Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).
С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).
|
|
Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.
Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?
2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?
3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?
4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?
5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?
6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?
7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?
8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.
9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?
10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?
|
|
11. Что такое философский структурализм?
12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?
13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.
Тема 1.7. Отечественная философия
Традиции и особенности русской философии. Зарождение теоретического мышления на Руси, его связь с языческой культурой, традициями античной и византийской философии. Периодизация отечественной философии.
Становление религиозно-философских воззрений в XI-XIV веках. Борьба нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий) в русской общественной мысли XV века. Философия русского просвещения. Философские идеи Михайло Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева. Русская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ века. Истоки спора между западниками и славянофилами в философии Петра Ильича Чаадаева. Ранние славянофилы. Философские и социологические взгляды К.С. и И.С. Аксаковых, Ивана Васильевича Киреевского, Алексея Степановича Хомякова. Проблемы бога, природы, церкви и общества, взаимоотношения Востока и Запада. Мессианские мотивы в учении ранних славянофилов. Поздние славянофилы (Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев). Философские воззрения русских революционных демократов (Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Добролюбов и др.). Русская буржуазная либеральная мысль и идеи западничества (Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин, Н.В.Станкевич, Т.Н. Грановский).
«Серебряный век» русской философии. Философия всеединства (Bладимир Cергеевич Соловьев) как синтез различных способов познания сущего. Свободная теософия. Учение о богочеловечестве. Теократия. Этическое учение Соловьева, философия любви. Эстетика как философия творчества. Разработка персоналистического варианта религиозной философии (Николай Александрович Бердяев). Проблемы свободы, творчества, отчуждения и объективации человеческой индивидуальности.
Сергей Николаевич Булгаков и Павел Александрович Флоренский - наиболее видные представители софиологического течения в религиозной философии.
Русский космизм как уникальный философский феномен (Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский). Философия «общего дела» Николая Федоровича Федорова.
Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ленин. Развитие отечественной философии в XX веке. Основные особенности развития советской философии. Философия «русского зарубежья».