Тема 1. Естественно- научная основа логопедии. Теория речевой функциональной системы

Раздел I.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условнорефлекторных связей; учение П.К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия), а также современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.

До настоящего времени не теряют актуальности представления А.Р. Лурии о принципах работы централь­ной нервной системы.

А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности мозга. К первому блоку он относит подкор­ковые структуры и структуры лимбической системы, ко­торые обеспечивают тонус коры мозга, регулируют со­стояние бодрствование-сон.

Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий.Считается, что этот блок является основным в обеспечении познавательных процессов. В структуре второго блока выделяют три зоны.

В первичных зонах осу­ществляется анализ раздражений от органов чувств. Участки коры первичной зоны строго соответствуют раздражениям, идущим от определенных органов чувств (слух, зрение и пр.). Анализ возбуждений, приходящих в первичные зоны, осуществляется во вторичных зонах. Они имеют так же, как и первичные зоны, специ­фическую модальность. Первичные и вторичные зоны — это корковые отделы анализаторов (зрительного, слухового и др.). Третичные зоны являются зонами перекры­тия корковых отделов анализаторов, где происходит ин­теграция полученной чувственной информации различных модальностей.

Третий блок мозга включает передний отдел боль­ших полушарий, куда входят моторные, премоторные и префронтальные области. Этот блок обеспечивает регуляциюи контроль социального поведения.

Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области и нижними отделами левой премоторной области. В постцентральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов. Эти ощущения поступают от мышц ре­чевых органов (кинестезии). В премоторной области син­тезируются программы речедвигательного акта (кинемы), третичных отделах коры больших полушарий проис­ходит сложнейшая аналитико-синтетическая деятельность, следствием которой является перекодирование акустико-моторной информации, поступающей из вторичных зон, в смысловые схемы.

Результатом деятельности речевых областей мозга является импульсация, которая проводится сначала к ядрам периферических нервов, а затем с их помощью к мыш­цам речевого аппарата.

Таким образом, речь представляет собой сложнейшую функциональную систему, которая является наиболее сложной и важной в системе поведенческой деятельности человека.

Развитие речи происходит по принципу системогенеза, который является специфической закономерностью развития организма, основная особенность которого заключается в неравномерном развитии функциональных систем, обеспечивающих выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды (П.К. Анохин). Функциональная система не сразу формируется в полной мере. Вначале объединяются структурные части отдельных компонентов системы.

Важной основой развития речи считается формирование интонационной ее стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов.

Известно, что реализация речи обусловлена работой многих мозговых механизмов. Целостный акт устной речи подразумевает организацию сложнейшей функциональной системы.

Речевая артикуляция осуществляется в результате сенсомоторной деятельности центральной нервной системы, итогом которой является приведение в готовность и действие оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры, выполнение артикуляторной задачи сообразно программе, интегрированной в мозге.

В настоящее время получены доказательные свидетельства о том, что в функциональной системе экспрессивной речи роль организующего фактора играют кинестетические и слуховые афферентации в процессе устного речепроизводства. Это подтверждает известное высказывание Ивана Петровича Павлова и том, что особое значение для развития речи имеют кинестетические раздражения речевых органов. Именно поэтому И.П. Павлов считал кинестезию базисом, или «базальным компонентом речи».

Одной из составляющих афферентного синтеза в функциональной системе речи является филогенетическая и онтогенетическая речевая память. Овладение языком предполагает точную дифференциацию всех элементов слышимой, произносимой или читаемой речи, и этот анализ неизбежно связан с произношением слов вслух, шепотом или про себя. Правомерно считать, что именно в дошкольном возрасте у детей, благодаря постоянной кинестетической и слуховой оценке речи, перебираются, по выражению П.К.Анохина, «все степени свободы» и оставляются только те, которые содействуют получению фонетического и лексико-грамматического эталона родного или доминантного языка.

Теоретические представления о функциональной системе речи позволили выделить некоторые подсистемы речеобразования и изучить конкретные закономерности их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: