Рождение этнографии (середина 19 в). Зарубежные и отечественные этнографы. Их вклад в развитие науки. Основные э. школы

C самых древних письменных сообщении о соседних народах, которые встречаются в древнеегипетских текстах, начали накапливаться сведения о разнообразии этнического состава мира. За многие столетия они стали столь значительными, что когда Великие географические открытия нового времени неизмеримо расширили знания о земном шаре и его населении, потребовалось систематизировать факты, дать им четкое обоснование. Рождение в середине XIX в. этнографии как науки о народах и специфических особенностях их культуры и быта явилось закономерным следствием общественного интереса к истории мировой цивилизации.

Интерес проявлялся весьма широко, причем ему способствовали масштабы Великих географических открытий, достигших в первой половине XIX в. апогея. Следует заметить, что с открытием в 1492 г. Америки почти каждое последующее десятилетие увеличивало знания об окружающем мире и о населении Земли. Для России накопление материала но интересующей нас дисциплине началось с освоения Сибири, Кавказа и других прилегающих краев.

Мир не просто велик, но и населен огромным множеством разнообразных людей - это представление к началу XIX в. стало очевидным. Обилие накопленных данных, поражавших совпадениями ценностных ориентации у разных народов, населяющих отдаленные друг от друга районы, настоятельно требовало осмысления увиденного на уровне науки, а не только библейского или казуистического постулата.

Предпочтительно описательный характер русской этнографии как науки о населении вновь открытых земель не способствовал формированию какой-либо оригинальной школы или направления в науке. До 1933 г. - года создания академического научно-исследовательского этнографического центра, отечественная этнография находилась под большим влиянием тех школ и направлений, которые развивались в других странах. Важным периодом в становлении отечественной этнографии стало начало 40-х годов XX в., когда сформировалась своеобразная советская школа, утверждавшая принцип материалистического понимания истории. Несомненно, что больший исторический период отечественной этнографии проходил под воздействием тех школ и направлений, которые были выработаны почти за столетие в зарубежной науке.

В совместном издании советских и немецких этнографов «Этнография, смежные дисциплины, этнографические субдисциплины, школы и направления, методы», вышедшем в 1988 г., уже подвергнуты современному анализу школы и направления зарубежной этнографии. В этой ситуации нам остается ограничиться только основными сведениями.

Основные этнографические теории и научные направления, их представители

Эволюционизм Эдуард Беннет Тэйлор (1832-1972) – основоположник («Первобытная культура»), следует так же назвать и Джона Леббока (1843-1913), Герберта Спенсера (1820- 1903), Джона-Фергюссона Мак-Леннана (1881 - 1927), ученика Тэйлора видного Джеймса Джонса Фрэзера и выдающегося американского ученого, сделавшего решительный шаг от эволюционизма к материалистическому пониманию первобытной истории, Льюиса Генри Моргана (1818 - 1881) «Древнее общество»
Диффузионизм Фридрих Ратцель (1844-1904) – основоположник («Антропогеография»), Лео Фробениус (1873-1928) «Естественнонаучное учение о культуре», нем. уч. Роберт Гребнер (1877-1934), катол. пастор Вильгельм Шмидт (1868-1959), Эрланд Норденшель (1877-1938) («Сравнительные этнографические исследования»)
Социологическая школа Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основоположник. Л Леви-Брюль
Функционализм Поляк Бронислав Малиновский (1884-1946) («Научная теория культуры») и англичанин Радклифф-Браун (1881-1955) – основоположники («Структура и функция в примитивном обществе»)
Американская школа Франц Боас – основоположник. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.  
Советская школа Богдан Богораз основоположник, Сергей Александрович Токарев

Эволюционизм. Появление этого направления было связано с выходом в свет в 1859 г. труда Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Вышедшей работой он положил конец воззрению на виды животных и растений. Он показал, что животные и растения постоянно изменяются, развиваются, образуя новые формы, новые виды. Учение дарвина оказало огромное влияние на этнографию, породив научное направление – эволюционизм.

Основоположником эволюционной школы справедливо считается выдающийся английский ученый Эдуард Тэйлор (1832 - 1917), которому, кстати, принадлежит введение в англо-американскую этнографию понятия «антропология». В 1865 г. выходит книга, ставшая своеобразным научным кредо Тэйлора: «Исследования в области древней истории человечества». В этом труде Тэйлор делает следующие выводы: а) культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному; б) существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития; в) все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох. В 1881 г. вышел второй капитальный труд Тэйлора «Антропология (Введение в изучение человека и цивилизации)», являющийся итогом новых исследований ученого и своеобразным продолжением «Первобытной культуры». Всего Тэйлор написал более 250 работ, оказавших влияние на утверждение в конце XIX начале XX в. эволюционистского направления в этнографии.

Выдающееся значение для науки имела тэйлоровская теория пережитков, согласно которой в современной жизни от прошлого сохраняются отдельные элементы культуры, социальной организации, хозяйственной деятельности, по которым можно восстановить (как по рудиментам живого организма) эти давно умершие явления. Подобная теория давала этнографии возможность реконструкций как культурных, так и социальных. Однако Тэйлор предлагал рассматривать сохранение того или иного пережитка обособленно, вне всяких очевидных социально-культурных связей, а следовательно, и без возможности объяснить причины сохранения самих пережитков на данной стадии культурного развития.

Оценивая эволюционную школу в целом, следует подчеркнуть: эволюционисты XIX в., утверждавшие единство человеческой культуры и прогресс общественного развития, были представителями наиболее передового направления в зарубежной, да и в отечественной, этнографии.

Диффузионизм. Основоположник Фридрих Ратцель, который написал книги «Народоведение» и были долгое время настольными книгами этнографов всего мира. Ратцель считал, что определяющим фактором в развитии человеческого общества и его культуры является природно-географическая среда. Ратцель выводил особенности размещение людей на Земном шаре и их деятельности из основных положений дарвинизма. Он писал: «Существует много общего между группами животных и группами людей в их жизни, размещении, взаимодействии с окружающей средой: и те и другие должны бороться за свое существование, чтобы уцелеть». Он считал, что и государство должно бороться за расширение своего пространства, чтобы уцелеть. Вместе с тем, он не мог видеть, что многие элементы культуры встречаются во всех природно-географических зонах. Поэтому в своем труде он уделял много внимания различным формам взаимодействия между народами – переселениям, завоеваниям, торговым отношениям.

Его иногда считаю основоположником расовой теории в этнографии, хотя по своим убеждениям он не был расистом. Он не делили народы на высшие и низшие расы. Считал, что различия в культуре зависят не от расовых признаков, а от природных условий.

Дальнейшее развитие диффузионизма принадлежит Лео Фробениус (1873-1928), создателю школы «культурной мифологии», будучи знатоком этнографии африканских народов. Картографирование культурных явлений было величайшей заслугой и широко используется в настоящее время для сотавления этногорафических атласов. Он считал, что культура развивается независимо от человека, что не народ является творцом культуры, а наоборот, культура определяет и формирует характер народа, а человек лишь носильщик культуры. Что культура это как биологическое существо. Она рождается, распространяется, расцветает и умирает.

Фробениус внес большой склад в изучение культуры африканских народов, показал их богатство, самобытность, а главное ввел в этнографию метод картографирования этнографических явлений.

В противоположность Ратцелю и Фробениусу, считавшим, что в основе развития культуры лежат естественно-научные закономерности, Гребнер доказывал, что этнография— историческая наука, что в основе развития культуры лежат исторические закономерности. В основу своих рассуждений Гребнер положил концепцию известного философа Генриха Риккерта (1868— 1937), отрицавшего объективные закономерности общественного развития. Риккерт считал, что только в области естественных наук можнаделать обобщения, выявлять закономерности. История же всегда индивидуальна, неповторима. Опираясь на данное философское утверждение Г. Риккерта, Гребнер сделал вывод, что хотя культура развивается по законам исторического развития, тем не менее нельзя говорить об общих закономерностях ее развития. Одни и те же культурные явления не могут возникать в различных точках Земного шара, у различных народов. Каждая культура является достоянием определенного культурного круга, где она развивается по историческим закономерностям, а не по законам органического мира. Таким образом, Гребнер разорвал единый исторический процесс, доказывая, что любой элемент из области материальной или духовной культуры мог появиться лишь в одном каком-то месте, в какой-то одной культуре, а затем распространиться по другим районам.

Дальнейшее развитие школы культурных кругов связано с именем Вильгельма Шмидта. Шмидт расставил культурные круги, выделенные Гребнером, в хронологическом порядке от самого древнего до современных цивилизаций, причем самым древним у Шмидта оказался культурный круг, где жили народы, хотя и имевшие очень примитивную технику и в целом материальную культуру, однако знавшие уже элементы частной собственности, моногамной семьи, монотеизма.

Социологическая школа. Основоположником социологического направления в этнографии был Эмиль Дюркгейм (1858— 1917). Дюркгейм не признавал всемирно исторического процесса развития общества, он считал, что отдельные общества рождаются, развиваются, умирают независимо друг от друга. Дюркгейм ввел понятие "коллективное сознание", являющееся следствием жизнедеятельности общества. Это сознание как бы навязано человеку общественной средой. Несомненно, Дюркгейм внес значительный вклад в развитие этнографической науки. И дело совсем не в том, что он недостаточное внимание проявлял к явлениям материальной жизни общества, производственным отношениям, ничего не говорил о классах, классовой борьбе. Он показал необходимость изучения человеческого общества методом объективных наблюдений и сопоставления наблюдаемых фактов.

Его последователем был Леви-Брюль.

Функционализм. Основоположниками были поляк Бронислав Малиновский (1884— 1946) и англичанин Радклифф-Брауном (1881 — 1955). Оба ученых являлись крупными теоретиками в этнографии и выдающимися полевыми исследователями, собравшими огромный материал по культуре и быту первобытных народов. Малиновский, например, более года изучал хозяйство меланезийцев на Новой Гвинее, а затем два года жил на островах, расположенных в 300 км. к востоку от Новой Гвинеи. Здесь он описал своеобразную, неизвестную до того времени систему ритуального обмена "кула", представляющую собой совокупность межобщинных и внутренних отношений с огромным количеством обрядов и верований, свидетельствующих о зарождении классовых отношений в первобытном обществе, а также собрал обширный материал по материальной и духовной культуре меланезийцев. По его словам, он сделал все возможное, чтобы понять первобытную культуру островитян изнутри, своими глазами увидегь носителей этой культуры.

Бронислав Малиновский, поляк, родился в 1884 г. в г. Кракове, входившем тогда в состав Австро-Венгрии. В 1908 г. он окончил Краковский университет и получил степень магистра но разряду физико-математических наук. Увлекшись этнографией, Малиновский выехал в Германию для получения специального образования. Два года он провел в Лейппигском университете, где познакомился с принципами культурно-исторической школы, затем переехал в Англию и работал с учениками Тэйлора. В начале 1914 г., будучи лектором Лондонской экономической школы, Малиновский в составе этнографической экспедиции выехал в Океанию. Он побывал на Новой Гвинее (район Маилу), а затем более двух лет провел на Тробриандскнх островах, где его застала первая мировая война. Как подданного вражеской страны, Малиновского должны были интернировать, но по ходатайству австралийского правительства и видных английских ученых-этнографов он получил разрешение заниматься исследованиями на Новой Гвинее и Тробриандах. Всю войну Малиновский провел в Океании. В 1915 г. вышла его работа «Туземцы Маилу», а в 1922 г. - книга о тробриандцах («Аргонавты западной части Тихого океана»). Последняя работа своим содержанием, необычным для академических описаний свободным стилем, глубиной проведенного анализа привлекла к автору внимание других исследователей. Труд о тробриандцах оказался заметным явлением в этнографической науке. В 1924 г. Малиновского пригласили в Лондонский университет читать лекции по социальной антропологии, а в 1927 г. он возглавил специально созданную в университете кафедру. Лондонский период жизни и деятельности Малиновского ознаменовался окончательным оформлением функционализма как этнографической теории. Общая концепция функционализма базируется на той же основе сочетания целого и его функций, т. е. идеи «холизма» - культура есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. Любой обычай имеет значение в настоящем, пережитков в культуре нет, а прошлое ее непознаваемо. Все стороны жизни и культуры всякого отдельного народа - неразрывно связанные между собой части целого.

Большое внимание Малиновский уделял значению прикладной этнографии, ее роли в современном мире. Он подчеркивал: «Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определенной целью, не ради большей точности описания, но чтобы научить колониальные власти и предпринимателей, имеющих дело с этим народом, как нужно обращаться с ним для более удобного достижения своих целей».

Ценный этнографический материал был собран Радкли-Брауном во время его многочисленных поездок к аборигенам Австралии и двухлетних стационарных исследований на Андаманских островах, где он изучал андамандцев, считавшихся в то время самым отсталым народом на Земном шаре.

Малиновский, в отличие от эволюционистов, рассматривал культуру и быт народа не как механическую совокупность проявления человеческой деятельности, а как устойчивую, статичную систему, как единое целое, где каждая часть выполняет положенную функцию. Он подверг критике тайлорский метод пережитков, утверждая, что никаких пережитков нет, а есть лишь явления культуры, изменившие свою функцию. Например, камин в доме при наличии центрального отопления – это не пережитки, а явления культуры, изменившие свою функцию. В своих исследованиях он исключил принцип историзма. Считал, что знать историю не нужно. Если же мы узнаем историю того или иного народа, то это не даст нам возможности выявить закономерности функционирования культуры в настоящее время.

Радкли-Браун – разделил этнографию на две части – этнологию и социальную антропологию. Этнология по его мнению должна изучать историю отдельных народов, а социальная антропология – выявить общие законы социального и культурного развития. Браун решил два вопроса: какова роль того или иного социального явления в функционировании социальной структуры, частью которой она является, и как эта функция выполняется.

Американская школа С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, её основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас.

Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа. Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.

Советская школа В. Г. Богораз. Один из основателей советской этнографии

Советская школа стала использовать термин этнография в 1920-е годы. С 1926 по 1930 год выходил журнал "Этнография", с 1931 по 1992 год журнал назывался "Советская этнография". При этом, несмотря на распространение в зарубежных странах для обозначения науки, занимающейся изучением этнографической проблематики, термина «этнология», в советской литературе этот термин не получил распространения, и этнография объединяла как описательную, так и теоретическую стороны исследования народов мира.

В 1990 году директор Института этнографии Академии наук В.А. Тишков вынес инициативу о переименовании науки с «этнографии» на «этнологию». Несмотря на переименование ряда московских высших учебных заведений, проект не был поддержан этнографическим сообществом: «Не так-то просто было решиться на переименование института и дисциплины в целом из этнографии в этнологию, если несколько поколений формировалась идентичность ученых как этнографов, а само слово «этнография» сохраняло свое достойное содержание»

Советская школа базировалась как на зарубежных исследованиях, так и на отечественных. Ещё Кавелин К. Д. за 10 лет до Э. Тэйлора первым выделил такое понятие, как «пережиток».

Следует отметить и Д. Н. Анучина, он первым привлек для решения сложных задач комплексный подход. Также следует отметить произведения В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг и другие.

Отдельно следует отметить Сергея Александровича Токарева. Выдающийся этнограф, религиовед, автор таких монографий, которые до сих пор являются ключевыми, как «История русской этнографии», «Истоки этнографической науки», «История зарубежной этнографии», «Религия в истории народов мира». Редактор и автор большинства статей об Австралии и Океании, индейцев Америки, а также многих народов Западной Европы.

Благодаря таким ученым, как С. А. Токарев, отечественное обществоведение XX в. сумело выжить в условиях жесткого идеологического диктата, более того, опираясь на традицию и развивая её в единственно возможном в то время марксистском ключе, смогло выйти на передовые рубежи… Работы настоящих ученых советского периода, к числу которых, несомненно, принадлежит С. А. Токарев, останутся в чести у читающей публики, посколько они прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, и многим уже понятно, что, только переиздавая и широко обсуждая эти работы, возможно сохранить преемственность российской научной традиции[67]

Академик Б. А. Рыбаков на праздновании 70-летнего юбилея С. А. Токарева в 1969 г. сказал:

В Москве есть три этнографических учреждения: Институт этнографии АН СССР, кафедра этнографии исторического факультета МГУ и Сергей Александрович Токарев.

Современная отечественная этнография продолжает труды своих предшественников большей частью под именем этнографии. Этнографические исследования культуры и поведения русских горожан ХХ - ХХI вв. осуществляются под именем "культурная антропология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: