Экономические особенности логистических систем

Экономические основы логистики и УЦП

На сегодняшний день не является секретом, что, только непрерывно разви­ваясь, можно достигнуть наилучших результатов в любой сфере деятельности. Стремящимся к успеху компаниям необходимо поддерживать тягу к росту вследствие нивелирования постоянных изменений, происходящих в совре­менном бизнесе. Меняется все — рыночная конъюнктура, спрос, предложение, технологии. Растущая конкуренция не дает расслабиться даже лидерам. Чтобы обойти конкурентов, уже недостаточно предложить минимальную цену. Нужно уметь точно и своевременно выполнить требования заказчика и при этом сокра­тить затраты на изготовление и доставку товара потребителю. А если учесть, что в условиях глобализации мировой экономики в производстве одного продукта участвует множество компаний, то становится понятна сложность этой задачи. Упростить ее решение призвано внедрение в практику бизнеса логистическое управление.

Управление логистическими процессами — это область, где лежат основные источники формирования конкурентных преимуществ большинства успешных компаний. И чем больше усиливается конкуренция, чем больше растут требо­вания клиентов, тем активнее предприятия ищут инструменты повышения эффективности за счет логистики. Оптимизация логистических операций, со­кращение производственных и финансовых циклов, повышение использования производственных мощностей, управление запасами и внедрение современных методов управления затратами — вот лишь небольшой перечень тех задач, ко­ торые ставит рыночная среда перед менеджментом отечественных компаний. Решение этих задач находится в области комплексного управления ло­гистическими процессами взаимодействия множества предприятий, оценку эффективности которых можно проводить с помощью применения знаний экономических основ логистики.

Согласно д.э.н. проф. Н. К. Моисеевой, все субъекты хозяйственной деятель­ности во взаимосвязи составляют единое экономическое пространство, где на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и обеспечивают выпуск продукции (т. е. товаров и услуг). При этом предприя­тие всегда функционирует в условиях ограниченных ресурсов. В соответствии с экономическими законами оно может действовать так, чтобы:

• максимизировать свои результаты (т. е. при заданном объеме производс­твенных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску продукции);

• минимизировать расход производственных ресурсов при определенном объеме выпуска продукции;

• оптимизировать результаты (т. е. затраты и результаты должны находиться в определенном оптимальном сочетании).

Кроме того, любое предприятие должно находиться в состоянии финансового равновесия, иными словами, своевременно выполнять свои платежные обяза­тельства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов. В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно выявляет спрос потребителя, увязывает ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным ценам.

К факторам, влияющим на интенсивное развитие логистических систем, можно отнести необходимость формирования глобальных цепей поставок, резкое сокращение жизненного цикла продукции, переориентацию традици­онного производства на производство «под заказ» и массовую кастомизацию (mass customization), конструктивное усложнение товаров и стремительное рас­ширение их разнообразия, внедрение новых логистических технологий достав­ки грузов, бурное развитие информационных систем и технологий поддержки логистического управления в режиме реального времени, стремление компаний сокращать совокупную стоимость и затраты времени, связанные с движением товаров, и т. д.

Учет этих факторов потребовал от многих предприятий новых условий взаимодействия и обосновал необходимость выделения «экономических основ логистики и управления цепями поставок» в самостоятельную специальную дис­циплину, позволяющую на основе изучения опыта, закономерностей развития логистических систем в условиях рыночной экономики и внедрения в практику бизнеса новейших управленческих технологий, эффективно управлять логис­тическими процессами на основе комплексного анализа системы показателей и критериев оценки эффективности снабженческой, производственной и сбы­товой деятельности.

Построение эффективной логистической системы позволяет предприятиям решать ряд важных задач:

• синхронизировать объемы производства с объемами логистических опе­раций складирования, грузопереработки и транспортировки;

• снижать потери и ущерб от логистических рисков; • устанавливать целесообразные уровни кооперации в цепи поставок;

• рационализировать документооборот и информационные потоки, свя­занные с логистической деятельностью, и пр.

Отличительной чертой экономики логистики служит не только ее ориен­тация на предприятие (что отражает лишь корпоративные цели обслуживания не только сегмента рынка, но и территории, региона и даже страны в целом). Эффективность логистической системы становится часто ключевым фактором национального успеха. Однако это утверждение не исключает важности эко­номики логистики для самих предприятий (особенно для средних и малых) с небольшими циклическими (во времени) потоками широкой номенклатуры грузов. В этом случае рационализация работ (транспортных, экспедиторских, складских, погрузочно-разгрузочных и т. д.) достигается путем высокооргани­зованного логистического сервиса на основе оптимизации затрат и качества.

Таким образом, экономика логистики изучает экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве логистики. В данном случае под экономическим пространством понимается насыщенная территория, вмеща­ющая множество объектов и связи между ними. Среди его объектов — пред­ приятия промышленности, торговли и сферы услуг, логистические мощности (транспортные, складские, терминальные), транспортные коммуникации, теле­ коммуникационные системы и т. д., которые взаимодействуют в соответствии с пространственной (территориальной) структурой экономики и пространствен­ ной (территориальной) организацией хозяйственных единиц, объединяемых материальными и сопровождающими их информационными и финансовыми потоками.

Экономическое пространство логистики коррелирует с понятием логистической системы, с которой связано представление об эффективной интеграции этой деятельности в рамках цепи поставок. Качество этого пространства определяется такими характеристиками, как плотность (валового продукта, ресурсов, основ­ного капитала и т. д. наед. площади пространства) и связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами этого пространства, усло­виями мобильности товаров, услуг, капитала и т. д., определяемыми развитием транспортных и коммуникационных сетей). Для функционирования экономического пространства логистики необхо­димо принимать во внимание существование экономического расстояния, ко­торое, в отличие от физического (выраженного в км), определяется прежде всего транспортными и трансакционными издержками (в том числе на преодоление физического расстояния). Экономическое пространство логистических систем может охватывать различные формы организации хозяйства и типы пространственных струк­тур. Необходимыми признаками и условиями существования экономического пространства логистики являются: общее экономическое (федеральное) зако­нодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и наличие качественных инфраструктурных систем (транспорта, связи и т. д.). Экономическое пространство логистики есть составная часть экономического пространства страны, единство которого обеспечивается Кон­ституцией РФ, где зафиксированы следующие условия: — гарантируемое единство экономического пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8)

— недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств; — запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля, и т.д. Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное эконо­мическое пространство. Эта особенность отличает Россию. Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части — ан­клавы и эксклавы, которые приходится учитывать при рассмотрении экономи­ческих отношений в логистических системах. Под анклавом понимается обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими усло­виями (экономическими, финансовыми, национально-культурными и т. п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и офшорные экономи­ческие зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.

Эксклав — отдельная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши иЛитвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрисдикцией России. Эти особенности оказываются особенно важными при организации транспортных потоков. Экономические основы логистики опираются на трех полюсную систему (тре­угольник): макроэкономика, микроэкономика и региональная (пространствен­ная) экономика и являются отражением теории общего экономического равновесия, экономического воспроизводства, экономического роста, теории устойчивого развития, а также теории международной торговли, международной экономической интеграции и т. д.

Таким образом, к экономическим особенностям логистики можно отнести следующие: • логистика — это составляющая обменных процессов, она необходима и экономически оправданна в высокоразвитой рыночной экономике, где товар­ность достигла своего наивысшего уровня;

• предметом экономических основ логистики и управления цепями поставок служат экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве логистики, предусматривающие взаимодействие в соответствии со структурой экономики и пространственной организацией хозяйствующих субъектов;

• междисциплинарный характер экономики логистики предполагает вза­ имосвязанное рассмотрение как общих положений экономической теории, так и ее специальных приложений, а также и объединенный анализ положений макро-, микро- и региональной экономики;

• экономические особенности логистических систем требуют не только учета частных экономических эффектов элементов и звеньев цепей поставок, но и рассмотрение синергетического эффекта их взаимодействия (от локальных оценок субъектов управления логистическими системами к интегрированным показателям);

• экономические механизмы приспособления логистических систем к усло­ виям острой конкуренции наряду с минимизацией издержек ориентированы на оптимальное сочетание затрат основного и оборотного капитала в рамках рыночной стратегии и обеспечиваемой ею прибыли;

• экономические основы логистики базируются на учете разнохарактерных факторов регулирования затрат по всей цепи поставок — от закупок до реали­ зации исходя из динамики спроса, т. е. динамический аспект экономических процессов является преобладающим в логистике;

• основу экономического пространства логистики, охватывающего разные формы организации хозяйств и типы пространственных структур, составляет экономическое расстояние, определяемое транспортными и трансакционными издержками, а не только складскими издержками, затратами на создание и дислокацию запасов и т. д. Формирование цен в логистике также опирается на пространственные особенности логистических систем;

• качество экономического логистического пространства определяется плотностью и связанностью (интенсивностью экономических связей между частями этого пространства и условиями мобильности товаров, услуг, капитала); • экономические характеристики ЛС зависят от экономических инноваций в ее элементах и их взаимосвязей в соответствии с теорией диффузии и регио­нального жизненного цикла, а также теории полюсов роста и осей развития;

• экономика логистики — как составляющая новой экономики, ориен­тированной на повышение уровня сервиса, — учитывает издержки рыночных трансакций и тем самым приобретает черты коммуникационной экономики;

• каждый раздел экономики логистики имеет специфику, определяемую природой логистических систем (пространственным и коммуникационным компонентами, синергетическим эффектом (как результатом интеграции), глобализацией и воздействием развития информационных технологий.

Среди основополагающих принципов логистики следует особо выделить принцип общих затрат, т. е. необходимость оптимизировать общие затраты вЛС, которые включают сумму операционных логистических издержек (затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку и т. п.), трансакционные и другие управленческие расходы, затраты на страхование логистических рисков и потенциальных ущербов от неправильных логистических решений, затраты на иммобилизацию средств в запасах и размер упущенной выгоды.

Для того чтобы экономические решения в логистике были обоснованными и соответствовали современным тенденциям развития, необходимо изучать особенности ресурсного обеспечения логистических систем и возможности воздействия экономических механизмов на эффективность поставок, произ­водства и обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: