После прохождения практического курса по социальной психологии студент

должен уметь:

o грамотно использовать социально-психологические понятия;

o соблюдать социально-психологические принципы и этические нормы психодиагноста;

o проводить диагностические процедуры с последующим анализом результатов;

o подбирать определённую методику или комплекс диагностических методов для работы в конкретной ситуации в соответствии с социальным заказом;

o с помощью психодиагностических методик рассматривать ситуацию с разных сторон и находить альтернативные пути её решения;

o вести запись и регистрацию практических работ но установленной форме;

o контролировать психологическое состояние испытуемого;

o обеспечивать безопасность испытуемого, сохранность его психического и физического здоровья;

o вырабатывать оптимальные условия для социального взаимодействия экспериментатора и испытуемого.

При проведении практических и лабораторных работ используется как индивидуальная, так и групповая форма занятий.

Индивидуальная форма направлена на самостоятельное усвоение социально- психологических знаний с их практическим применением. Студентам предлагается самостоятельно провести методики, предложенные в данном практикуме, основываясь на этических принципах, с последующей обработкой результатов, написанием выводов и рекомендаций.

Групповая форма предполагает обобщение полученных результатов в виде сводных таблиц, графиков, диаграмм, а также совместный анализ результатов и формулирование выводов по проведённой работе. Особое внимание при этом необходимо обратить на то, как в ходе диагностического исследования учитывать индивидуальные особенности испытуемого и смягчать обстоятельства, которые могут вызвать негативные состояния испытуемого.

Программа данного практикума имеет прикладное значение и предназначена для преподавателей и студентов при изучении курса «Социальная психология», а также будет полезна для профессиональной работы социального психолога.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИКУМ»

№ Тема Количество часов

1 Этика социально-психологического исследования 2

2 Исследование социально-психологических установок 2

3 Исследование тендерных ролей 2

4 Исследование социальной компетентности личности 2

5 Изучение индивидуально-личностных свойств, влияющих на

эффективность общения. Мотивация аффилиации 4

6 Исследование агрессии как социально-психологического явления 2

7 Социально-психологическое исследовании взаимосвязи личности

и группы 4

8 Исследование групповых предпочтений и принятие групповых

решений 2

9 Измерение межличностных взаимоотношений в группе с

помощью метода социометрических измерений 2

10 Социально-психологическая диагностика семьи и брака 4

11 Социально-психологический анализ рекламы в СМИ 2

12 Изучение особенностей взаимодействия в диаде ("Гомеостат") 4

Общее количество часов 32

ПОЯСНЕНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

I. ПОДГОТОВКА К ТЕСТИРОВАНИЮ

Наиболее важным условием проведения тестирования является предварительная подготовка. При тестировании не должны возникать непредвиденные обстоятельства, поэтому нужно принять специальные меры для того, чтобы заранее предупредить возникновение возможных случайностей. Только так можно обеспечить единообразие процедуры тестирования.

Предварительная подготовка к сеансу тестирования принимает множество форм. При проведении большинства индивидуальных тестов нужно:

1. Заучить наизусть словесную инструкцию. Даже в групповом тесте, в котором инструкция испытуемым обычно зачитывается лицом, проводящим тестирование, предварительное ознакомление его с текстом предупреждает неправильное прочтение, запинание и позволяет вести себя более непринуждённо и естественно во время сеанса;

2. Подготовить тестовые материалы. В индивидуальном тестировании, особенно при проведении тестов действия (performance test, т.е. практический или невербальный тест), такая подготовка включает размещение необходимых материалов с тем, чтобы свести к минимуму их поиски или неловкое обращение с ними. Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места тестирования таким образом, чтобы они были легко доступны проводящему тест, но не отвлекали внимания обследуемого. При проведении группового тестирования все тестовые бланки, листы для ответов, специальные карандаши и другие материалы заранее должны быть тщательно проверены, пересчитаны и разложены на рабочих местах испытуемых;

3. Подробно ознакомиться с процедурой' проведения конкретного теста. Что касается индивидуального тестирования, такая подготовка обычно осуществляется в виде практического обучения проведению определённого теста под руководством опытного специалиста. В зависимости от характера теста и типа обследуемых лиц для такого обучения может оказаться достаточным несколько показов и практических занятий, а может потребоваться более чем годичное обучение.

II. ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

В данном практическом курсе социальной психологии каждое психодиагностическое исследование оформляется студентами в виде лабораторных работ, общая схема оформления которых приведён ниже:

1. При оформлении работы на титульном листе первым пунктом обозначается тема лабораторной работы. В данном случае тема записывается в соответствии с тематическим обозначением, приведённом в плане практикумов.

2. Далее записывается цель, которая дана в каждой исследовательской работе.

3. Экспериментатором является студент, который записывает свои Ф.И.О., группу, в которой он обучается, дату защиты работы и преподавателя, проверяющего правильность выполнения методики.

4. Испытуемым является человек, который проходит данную диагностику. В этой графе записывается Ф.И.О., пол, возраст, образование и профессию испытуемого.

5. К условиям проведения эксперимента относится дата, время проведения, а также состояние испытуемого. Под. состоянием испытуемого следует понимать как внешние, так и внутренние проявления психического состояния испытуемого. К внешним проявлениям следует относить такие признаки как изменение цвета кожи лица, расширение или сужение зрачков, увлажнение ладоней рук, активные мимические проявления. К внутренним проявлениям следует относить описание своего самочувствия самим испытуемым.

6. Оборудование - это тот стимульный материал, который необходим для проведения диагностики. Если исследование предполагает наличие стимульных бланков, ручки, карандаша, секундомера, индивидуальных карточек, рисунков, то всё это отмечается в пункте «материал, оборудование».

7. Четкая инструкция дана к каждому социально-психологическому исследованию, поэтому её следует переписать при оформлении практической работы, не меняя слов и структуры текста.

Особое внимание при оформлении работы следует уделить написанию протокола исследования.

8. В изложении хода эксперимента описывается алгоритм выполнения необходимых заданий данной работы.

9. Непосредственным результатом будут являться те данные, которые были получены в ходе эксперимента. Результатом могут выступать как количественные, так и качественные характеристики, требующие дальнейшей обработки.

10. Обработка полученных данных - это та часть работы, в которой с помощью формул, ключей, дешифраторов, шкал, графиков идёт вычисление и оформление конечного результата работы.

11. В анализ результатов следует заносить интерпретацию полученных данных, т.е. если при обработке результатов вы получили количественные данные, то они соответствуют какой-либо качественной характеристике, в свою очередь эти данные имеют подробную расшифровку в каждой работе. Описание, соответствующее тем или иным данным, и является анализом результатов.

12. Выводы отличаются от интерпретации результатов своей подробностью и полнотой изложения полученных данных. В выводы записываются личные суждения экспериментатора по полученным результатам, не выходящие за рамки интерпретационных примеров и психологической этики психодиагноста. В выводах студент должен отразить то или иное социально-психологическое явление и продемонстрировать более конкретные представления о социально-психологическом явлении, с которым ранее познакомился в теоретическом курсе.

13. Написание рекомендаций не обязательно для каждой работы. В случае, когда рекомендации необходимы, они должны быть изложены испытуемому доступным языком, не отягощенным научной терминологией.

ПЛАН ОФОРМЛЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

ЭКСПЕРИМЕНТАТОР:

Ф.И.О

Группа

Дата защиты

Преподаватель

ИСПЫТУЕМЫЙ:

Ф.И.О.

Пол

Возраст

Образование

Профессия

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Дата проведения

Время проведения

Состояние Испытуемого

МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ:

ИНСТРУКЦИЯ:

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Ход эксперимента

Непосредственные результаты

Обработка полученных данных

Анализ результатов (интерпретация)

Выводы

Рекомендации


ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

НА ЧЕЛОВЕКЕ

• Решение проводить исследование должно основываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию Человека.

• Ответственный психолог обдумывает различные направления, где нужны энергия и возможности человека.

• Приняв решение о проведении исследования, психологи должны осуществлять замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

• Принципы этичного отношения к участникам экспериментов •

1. При планировании опыта исследователь несёт персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на Принципы исследований. Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от Принципов, то он дополнительно берёт на себя серьёзные обязательства по разработке этических 'рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.

2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несёт ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и других служащих с испытуемыми.

3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нём участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

4. Честность и открытость - важные черты отношения между исследователем и испытуемыми. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать своё участие в процессе исследований в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.

6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.

7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимализации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьёзный и продолжительный вред участникам.

8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или

утаивание информации, то исследователь несёт особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.

9. Если процедура исследований может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несёт ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов.

10. Информация, полученная в ходе исследований об участниках эксперимента, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.


ТЕМА 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: