double arrow

Пленум Верховного Суда

Верховный Суд осуществляет свои функции через входящие в его состав судебные формирования, одним из которых является Пленум Верховного Суда, наличие которого обусловлено исторически сложившейся правовой системой государства [65].

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь действует в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Первого заместителя, заместителей Председателя, а также председателей областных судов, Минского городского суда и Белорусского военного суда, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. Все они обладают равными правами. В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители. Кроме того, в заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных организаций и общественных объединений (ст. 48 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции.

Проекты постановлений Пленума и копии протестов или заключений по судебным делам направляются членам Пленума, Генеральному прокурору и Министру юстиции.

Заседания Пленума являются правомочными при наличии большинства членов Пленума.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем Пленума.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики; дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел; рассматривает заключения Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Конституции и законам Республики Беларусь; заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда о деятельности коллегий, сообщения областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда о практике применения судами законодательства, выполнении разъяснений Пленума Верховного Суда по применению законодательства; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума Верховного Суда; избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда из состава Пленума Верховного Суда, а также председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии, заслушивает отчеты о деятельности коллегии; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.

Главное в деятельности Пленума Верховного Суда – давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел. Разъяснения даются в форме постановления Пленума. Они основываются на анализе судебной статистики и обобщении материалов судебной практики.

Постановления Пленума Верховного Суда по разъяснению законодательства принимаются по инициативе судей Верховного Суда, судебных коллегий, а также Генерального прокурора и Министра юстиции. Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в работе Пленума (ст. 50 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

Постановления Пленума Верховного Суда, в которых разъясняются законы, не должны идти вразрез с действующим законодательством, иначе они не достигнут поставленной цели. В отличие от норм права, закрепленных в законе, разъяснения Пленума, хотя и обладают значительной степенью обобщенности, в меньшей мере способны воздействовать на процесс регулирования общественных отношений. Для их наличия необходим закон. В таких постановлениях Пленум не ограничивается указанием на ошибки суда, а контролирует поведение суда в рамках норм закона. В результате этого нормы детализируются и Пленум в своих постановлениях формулирует свои правовые нормы. Они имеют несколько иную внешнюю форму выражения, чем правовые нормы, содержащиеся в законе, однако в структурном отношении они обладают теми же элементами: гипотезой, диспозицией и санкцией.

Постановления Пленума Верховного Суда, в которых разъясняется законодательство, относятся к нормативным постановлениям.

Пленум Верховного Суда принимает следующие виды постановлений: 1) по разъяснению действующего законодательства; 2) по исполнению ранее принятых постановлений; 3) по организационной деятельности Верховного Суда; 4) по изменению и дополнению ранее принятых постановлений, а также отмене их полностью или в определенной части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: