Неполные предложения с незамещенными синтаксическими по зициями, опирающимися на внутренний контекст, называются эллиптическими. Внутренний контекст — это предложение с его конкретным наполнением, на которое опирается незамещенная синтаксическая позиция. Например, предложение Я в институт имеет незамещенную синтаксическую позицию глагола со значением движения, ср.: Я иду (направляюсь, отправляюсь и т. п.) в институт. Именно такое значение осознается потому, что одушевленное подлежащее — лицо и об стоятельство места наиболее естественно связать именно глаголом со значением движения.
Поскольку в эллиптических неполных предложениях все необ ходимые для незамещенности позиции условия заложены в самом предложении, такие предложения, в отличие от всех других типов неполных предложений, понятны сами по себе, вне зависимости от контекста. Этим эллиптические предложения сходны с предложениями, имеющими нулевые формы связки и бытийного глагола.
В эллиптических неполных предложениях незамещенной обычно бывает позиция глагола.
|
|
Эллиптические неполные предложения широко распространены в разговорной речи, где может оставаться незамещенной позиция глаголов самого разнообразного значения: Вы летом на юг? (едете); Я сегодня вечером в театр (пойду); Я не об этом (говорю); А он тоже испанский? (учит); Голову я шампунем обычно (мою); Паркет мы мастикой (натираем); Воду в миску? (наливать).
В других сферах языка, прежде всего в языке художественной литературы, эллиптические неполные предложения обычно не
1яются стилистически нейтральной конструкцией, они несут >е экспрессию. Наиболее часто остается незамещенной позиция гующих по значению глаголов:
— глаголов движения: А тут как-то раз нашу машину в Корсики отправляют. Я в нее! (К. Фед.); «Скорей, скорей, в город,
за лекарем!» — кричал Владимир (П.); Потом он вас мигом к себе (Дост.); [Марат] И вдруг вижу, неясно так — человек ползет к разрушенному дому. Я за ним — стой, гад... (Арб.); [Кнуров] Другие-то приказчики по трактирам, да всякое безобразие (А. Остр.);
— глаголов говорения: Ах, да... вы про нее! (Дост.); «Ты о войне?» — с невинным любопытством спросила Юлия Павловна (К. Фед.); Что же ты мне утром ни слова? (Ее);
— глаголов со значением, близким к давать и брать: Да вот тебе еще двадцать копеек... (Дост.); «Бабы, воды!» — кричал он (Ч.); «Супцу бы теперь с гусиным потрохом или рыжичков бы в сметане...» — мелькало в ее голове (С.-Щ.).
§ 120. КОНСИТУАТИВНЫЕ НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Неполные предложения с незамещенными позициями, опирающимися на внешнее предметное окружение, называются кон-ситуативными. Ср.: показывая кому-либо большие яблоки, можно просто сказать: «Огромные»; наблюдая за тем, как пишет первоклассник, можно сказать: «Ровнее надо» (ровнее надо писать).
|
|
Конситуация всегда сопровождает устную обыденную разговорную речь. Однако конситуативные неполные предложения возможны и в письменных текстах, прежде всего в языке художественной литературы, где конситуация описывается. Например:
Горностай [кличка лошади] вытянулся, со свистом фыркнул, закинул хвост, повел мордой и покосился на нас.
«Ученая птица»,— подумал я (И. Т.) (ср.: та лошадь Горностай — «ученая птица»);
У белых башенных ворот провинциального кремля две суровые старухи разговаривали по-французски... Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель.
— Храм спаса на картошке (И. И. и Е. П.).
Только в разговорной речи употребляется еще один тип неполных предложений. Это такие неполные предложения, незамещенные позиции которых опираются на конситуацию особого рода — на прошлый опыт, прошлые знания говорящих. Например, если определенному кругу людей известно, что кто-то пошел сделать экзамены, то, возвратясь с экзамена, сдававший может в своем кругу сказать: «Пять» — и всем все будет ясно.