Классификация логистических систем

I. По признаку «объект управления»:

1) материальные (товарные) потоки:

- логистические системы производственных (промышленных) фирм;

- логистические системы оптовых торговых компаний;

- логистические системы оптово – розничных компаний;

2) сервисный поток:

- логистические системы фирм, оказывающие услуги;

3) материальные и сервисные потоки:

- смешанные логистические системы, в которых присутствуют основные потоки двух типов.

II. В зависимости от отраслевой специализации:

1) промышленность:

- логистические системы машиностроительных предприятий;

- логистические системы металлургических заводов;

- логистические системы строительных предприятий;

- логистические системы предприятий других отраслей промышленности и т.д.;

2) оптовая торговля:

- логистические системы промышленных дистрибьюторов;

- логистические системы дистрибьюторов фармацевтической продукции;

- логистические системы дистрибьюторов продовольственных товаров и т.п.;

3) услуги:

- логистические системы туроператоров;

- логистические системы рекламных агентств;

- логистические системы экспедиторских или транспортных компаний;

- логистические системы банков и т.д.

III. В зависимости от сектора бизнеса:

1) логистические системы, работающие в секторе business to business (В2В);

2) логистические системы, работающие в секторе business to customer (В2С).

Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на используемую компанией корпоративно-информационную систему и информационно – компьютерную поддержку логистики.

IV. В зависимости от мощности компании:

1) макрологистические системы (создается на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и пр. задач глобального характера):

- по территориальному признаку (городские, районные, областные (краевые), межрегиональные, республиканские, федеральные, международные);

- по объектно-функциональному признаку (отраслевые, ведомственные, межотраслевые, институциональные, военные, транспортные, информационные);

2) мезологистические системы (формируются на уровне корпораций как национальной, так и транснациональной ориентации):

- глобальные;

- холдинги;

- ТНК;

- ФПГ;

- группы предприятий отрасли;

3) микрологистические системы (относятся к уровню предприятий- производителей):

- по объекту управления (промышленные, торговые, сервисные компании);

- по специализации и сектору бизнеса (отраслевые, секторы В2В и В2С, Е-бизнес);

- по организации бизнеса:

- внутрипроизводственные (структурные подразделения, рабочие места);

- внешние (физического распределения, дистрибуции, снабжения);

- интегрированные (внутрипроизводственные + внешние).

V. По типу связей (рисунок 8):

1) логистические системы с прямыми связями (в этих системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, т.е. без посредников);

2) гибкие логистические системы (здесь движение материального потока от производителя продукции к её потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников);

3) эшелонированные логистические системы (движение материального потока происходит только при участии посредника (-ов)).

Логистическая система с прямыми связями

 
 


Эшелонированная логистическая система

 
 


Гибкая логистическая система

 
 


Рисунок 8 – Логистические системы по типу связей

Для целей исследования можно провести объектную декомпозицию логистической системы на структурные составляющие (рисунок 9).


 
 


Рисунок 9 – Объектная декомпозиция логистической системы

Первый подход определяет иерархию управленческих функций (планирование, организация и др.) в службе логистики предприятия.

Второй подход позволяет оптимизировать решения по формированию логистической инфраструктуры.

Объектная декомпозиция в логистике № 1 предполагает выделение следующих комплексов для реализации управленческих функций:

1) функционального;

2) обеспечивающего.

Функциональный комплекс управляет основными логистическими функциями (транспортировкой, грузопереработкой, запасами и т.д.) в снабжении, производстве и распределении. Поэтому часто выделяются, например, подсистема дистрибьюции, подсистема поддержки производственных процессов, подсистема снабжения (управления закупками).

Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно – экономическую, правовую и информационно – компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.

Эргономика («закон работы» = «nomos + ergon») – рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда, разрабатывает дизайн рабочих мест, а значит, способствует росту эффективности и сохранению здоровья работников.

Звеном логистической системы (ЗЛС) считается функционально обособленное подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие, рассматриваемое как целое в рамках логистической системы и реализующее один или несколько видов логистической деятельности.

Пример – предприятия-поставщики, производственные и сбытовые предприятия, торговые и посреднические организации, транспортные предприятия, банки и др.

Звенья логистической системы состоят из элементов.

Элемент логистической системы (ЭЛС) – это неделимая часть звена логистической системы (по крайней мере, в рамках поставленной задачи).

Например, ОПТОВАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ (дистрибьютор канцелярских принадлежностей)– имеет ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКЛАД (функции хранения закупаемого ассортимента товаров, комплектации заказов и отгрузки заказов в розничные магазины), включающий УЧАСТОК КОМПЛЕКТАЦИИ ЗАКАЗОВ (это элемент звена логистической системы).

Объектная декомпозиция в логистике № 2 использует следующие термины.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и /или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя.

Примеры цепей приведены ниже (рисунок 10).

Логистическая цепь для области логистики – снабжение

 
 


Логистическая цепь для области логистики – производство


Логистическая цепь для области логистики – распределение

 
 


Рисунок 10 – Примеры логистических цепей

В логистической цепи выделяют следующие звенья:

– поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов;

– склады для их хранения;

– транспортные организации;

– производители товаров;

– потребители продукции;

– распределительные центры;

– финансовые учреждения (банки, биржи);

– предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество ЗЛС (посредников), которые реализуют доведение материального потока от конкретного производителя к его потребителям (рисунок 11).

 
 


Рисунок 11 – Логистические каналы для распределения потребительских товаров

Логистическая сеть – это полное множество звеньев логистической системы, определенным образом взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Обычно логистическую сеть выстраивает центральная компания логистической системы.

Формирование логистической сети является важнейшей задачей построения эффективной логистической системы. В общем виде, логистическая сеть может рассматриваться как совокупность каналов и цепей.

Пример логистической сети приведен на рисунке 12.


  ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ  
Поставщики Поставщики
3-го уровня 2-го уровня 1-го уровня 1-го уровня 2-го уровня 3-го уровня
             

 

 
 
цепи каналы


Рисунок 12 – Пример логистической сети


4. Принципы и функции логистики

Принцип (от лат. principium – основа, начало) – убеждение, взгляд на вещи; исходное положение какой-либо теории.

Общие принципы логистики:

- принцип системности (то есть формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы);

- принцип научности (то есть экономические обоснованные расчеты на всех стадиях управления потоком);

- принцип обратной связи (предусматривает, что цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка продуктов и услуг);

- принцип оптимальности (позволяет обеспечить наибольшую эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы);

- принцип гибкости (предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей);

- принцип надежности поставок (предполагает бесперебойное снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами);

- принцип компьютеризации (заключается в том, что все логистические функции должны выполняться с максимальной степенью автоматизации).

Дополнить эти основные положения логистики можно следующими принципами:

- принцип развития логистического сервиса (поскольку сервис - гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия (например, своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.);

- принцип TQM, Total Quality Management - «Всеобщее управление качеством» (обеспечивает высокое качество работы всех элементов логистической системы);

- принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистической системе (все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п.);

На российских предприятиях все чаще можно встретить современную импортную подъемно-транспортную технику (авто- и электропогрузчики, штабелеры и др.). Высокая комфортность работы водителя, которую обеспечивают эти средства труда, окупается, так как она дает возможность привлечь на работу более ответственных рабочих. А это – необходимое условие надежного функционирования любой логистической системы.

- принцип превентивности (о беспечивает нацеленность логистического управления на предупреждение отклонений).

Функция (от лат. functio - исполнение) – обязанности, круг деятельности.

Логистической функцией называется обособленная совокупность однородных логистических операций.

Принято разделять все логистические функции на основные (ключевые) и поддерживающие (однако такое деление весьма условно).

Ключевые функции логистики:

1) закупка материального ресурса для обеспечения производства (например, как выбор поставщиков, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы и др.);

2) транспортировка (совокупность процессов перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и др. сопутствующих логистических операций);

3) управление запасами (процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупках, производстве и реализации продукции);

4) управление процедурами заказов на поставку готовой продукции (определяет процедуры получения и обработки заказов, времени получения готовой продукции и др.; значение данной функции очень велико в современном бизнесе т.к. напрямую определяет качество обслуживания потребителей);

5) поддержка производственных процедур;

6) поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса;

7) информационно-компьютерная поддержка.

Поддерживающие функции:

1) складирование (определение количества, типов и дислокации складов, объема хранения материального ресурса и готовой продукции, планировки складских площадей и т.п.);

2) прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материального ресурса;

3) поддержка возврата продукции;

4) обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом;

5) сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами) и др.

Разделение логистических функций на ключевые и поддерживающие сложилось исторически. Отнесение, например, к ключевым логистическим функциям транспортировки и управления запасами объясняется высоким удельным весом издержек на их выполнение (в объеме 60-80% общих логистических издержек).

Принципиальное отличие логистических функций от других хозяйственных функций заключается в их глубокой системной взаимосвязи между собой. Например, при традиционной модели хозяйствования оптимизация запасов в снабжении происходит без учета последствий в сфере транспорта, производства и сбыта. Говорить в этом случае об управлении запасами как о логистической функции нельзя.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Объектом логистики является сквозной материальный поток. Однако на отдельных участках управление им имеет определенную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют следующие функциональные области логистики:

- закупочная логистика;

- производственная логистика;

- распределительная логистика;

- транспортная логистика;

- логистика запасов;

- логистика складирования;

- логистика сервиса;

- информационная логистика.

Реализуют логистические функции следующие организации:

- транспортные предприятия;

- торговые предприятия;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия-изготовители;

- специализированные внешние логистические организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: