнекитайский философ Конфуций (551-479 до н.э.) жил в царстве Лу. Свое учение он излагал не в формально логической последовательности, а в виде диалогов с учениками. Его высказывания, отличающиеся прагматизмом и социальным чутьем, сосредоточены на морали и этике. Он учил, что повседневная жизнь человека, особенно правителя, должна основываться на правде и справедливости. Политический хаос он расценивал как следствие морального кризиса, который можно преодолеть, следуя строгим правилам поведения. Основой общества, по Конфуцию, должен быть дисциплинированный человек в иерархически упорядоченной семье, для которой характерны сыновняя почтительность и уважение к старшим вообще. Философ требовал от властей, чтобы они контролировали честность людей, их послушание и добронравие. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили неизгладимый отпечаток на все стороны жизни страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: