Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма обазования римского права.
Черты обычая:
1.Устный источник;
2.Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);
3.Не должен иметь конкретного автора;
4.Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения;
5.Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).
Значения обычаев:
1.Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;
2.Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике
Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений.
Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.
|
|
Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
1.Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
2.Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;
3.Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.
Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.
Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами.
Закон (Leges) — главное воплощение римского писаного права. «Законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистром, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистра и только в пределах его компетенции. Римские законы получали как правило наименование по его инициатору: Закон Корнелия, Закон Аквилия и т.д.
Черты закона:
1.Это текст, т.е. письменная форма;
2.Универсальность для всех;
3.Акт высшей юридической силы;
4.Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.)
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1.praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
|
|
2.rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т.п.;
3.sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Классификация законов по Ульпиану:
1.Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта);
2.Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф);
3.Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное).