Иные необходимые для приватизации имущества сведения. 26 страница

Федеральный антимонопольный орган может выносить решение о контррекламе и указывать срок исполнения этого решения. Законодательством установлено, что по общему правилу контрреклама должна использовать те же характеристики, распространяться тем же способом, в том же порядке и месте, что и ненадлежащая реклама. За неисполнение решения о контррекламе в установленный срок федеральный антимонопольный орган может принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя.

Специальным законодательством установлены особые полномочия федерального антимонопольного органа по применению мер ответственности за нарушения требований нормативных актов. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", определившего, что в случаях нарушения положений этого Закона относительно рекламы федеральный антимонопольный орган может приостановить деятельность хозяйствующего субъекта-нарушителя на срок до 3 месяцев (ст. 46).

22.4.3. Меры ответственности

Как уже было сказано, за нарушения законодательства о рекламе может быть предусмотрена такая мера ответственности, как наложение штрафа. В КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе - за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.3 КоАП).

Административная ответственность установлена также за невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 2000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.5 КоАП).

За непредставление сведений (информации) или ее несвоевременное представление в государственные органы, осуществляющие функции государственного контроля <1>, или представление в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.7 КоАП).

--------------------------------

<1> См., в частности, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", п. 5 ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Предписания федерального антимонопольного органа о прекращении нарушений законодательства о рекламе могут направляться рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя от исполнения предписания.

За нарушения законодательства о рекламе наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с гражданским законодательством: возмещение в полном объеме убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсация морального вреда, публичное опровержение ненадлежащей рекламы.

22.5. Вопросы налогообложения при осуществлении

рекламной деятельности

22.5.1. Учет расходов на рекламу в целях налогообложения

В соответствии с главой 25 НК РФ <1> при определении прибыли, подлежащей налогообложению, она подлежит уменьшению на величину расходов, произведенных для осуществления деятельности по производству и реализации товаров, работ, услуг. К таким расходам предпринимателя относятся расходы на рекламу, включающие в себя в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340 (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля 2005 г.).

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат, образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

Эти расходы полностью вычитаются из прибыли. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, могут вычитаться из прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Все расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными для произведения вычетов.

22.5.2. Налог на добавленную стоимость

В соответствии с законодательством - ст. 164 НК РФ - услуги по размещению рекламы в периодических печатных изданиях подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в размере 18 процентов.

22.5.3. Единый налог на вмененный доход

Распространение и размещение наружной рекламы относятся к видам предпринимательской деятельности, в отношении которой может устанавливаться особая система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Специальный налоговый режим может устанавливаться по решению субъектов РФ. Так, в Москве принят Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы", которым введен единый налог на вмененный доход, получаемый от деятельности по распространению и размещению наружной рекламы <1>.

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 67 (с изм. от 13 июля 2005 г.).

Глава 23. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ,

РАБОТ, УСЛУГ

23.1. Понятие реализации товаров, работ, услуг

Для рыночной экономики характерно широкое понимание товара. В качестве товара могут рассматриваться большинство объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, в том числе вещи, иное имущество, работы, услуги, информация и другие объекты, которые имеют стоимость и могут включаться в имущественный оборот.

Товарный характер рассматриваемых объектов вместе с тем не означает их тождества. Дифференциация понятий товаров, работ и услуг необходима и в качестве объектов различных сделок и в целях налогообложения. Так, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др. (ст. 38 НК РФ). В связи с этим понятия товара, работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве, и в налоговом законодательстве.

В качестве объекта налогообложения НК РФ товаром признает любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38). В ст. 128 ГК РФ в перечне объектов гражданских прав указаны вещи, а товар не упоминается. Определение товара в качестве объекта договора купли-продажи содержится в п. 1 ст. 455 ГК РФ, в соответствии с которой товаром могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (т.е. правил оборотоспособности). В качестве особого объекта ГК РФ выделяет предприятие (ст. 132). Предприятие как объект прав необходимо отличать от унитарного предприятия как коммерческой организации. Хотя в состав предприятия входят разные виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности, оно не может считаться сложной вещью, а признается имущественным комплексом, составляющим более высокий уровень организации производства. В составе предприятия выделяются различные виды недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения, движимые вещи (оборудование, инвентарь, сырье и др.), права требования и долги, а также исключительные права, имеющие единое функциональное назначение. НК РФ не признает имущественные права в качестве имущества и в качестве объекта налогообложения (п. 2 ст. 38), поэтому в целях налогообложения при реализации предприятия из его состава исключаются имущественные права.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Таким образом, в качестве объекта налогообложения НК РФ рассматривает овеществленный результат, полученный от деятельности и имеющий стоимостную оценку. С гражданско-правовой точки зрения в качестве объектов договоров подряда (глава 37 ГК РФ), договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ) выступают как работа (деятельность), так и материальный результат такой деятельности - строительная продукция (образец нового изделия, результат научного исследования, конструкторская документация, новая технология), получение которой является для заказчика целью заключенного договора.

Услуга определяется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Схожий подход к услугам содержится в ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (ст. 779). Такой же смысл вкладывается и в определение отдельных (конкретных) видов услуг (например, перевозки - ст. 785, транспортной экспедиции - ст. 801).

Понятие " реализация товаров, работ, услуг" приобрело правовое значение.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В НК РФ перечислены случаи передачи имущества и других объектов. Не признается реализацией осуществление следующих операций:

- осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов и др. (п. 3 ст. 39)).

Следовательно, понятие реализации товаров НК РФ связывает с переходом права собственности на них. Общим правилом, определяющим момент перехода права собственности вещи по договору, является возникновение права собственности с момента передачи вещи по договору, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223).

По договору купли-продажи передача товара не всегда сопровождается передачей права собственности на него. Между тем у продавца имеются две обязанности - передать товар и передать право собственности на него (ст. 454). Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств (ст. 491 ГК РФ). Следовательно, стороны по договору купли-продажи могут определять момент возникновения права собственности у покупателя на переданный ему товар. Данное обстоятельство имеет не только гражданско-правовое значение, но и влечет установленные налоговым законодательством последствия.

По отдельным видам договора купли-продажи (поставки, поставки товаров для государственных нужд) обязанность передать право собственности на товар не предусматривается, но подразумевается исходя из общих правил о договоре купли-продажи, предусмотренных параграфом 1 главы 30 ГК РФ.

Момент перехода права собственности на предприятие определяется законом: с момента государственной регистрации этого права (п. 1 ст. 564 ГК РФ). В ГК РФ имеется диспозитивная норма о том, что право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю (п. 2 ст. 564). Однако и в отношении предприятия действует общее правило ГК РФ о праве сторон договора определить момент перехода права собственности на переданный товар, т.е. в данном случае предприятие (ст. 564).

Переход права собственности на товар регулируется и по договору мены. Право собственности на обмениваемые товары, если законом или договором не предусмотрено иное, переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).

В отношении услуги, так как она не имеет вещественного результата, исследователи отмечают такое свойство, как синхронность оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. N 2.

23.2. Правовые формы реализации товаров

Основным договором, заключаемым при реализации товаров, является договор поставки. Это сугубо предпринимательский договор, обслуживающий оптовый оборот товаров. Сторонами договора являются поставщик и покупатель. Поставщиком выступает как изготовитель товаров, так и субъект, осуществляющий оптовую торговлю. Покупателем может быть предприниматель, приобретающий товары для производительного использования, а также торговый предприниматель, приобретающий товары для перепродажи другим лицам (субъектам малого предпринимательства, гражданам-потребителям и др.). Договор поставки могут заключать и некоммерческие организации (поставщики), осуществляющие разрешенную законом предпринимательскую деятельность либо приобретающие товары в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

ГК РФ является в настоящее время основным нормативным актом, регулирующим отношения по поставке товаров. Однако многие из основных условий договора поставки (ассортимент, качество) специальными правилами параграфа 3 главы 30 не регулируются, и к ним применяются соответствующие правила параграфа 1 об общих положениях о купле-продаже, не учитывающих особенности отношений по поставке.

Заключаемые на практике договоры в ряде случаев имеют значительные особенности по сравнению с моделью договора поставки, предусмотренной в ГК РФ. Так, при поставке готовых изделий, включающих комплектующие изделия, детали и части, изготовленные другими предприятиями, заключаются договоры кооперированной поставки. Среди предприятий, связанных в одном производственно-технологическом цикле, выделяется головной поставщик - предприятия, изготавливающие готовое изделие, и предприятия-смежники. Условия договоров, заключенных предприятиями-смежниками с предприятием - головным поставщиком, должны быть согласованы с договором, заключенным головным поставщиком с предприятием-покупателем, поскольку в договоре головного поставщика с покупателем предусматривается его ответственность перед покупателем за ненадлежащее исполнение как собственных договорных обязательств, так и обязательств смежников.

Договор поставки из давальческого сырья характеризуется встречным исполнением обязательств: покупатель предоставляет сырье, необходимое для производства товаров, без оплаты, из которого изготовитель (поставщик) производит соответствующие товары. Правовая природа такого договора вызывает споры, однако наиболее распространенной является точка зрения о смешанном характере договора, сочетающем элементы договоров поставки и подряда.

Не могут быть учтены в ГК РФ и особенности договора поставки, связанные с различиями свойств и характеристик различных видов товаров. Поэтому предпринимателям целесообразно применять Особые условия поставки различных видов товаров, разработанные в советский период, в качестве обычаев делового оборота.

Договор поставки рассчитан на применение в тех случаях, когда между сторонами существуют длительные отношения по передаче отдельных партий товара. Государство заинтересовано в налаживании предпринимателями долгосрочных договорных отношений, поэтому в ГК РФ включены правила об обязательном принятии мер по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора. В противном случае на сторону, не принявшую мер по согласованию условий договора и не уведомившую другую сторону об отказе от заключения договора в установленный законом срок, возлагается обязанность по возмещению убытков, вызванных уклонением от согласования условий договора (ст. 507).

По договору поставки может осуществляться как разовая закупка партии товара в установленный срок, так и поставка товаров отдельными партиями в течение срока действия договора, в связи с чем срок или сроки поставки наряду с предметом договора (наименование и количество товара) являются существенными условиями данного договора, хотя Высший Арбитражный Суд РФ придерживается иного мнения. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки" указывается, что если в договоре поставки не указан срок поставки и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным ст. 314 Кодекса, т.е. обязательство должно быть исполнено в разумный срок. Однако понятие "разумный срок" не имеет четких критериев и не соответствует интересам предпринимателя-покупателя, который согласует сроки поставки необходимых материалов, сырья, комплектующих изделий со сроками производства товаров, уровнем товарных запасов, наличием свободных складских мощностей и др. Неслучайно в п. 3 ст. 508 ГК РФ установлено, что досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя. Поставка товаров отдельными партиями может по согласованию сторон производиться помесячно, поквартально и др. Если периоды поставки в договоре не оговорены, то товары в соответствии со ст. 508 ГК РФ должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Поставка таких товаров, как молочные, хлебобулочные и некоторые другие, в частности скоропортящиеся, осуществляется по согласованным в договоре наряду с периодами поставки графикам поставки, в которых устанавливаются более дробные сроки передачи товаров (суточный, часовой или иной).

Если по договору должны быть поставлены товары, предполагающие различия по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент) (например, одежда), поставщик обязан поставлять товар в ассортименте, согласованном сторонами (п. 1 ст. 467 ГК РФ). Различают групповой и развернутый ассортимент. Групповой ассортимент обозначает в укрупненных показателях виды товара, развернутый - в конкретных моделях, цветах, фасонах и т.п. В долгосрочных договорах обычно указывается групповой ассортимент, который затем детализируется в представляемых покупателем в согласованные с поставщиком сроки спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора. Условие об ассортименте регулируется общими положениями о купле-продаже, что представляется неверным. Специальными правилами о договоре поставки регулируется только вопрос об ассортименте товаров при восполнении недопоставки товаров (ст. 512 ГК РФ). Установленное ГК РФ правило об ассортименте товаров в договоре купли-продажи, в соответствии с которым, если ассортимент в договоре не определен и не установлен порядок его определения в договоре, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте, исходя из потребностей покупателя, которые ему были известны на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора (п. 2 ст. 467), может быть применено к отношениям с гражданином. Однако в отношениях с организациями розничной торговли, изготовителями при поставке крупных партий товаров согласование ассортимента поставляемых товаров совершенно необходимо. Условия об ассортименте поставляемых товаров по существу являются существенными условиями договора поставки и относятся в соответствии с классификацией существенных условий, предусмотренных ст. 432 ГК РФ, к необходимым существенным условиям. Долгосрочные договорные связи поставщика и покупателя предполагают необходимость согласования ассортиментной политики изготовителя с оптовым покупателем, способствуют обновлению ассортимента выпускаемых товаров.

Качество поставляемых товаров также регулируется общими правилами о качестве товара по договору купли-продажи (ст. 469 ГК РФ). Данная же статья допускает возможность отсутствия в договоре купли-продажи условий о качестве товара. В таком случае продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Между тем условия об ассортименте и качестве поставляемых товаров являются одними из важнейших условий договора поставки. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ). Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" кардинально изменил существовавшую систему предъявляемых государством обязательных требований к выпускаемым товарам и требований, выполняемых в добровольном порядке <1>.

--------------------------------

<1> См.: параграф 3 главы 5 учебника.

Учитывая, что последствия невыполнения договорных обязательств по договору поставки могут вызвать крупный ущерб у пострадавшей стороны, законодатель предусмотрел упрощенный порядок исчисления убытков, возникших при расторжении договора вследствие нарушения обязательства одной из сторон (ст. 524 ГК РФ).

Поставка товаров для государственных нужд регулируется параграфом 4 главы 30 ГК РФ. К данным отношениям применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. В части, не урегулированной параграфом 4 главы 30 ГК, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются законы о поставке товаров для государственных нужд <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540; Федеральный закон об 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

Продажа предприятия осуществляется по специальным правилам, предусмотренным параграфом 8 главы 30 ГК РФ. К данным отношениям применяются правила параграфа 7 главы 30 о продаже недвижимости постольку, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами о продаже предприятия. Согласно ст. 559 ГК РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (права, полученные на основании разрешения и лицензии на занятие соответствующей деятельностью). Учитывая особенности предприятия, признаваемого недвижимостью, в ГК РФ предусмотрено, что правила о последствиях недействительности сделок и об изменении или расторжении договора купли-продажи, предусматривающие возврат или взыскание в натуре полученного по договору, применяются к продаже предприятия, если такие последствия существенно не нарушают права и охраняемые законом интересы кредиторов, продавца и покупателя, других лиц и не противоречат общественным интересам (ст. 566).

Как было отмечено, употребление одного термина применительно к предприятию как имущественному комплексу и как к юридическому лицу (в частности, унитарному предприятию) ведет к смешению данных понятий. Так, право на фирменное наименование, переходящее к покупателю по договору, является средством индивидуализации предприятия как коммерческой организации. Традиционно в законодательстве и на практике предприятие понималось как организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, т.е. как субъект права. Поэтому целесообразно было бы в ГК РФ обозначить рассматриваемый договор как "договор продажи имущественного комплекса предприятия".

К особенностям продажи предприятия следует отнести возникновение обязательственных правоотношений продавца и покупателя до заключения договора. На стороны возлагается обязанность составления и рассмотрение акта инвентаризации, бухгалтерского баланса, заключения независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечня всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований (ст. 561). Данные о составе предприятии в том числе долги (обязательства) продавца, должны быть указаны и в передаточном акте, по которому происходит передача предприятия продавцом покупателю. В соответствии со ст. 565 ГК РФ при выявлении впоследствии отсутствия этих данных покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены, а не ограничения пределов правопреемства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 ноября 1997 г. // Сборник информационных писем Президиума ВАС РФ (ч. 2). М., 2003. С. 8.

Статья 562 ГК РФ устанавливает обязанность письменного уведомления кредиторов продавца до передачи предприятия покупателю. Если кредитор письменно не сообщит о своем согласии на перевод долга, он вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления потребовать либо прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения убытков, либо признания договора продажи недействительным полностью или в соответствующей части. Обращает на себя внимание установленный в законе срок уведомления кредитора - до момента передачи предприятия, а не до заключения договора. Это может вызвать возникновение значительных убытков у продавца при признании договора недействительным.

Права трудового коллектива при продаже предприятия защищает ТК РФ, который запрещает расторжение трудового договора по инициативе работодателя при смене собственника имущества организации, за исключением руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера (ст. 81).

Следует обратить внимание на то, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, входящего в состав предприятия, переходит к покупателю с момента подписания обеими сторонами передаточного акта (ст. 563), а право собственности на предприятие переходит на покупателя с момента государственной регистрации этого права, которое осуществляется после передачи предприятия покупателю, если иное не предусмотрено договором (ст. 564). До перехода к покупателю права собственности он вправе распоряжаться имуществом и правами, входящими в состав предприятия, в той мере, в какой это необходимо для целей приобретения предприятия, но не вправе совершать сделки по его отчуждению <1>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: