Охранительные тенденции и попытки реформ

План

1. Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале ХХ вв.

2. Освободительное движение в России на рубеже веков. Революция 1905- 1907 гг.

3. Модернизационные процессы в экономике. Реформы С. Витте и П. Столыпина.

4. Россия в контексте мировой внешней политики. Русско-японская и первая мировая война.

1. XIX и начало ХХ вв. – особая эпоха не только в европейской, но и мировой истории. Страна за страной вступали в эпоху промышленных переворотов, в жизнь народов входили новые, буржуазные ценности, вырисовывались контуры будущего гражданского общества. В России эти перемены происходили весьма медленно и болезненно. Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Важной особенностью этого процесса стал тот факт, что переход к новым буржуазным отношениям в России произошел мирным, эволюционным путем. И в этом преимущество страны над странами Запада, пришедшими к победе капитализма через революции.

На рубеже XIX-ХХ вв. ведущие мировые державы вступили в новую эпоху своего экономического и политического развития – империализм. (Этот термин ввел в научный оборот английский ученый Дж. Гобсон.) для всех индустриально развитых стран основными признаками империализма являются: небывалая концентрация производства и капитала, способствовавшая созданию монополий; сращивание банковского капитала с промышленным и создание на этой основе системы финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров стал приобретать первостепенное значение. В политической области империализм выражался в борьбе стран за рынки сбыта и сырья, за передел колониальных владений.

Россия, занимавшая шестую часть земной суши, с третьим в мире по численности населением, была интегрирована в мировые экономические процессы. Как и ведущие мировые державы, она на рубеже XIX-ХХ вв. вступила в эпоху империализма, но со своими особенностями. Если французский империализм был финансовым, английский – колониальным, то российский носил «военно-феодальный» характер, выразителем которого было царское самодержавие, опирающееся на военно-бюрократический аппарат и вмешивающееся в экономическую жизнь страны. Кроме того, для экономики России характерными чертами являлись высокие темпы развития, степень концентрации капитала и наличие полуфеодальных отношений как в экономике, так и в общественной жизни. Как и для других капиталистических стран, для экономики России также была характерна неравномерность ее развития.

С 1893 по 1899 гг. наблюдался промышленный подъем, охвативший все отрасли промышленности: тяжелая выросла в 2 раза, легкая – в 1,6 раза. Увеличились добыча нефти и каменного угля в 2,5 раза, машиностроение в 3 раза. По выплавке чугуна Россия стояла на третьем месте в мире после США и германии, а по добыче нефти она вышла на первое место. Развитию промышленного капитала способствовало также и железнодорожное строительство. Если в середине XIX в. Россия имела 1,5 тыс. км железных дорог, то в 1892 г. – 31,2 тыс. км. Все это позволило России удерживать имидж великой державы, несмотря на то, что она отставала от главных капиталистических стран по абсолютному объему производства и по размерам производства на душу населения.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, продолжавшийся до 1903 г., а в России он оказался более глубоким и длительным, за которым последовала депрессия вплоть до 1908 г. Выходу из этого состояния в России мешала узость внутреннего рынка и сохранение устаревших способов и форм организации производства. Спад не исключал общего роста производства, замедлял лишь темпы его развития, происходило перепрофилирование отраслей, сокращались одни и росли другие. За 1900-1908 гг. выплавка чугуна упала на 3%, в то время как производство стали увеличилось на 24%. Добыча нефти сократилась на 25%, а добыча каменного угля выросла в 1,5 раза. В целом выпуск промышленной продукции возрос на 37%. Государственная поддержка оказалась недостаточной, многие предприятия не вынесли конкуренции и разорились. За три года кризиса было закрыто 3 тыс. предприятий и выброшено на улицу 112 тыс. рабочих.

В этих условиях усилился процесс монополизации и концентрации. Возникшие еще в 90-е гг. XIX столетия монополистические объединения в сахарной и нефтяной промышленности становились гигантскими предприятиями, подчинявшими себе мелкие. Количество монополий тогда было небольшим, и они назывались картелями. Их участники договаривались об объемах производства, условиях сбыта продукции и найма рабочей силы, сохраняя при этом независимость производственно-коммерческой деятельности.

Наиболее распространенной формой монополистических объединений в России были синдикаты, которые регулировали получение заказов, закупку сырья, осуществляли централизованный сбыт продукции по согласованным ценам. В производственной сфере предприятия, входившие в синдикаты, оставались самостоятельными. В 1902 г. образовался самый крупный российский синдикат «Продамет», который монополизировал 80% продажи черного металла и изделий из него. Правительство в лице С.Витте поддерживало создание монополистических объединений, несмотря на то, что они часто сворачивали производство, создавая дефицит и повышая цены на свою продукцию. В самом начале ХХ в. стали создаваться синдикаты «Продуголь» и «Продруда», который объединил 6 крупных рудных предприятий с производством до 80% всей руды, а также «Продвагон», «Мазут», сосредоточившие в своих руках 70% отпуска нефтепродуктов. Уральские железоделательные заводы объединились в синдикаты «Кровля», «Гвоздь», «Продвагон» и т.п.

Помимо производственных отраслей монополистические объединения создавались и на транспорте. Крупнейшим железнодорожным монополистом являлась казна, так как основная сеть железных дорог принадлежала государству. Речное сообщение захватило синдикатское общество «Днепровское».

Стали возникать монополистические объединения и в области банковского дела. Так, Московский коммерческий, Петербургский международный, Русский торгово-промышленный, Азовско-Донской и другие банки имели каждый от 50 до 100 филиалов в России и за рубежом. В результате слияния некоторых банков в 1908 г. образовались Соединенный банк и Русско-Азиатский и за 1909-1913 гг. их активы возросли втрое. Банки щедро финансировали промышленность и сами становились ее акционерами. Так, председатель правления Русско-Азиатского банка А.Путилов возглавлял и ряд промышленных предприятий, был директором нефтяного Товарищества «Лианозов и К», директором общества Московско-Казанской железной дороги, членом правления нефтяных обществ «Нобель», Николаевских судостроительных заводов и других предпринимательских структур. Таким образом, происходило сращивание банковского капитала с промышленным и создавался финансовый капитал. Монополистический капитализм в России сложился к 1908 г. и охватил практически все сферы промышленности и банковского дела.

С 1909 г. начался новый, более широкий экономический подъем, продолжавшийся до 1913 г. Он проходил в условиях уже сложившегося монополистического капитализма. В этот период поднялись темпы прироста промышленной продукции, и составили они в среднем за год 9%: по товарам широкого потребления – 6, по продукции средств производства – 13%. Выплавка чугуна увеличилась на 64, стали – на 82%, добыча угля – в 1,5 раза. Увеличению темпов роста во многом способствовали реформы П.Столыпина и рост военных заказов правительства.

Широкое вложение финансовых средств привело к увеличению объема производства от 5 до 13 раз по различным отраслям. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. Россия занимала второе место в мире по добыче нефти, четвертое – по машиностроению, пятое – по добыче угля, железной руды и выплавке стали.

На рубеже XIX-ХХ столетий Россия была важным объектом в деле приложения иностранного капитала, который направлялся в виде инвестиций, в форме участия в акционерных обществах, банках, промышленности, так как имелась недостаточность внутренних средств для решения экономических задач в государственном масштабе. Иностранный капитал внедрялся, в основном, в отрасли тяжелой промышленности и в уже действующие предприятия. Получаемую в России прибыль они не вывозили, а вновь вкладывали в производство. В конце XIX и начале ХХ вв. в промышленную сферу было вложено более 2 млрд. руб. иностранных капиталов: на долю Франции приходилось 33, Англии – 23, Германии – 20, Бельгии – 14 и США – 5%. Иностранные капиталы вкладывались в металлургическую, угольную и нефтеперерабатывающую промышленность и составляли 28%. В военную промышленность, контролируемую государством, доступ иностранному капиталу вообще был закрыт.

Становление монополистического капитализма способствовало оживлению внутренней и внешней торговли России, и к 1913 г. внутриторговый оборот вырос в 1,5 раза, внешнеторговый – в 2,5 раза. Из вывозимых товаров хлеб составлял 44, продукция животноводства – 22 и промышленная продукция – 10%. На Германию приходилось 30, на Англию – 20% объема внешней торговли. Однако российский вывоз и ввоз составляли всего лишь 4% мирового товарооборота.

Несмотря на ускоренное развитие промышленности на рубеже XIX-ХХ вв., аграрный сектор России оставался преобладающим по удельному весу в экономике страны, а капиталистические отношения в этой сфере формировались значительно медленнее. Тем не менее в сельском хозяйстве наблюдались успехи. За 1900-1913 гг. среднегодовые сборы зерновых увеличились с 3,5 до 5 млрд. пудов (пуд равнялся 16,38 кг), причем на помещичьих полях собирали всего лишь 8% зерновых. Производство хлеба на душу населения за это время увеличилось с 450 до 550 кг. Но урожайность оставалась низкой: в России – 44 пуда с десятины (десятина чуть больше гектара), в Германии – 130, в Англии – 149 пудов.

Проникновение капитализма в российское сельское хозяйство усилилось после аграрной реформы П.Столыпина (1906-1910). С 1900 по 1913 гг. общий объем сельскохозяйственной продукции увеличился в 3 раза. По валовому сбору зерна Россия стояла на первом месте в мире. Возрастало производство технических культур и в 2,5 раза увеличилось поголовье скота. Происходившие успехи в агрокультурном и техническом перевооружении позволили аграрному сектору стать доходной отраслью российской экономики. В начале ХХ в. во многом было сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики.

На рубеже ХIX-ХХ столетий Российская империя была крупнейшей мировой державой. Ее территория составляла более 22 млн. кв. км, морские и сухопутные границы имели протяженность около 65 тыс. верст (верста равна 1,066 км), т.е. Россия занимала второе место после Британской империи. По переписи 1897 г. в России проживало более 129 млн. человек, а к 1916 г. население увеличилось до 165,7 млн., около 200 больших и малых народов, различных по религии, языку, культуре, по уровню социально-экономического и цивилизационного развития. Доля русского населения составляла 44,3%. Ежегодный прирост населения составлял 1,7%.

Население состояло из сословий с различной степенью привилегированности: дворян насчитывалось 1,4, помещиков – 1,2, духовенства – 0,5, казаков – 2,5, крестьян – 77%. Следовательно, Россия продолжала оставаться страной с преобладанием сельского населения. За 1897-1916 гг. количество городов увеличилось с 17 до 29. наиболее крупными были Петербург (более 2 млн. человек) и Москва (более 1,5 млн. человек). К 1900 г. городское население России составляло 15, во Франции – 40, в Германии – 54, в Англии – 78%.

Модернизационные процессы в России на рубеже ХIX-ХХ вв. ускорили складывание классов капиталистического общества – буржуазии и пролетариата. К 1913 г. пролетариат составлял 19% населения, а общая численность крупной и средней буржуазии составляла 1,5 млн. человек. Состав интеллигенции формировался за счет всех сословий российского общества.

Вся законодательная и исполнительная власть находилась в руках царя-императора. До 1905 г. отсутствовали демократические свободы, и запрещалась деятельность политических партий и союзов. Революционные выступления народных масс в начале ХХ в. вызвали к жизни Государственную Думу и некоторые ограничения самодержавной власти. Россия стала приближаться (по типу) к парламентской монархии.

И все же Россия, будучи частью мирового сообщества, требовала настоятельно перемен. Они были связаны с императором Николаем II (1894-1917 гг.). Он взошел на престол в возрасте 26 лет, не имея четкой политической программы, но с твердой уверенностью «охранять начала самодержавия также твердо и неуклонно», как и его отец Александр III.

Николай II был образованным человеком, особенно в гуманитарной и военной областях, хорошо знал историю православной церкви, свободно владел четырьмя европейскими языками и обладал хорошей памятью. Некоторые из современников говорили о Николае II как о человеке «милом, но слишком обыденном», «крайне мягком и деликатном», другие – как о человеке «воинственном и самонадеянном», что у него не было «устойчивости во мнениях», что он «поддается взгляду последнего с ним говорившего». А сам Николай II о себе говорил: «Я не подготовлен быть царем. Я не могу управлять империей. Я даже не знаю, как разговаривать с министрами». И действительно, в продолжение всего царствования его преследовали неудачи. Он не любил перемен, а если и соглашался, то крайне редко, полагая, что российский народ традиционно предан царю.

Как ни относиться к личности царя Николая II, сколько ни принижать его роль, опыт и усилия, было бы неправильным игнорировать тот очевидный факт, что чувство личной ответственности за отстаивание жизненных интересов России и судьбы страны у него было развито достаточно сильно.

2. На рубеже ХIX-ХХ столетий Россия переживала структурный, т.е. на всех уровнях общества, кризис. Реформы 60-70-х гг. ХIX в. оказались незавершенными и были остановлены контрреформами. Перед страной вновь стала проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Решение этой задачи зависело от того, какая социальная сила возглавит тот или иной вариант выхода из кризиса. Множество вариантов, присутствующих в рассуждениях политиков сводилось к следующему: или это полнейшая деградация страны, гибнущей под тяжестью неразрешимых противоречий; или постепенные реформы, преобразующие Россию в капиталистическом направлении; или радикальная революция, открывающая дорогу для быстрого прогрессивного развития страны.

В 1905-1907 гг. реализовалась революционная альтернатива. Предпосылки ее вызревали десятилетиями. В конце ХIX столетия в России сформировалась новая социальная категория населения – промышленный пролетариат, в рядах которого насчитывалось 14 млн. человек. Острее, чем все остальные слои населения, рабочие ощущали тяжелое экономическое положение и политическое бесправие: «самый длинный в Европе рабочий день с самой низкой зарплатой», жилищная неустроенность, отсутствие медицинской помощи, штрафы, запреты и т.п. Многие рабочие начинали не только чувствовать, но и осознавать потребность в улучшении своей жизни. Все это побуждало их искать пути выхода из создавшегося положения.

Рубеж ХIX-ХХ вв. сопровождался ростом рабочего движения. Если за период с 1881 по 1890 гг. было учтено примерно 450 различных выступлений рабочих, то в 1903 г. – 1382, а с 1895 по 1904 гг. бастовало более 1,2 млн. человек. Российское правительство прекрасно осознавало, что ему не справиться только репрессивными мерами и пошло на издание законов: в 1894 г. – о фабрично-заводской инспекции, в 1897 г. – о снижении продолжительности рабочего дня до 11,5 ч, в 1903 г. – о страховании рабочих и т.п. С целью отвлечения рабочих от самостоятельной борьбы за свои права, начальник Московского охранного отделения С. Зубатов предложил идею создания легальных «рабочих обществ», которые проводили регулярные собрания, прозванные «зубатовским парламентом». Подобные организации создавались по всей стране. Такая организация была создана в 1903 г. в Петербурге молодым священником Г. Гапоном.

Наряду с рабочим набирало силу и крестьянское движение. Голодовки в деревне были обычным явлением. Крестьяне участвовали в выкупной операции, что сдерживало возможности улучшения сельского хозяйства. В конце ХIX в. в сельских районах четко обозначилось перенаселение, обострились противоречия в среде самих крестьян, где выделялось богатое меньшинство и бедное большинство. Сохранялись противоречия между всем крестьянством и дворянами-землевладельцами, более 30% крестьянских хозяйств были безлошадными, почти 2/3 российского крестьянства относились к числу бедных и беднейших. Именно они должны были рано или поздно заявить о себе.

Россия в то время была главным экспортером зерна на мировом рынке, продавала 1/5 часть своего хлеба. Этим количеством можно было бы прокормить население такой страны, как Италия (30 млн. чел.). Известное выражение министра финансов И. Вышнеградского «не доедим, но вывезем», говорило о полном пренебрежении к нуждам своего народа. Вывоз хлеба повлек к снижению душевого потребления: в России он составлял 22,4 пуда на человека в год; во Франции – 30, в Дании – 50, в США – 70 пудов. Вывоз хлеба сдерживал и рост российских городов, что являлось важным показателем развития цивилизации.

Недовольство самодержавием выражала и буржуазия. Ее постоянно раздражали бюрократические препоны на пути ее торгово-промышленной деятельности, мизерная доля ее участия в общественно-политической жизни и управления страной. Интеллигенция законно требовала гражданской свободы и простора для своей профессиональной работы. Естественно, степень недовольства и формы его проявления у разных социальных слоев были далеко не одинаковыми, что и не позволило им слиться в единый поток.

Кризис переживала и православная церковь. Серьезным свидетельством этому было брожение и даже откровенные бунты в духовных учебных заведениях. Широкий размах получило студенческое движение. Дестабилизирующим фактором в Российской империи были и национальные отношения. В России, кроме русских, проживало 57% населения других национальностей и этнических групп, основными требованиями которых были: уравнение в правах, обучение на родном языке, свобода вероисповедания и др. В ХХ в. Россия вошла как страна множества межэтнических столкновений – еврейских погромов и армяно-азербайджанской резни.

Миллионы людей Российской империи осознавали свою бедность, бесправие и отсталость и понимали необходимость перемен. А правительство неуверенно и ощупью шло к осознанию этой истины. По признанию С. Витте в то время уже нельзя было «вести политику средних веков…Политики и правители, которые этого не понимают, готовят революцию». И она не заставила себя ждать. К началу ХХ в. несоответствие существующего строя духу времени стало очевидно, недовольство самодержавием охватило все слои населения Российской империи и достигло той критической массы, которая обычно приводит к взрыву.

В начале января 1905 г. развернувшееся стачечное движение в Петербурге приобрело всеобщий характер. В организации Г. Гапона созрел план устроить мирное шествие к царю с петицией, в которой содержалась просьба улучшить их материальное положение, созвать Учредительное собрание и ввести демократические свободы. О готовящемся шествии власти были предупреждены, а участникам шествия объявили, чтобы в колоннах не было красных флагов и революционных лозунгов, а только портреты Николая II, иконы, кресты и бело-сине-красные флаги. О том, что будет отдан приказ стрелять, никто и не предполагал.

Утром 9 января 140-тысячная толпа направилась к Зимнему дворцу во главе с Г. Гапоном. Шествие напоминало крестный ход, в нем было что-то «наивное, душевное, религиозное». Но по толпе был открыт огонь, убито более 1200 человек и 5 тысяч ранено. Шествие в глазах народа было законным и искренним, говорившим о доверии народа к царю.

9 января 1905 г., вызвавшее возмущение народа по всей стране, явилось началом революции 1905-1907 гг. По характеру она была буржуазно-демокра-тической, так как ставила задачей свержение самодержавия и установление демократической республики, которая обеспечила бы введение демократических свобод: слова, собраний, союзов, стачек, 8-часовой рабочий день, равноправие всех народов, равенство всех перед законом, а также ликвидацию помещичьего землевладения и наделение крестьян землей.

Эту революцию называют еще и крестьянской, поскольку обострение аграрного вопроса было одним из ее главных причин, а крестьянство было второй по значимости после пролетариата движущей силой революции. В революции принимали участие мелкобуржуазные слои города и деревни, представители политических партий. Поэтому ее называют и народной.

Единый революционный лагерь составляли рабочие и крестьяне. Ему противостояли помещики, крупная буржуазия, высшие чиновники, военщина, верхи духовенства. Средняя буржуазия и буржуазная интеллигенция представляли либерально-оппозиционный лагерь. Они выступали за буржуазное преобразование России мирными средствами, главным образом, методами парламентской борьбы. Революция продолжалась 2,5 года, с 9 января 1905 г. по 3 июня 1907 г., и в своем развитии прошла три этапа.

Первый этап: с января до конца сентября 1905 г. Революция развивалась по восходящей линии, охватывая постепенно все районы страны, стачки и демонстрации шли под лозунгом «Долой самодержавие!». За январь – апрель 1905 г. в забастовках приняло участие более 800 тыс. человек. Более 20 уездов Центральной России приняли участие в революционных событиях. В Иваново-Вознесенске был создан новый орган власти рабочих – Совет уполномоченных депутатов, создавались Крестьянские союзы, восстали моряки флота на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Под напором революционного движения Николай II подписал указ о создании представительного учреждения – Думы (Булыгинской). Но поскольку выборы в нее не планировались быть ни тайными, ни равными, ни прямыми, был объявлен бойкот этой Думе.

Второй этап революции: октябрь-декабрь 1905 г. – это высший подъем революционного движения, начавшегося в Москве, а затем распространившегося по всей России, в котором приняло участие более 2 млн. человек. Всероссийская октябрьская политическая стачка наглядно продемонстрировала шаткость отжившей самодержавной системы правления, не желавшей, однако, сдаваться без боя. Но Николай II все же вынужден был пойти на уступки и 17 октября 1905 г. подписал Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» и предоставил Государственной Думе законодательные права. Царь «созрел» и уступил часть своей власти народным представителям только потому, что в тот момент у правительства не было сил дать отпор революции (шла война с Японией). Формально Манифест 17 октября превращал самодержавный государственный строй в конституционно-монархический.

В декабре 1905 г. было зарегистрировано более 1600 крестьянских выступлений. Если крестьяне раньше жаловались и просили, то теперь бунтовали и выдвигали политические требования. За этот период прошло более 90 выступлений в армии и флоте, но они были жестоко подавлены. Запланированная на декабрь Всеобщая стачка переросла в вооруженное восстание. Если октябрьская Всеобщая стачка была первой, то декабрьское вооруженное восстание – второй кульминацией восходящей линии российской революции.

Третий этап революции: с января 1906 г. по 3 июня 1907 г. – это ее спад и отступление. Если в 1905 г. участвовало в стачках 2,8 млн. человек, то в 1906 г. – 1,1 млн. человек, а в 1907 г. – 740 тыс. человек. По-прежнему продолжались рабочие, крестьянские волнения, а также в армии и на флоте и национально-освободительные движения в Польше, Финляндии, на Украине. Но центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в Государственную Думу, активное участие в этом проявили все политические партии.

В марте-апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную Думу в соответствии с новым избирательным законом от 11 декабря 1905 г., устанавливавшим срок полномочий Думы в пять лет. Каждое сословие имело свои нормы представительства. Среди 448 депутатов было 43% представителей от партии кадетов и октябристов, 23% – от партии трудовиков, остальные – беспартийные. Основным вопросом, обсуждавшимся в Думе, был аграрный. И представители от каждой партии предложили свои проекты по аграрному вопросу, но были отвергнуты правительством, ровно, как и программа демократизации России. В ответ на это Дума выразила недоверие правительству и требование о его замене. Царское же правительство под предлогом, что Дума «разжигает смуту», 8 июня 1906 г. распустило ее. Дума просуществовала 72 дня.

В феврале 1907 г. прошли выборы во II Государственную Думу, которая проработала 102 дня. Из 518 депутатов – 104 были от трудовой партии, 99 – от партии кадетов, 66 – от социал-демократической партии, 44 – октябриста. Аграрный вопрос по-прежнему оставался главным при обсуждении в Думе. Левые фракции требовали полной конфискации помещичьей земли и превращения ее в общенародную собственность, что правительству не понравилось. По сфабрикованной фальшивке социал-демократическую фракцию в Думе обвинили в антиправительственном заговоре и потребовали привлечь к ответственности. 3 июня 1907 г. от имени царя были обнародованы Манифест о роспуске Думы и новый закон, изменявший порядок выборов в III Государственную Думу, что явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы». Тем самым был совершен акт государственного переворота. Он знаменовал поражение революции 1905-1907 гг. и наступление реакции в стране.

Однако в революцию 1905-1907 гг. царизм и консервативные круги одержали лишь частичную победу и вынуждены были отступить с прежних позиций с большими потерями. Самодержавно-абсолютистская система не просто покачнулась, а изменила вектор своего развития в сторону конституционно-парламентской монархии, хотя и с огромной властью императора. Участники революции добились некоторых результатов: повышение среднегодовой зарплаты – с 206 до 258 руб.; сократилось количество и размеры штрафов; сократился рабочий день с 11,5 до 9-10 ч; увеличилось количество профсоюзов с 480 до 1350. Из 660 крестьянских наказов лишь в 14 выражались надежды на царя. Это были годы массовой политизации простого населения страны. Правительству пришлось смягчить свою русификаторскую политику по отношению к другим народам. Процесс модернизации России сделал кратковременный рывок, но не получил постоянно действующего ускорения, в котором так нуждалась Россия. Поэтому революция не могла предотвратить последующих революционных потрясений в стране.

Проблемы, которые пыталась разрешить русская революция, имели и международное значение. В развитых европейских странах процесс демократизации общества был далек от завершения. За 1905-1907 гг. в восьми крупнейших странах Западной Европы было проведено 22 тыс. забастовок, в которых приняло участие около 4 млн. человек. Эхо русской революции дошло до Китая, индии и Латинской Америки.

Революция 1905-1907 гг. в России создала благоприятные условия для возникновения политических партий в стране. Партия – это группа людей, объединенная общностью идей. По некоторым данным, за этот период возникло от 150 до 300 общероссийских, национальных и региональных партий и движений. Обилие их объясняется пестротой сословной структуры российского общества, остротой социальных конфликтов и длительным периодом отсутствия всякой политической свободы.

Российская многопартийность отражала явно ненормальное, болезненное состояние общества и наличие в стране огромного запаса невостребованной социальной энергии. В итоге партии стали расти как грибы поле дождя, изумляя мир своим количеством, скороспелостью, а порой и нелепостью. А вот удельный вес партийно-организованных россиян не превышал и 0,5% от всего населения. В отличие от западноевропейских стран политические партии в России стали оформляться со значительным опозданием в 50-80 лет.

Типологически по идейно-теоретическим и программным принципам партии можно разделить на три большие группы: 1) социалистические (революционные); 2) либеральные; 3) консервативные (традиционалистские).

Первая группа: РСДРП, эсеры, энесы.

Среди многочисленных организаций выделялась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая была учреждена в 1898 г. на первом съезде в г. Минске, а окончательно оформилась в 1903 г. на II съезде, проходившем в Брюсселе - Лондоне. На II съезде были приняты программа и устав, а также избраны руководящие органы партии. При обсуждении уставных и программных вопросов, а также при выборах руководящих органов РСДРП наметились расхождения, которые привели к расколу и образованию двух течений: большевиков во главе с В.И. Лениным и меньшевиков во главе с Ю.О. Мартовым и Г.В. Плехановым. Эти две фракции в российской социал-демократии существовали вплоть до 1912 г., когда большевики на VI (Пражской) конференции РСДРП окончательно размежевались с меньшевиками.

На II съезде РСДРП была принята единая программа партии, предусматривающая два этапа революции. Первая часть – программа-минимум – излагала задачи буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики, конституция которой должна обеспечить народу широкие права и свободы. Это избирательное право, местное самоуправление, право наций на самоопределение, 8-часовой рабочий день, свобода слова, собраний, союзов и т.п.

В аграрной части программы выдвигались требования полной конфискации всех земель, т.е. хозяином земли должен стать сам народ, а распределять земельные участки должна крестьянская община. Предусматривалась и национализация земли, т.е. собственником ее становилось уже государство, превращаясь, таким образом, в крупнейшего помещика-монополиста.

Меньшевики предлагали программу муниципализации земли: все конфискованные земли предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом и должны распределять землю между крестьянами. Эта программа была направлена против властного вмешательства государства в аграрные отношения.

Вторая часть – программа-максимум – предусматривала осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, что означало утверждение политической власти рабочих в построении социализма, а в будущем и бесклассового общества. Несмотря на имеющиеся разногласия, и большевики, и меньшевики оставались приверженцами одной программы и с трибуны Государственных Дум отстаивали программу в целом.

Главным соперником и вместе с тем союзником партии РСДРП была партия эсеров (социалистов-революционеров). Народнические кружки в 1902 г. объединились в партию социалистов-революционеров (ПСР). В конце декабря – начале января 1906 г. состоялся I съезд ПСР, на котором были приняты программные документы, в которых говорилось об установлении в России демократической республики, прав и свобод для всех слоев населения. В вопросе о государственном устройстве они были сторонниками федерации. В аграрной части программы социалисты-революционеры требовали социализации земли, что предполагало отмену частной собственности на землю без выкупа и превращения ее не в государственную собственность, а в общенародное достояние без права купли-продажи и передачу всей земли в заведование центральных и местных органов управления. Крестьянские общины должны были распределить землю по «трудовой норме».

Эсеры считали, что освободиться от самодержавно-помещичьего режима можно только революционными, насильственными методами, борьба может вестись «в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности». Партия эсеров ориентировалась на социалистическую революцию, главной движущей силой которой они считали крестьянство, хотя в состав партии крестьян входило 1,5, рабочих – 26, интеллигенции – 70%.

Эсеры возродили террор, пытались использовать его в качестве одного из важных средств политической борьбы с целью разжигания революции и ослабления царской власти. С 1902 по 1911 гг. специально созданная ими боевая организация осуществила террористические акции против двух министров внутренних дел (Д.С. Сипягина и В.К. Плеве), 33 губернаторов и вице-губернаторов (4 февраля 1905 г. был убит дядя царя, московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович), 16 градоначальников и прокуроров, а также других чиновников царского режима. Как говорил П. Столыпин, за пять месяцев революции они совершили 827 покушений.

Численность партии эсеров составляла 60 тыс. человек, печатным органом была газета «Революционная Россия». Основателем, теоретиком и бессменным лидером был В. Чернов.

К числу неонароднических социалистических партий, отвергавших насильственные методы борьбы, относилась Трудовая народно-социалистическая партия (энесы). Партия оформилась в 1906 г. В ее состав входили служащие, интеллигенция и часть крестьян. В период революции она насчитывала не более 2 тыс. человек. Их программа предусматривала ликвидацию монархии и введение демократической республики. Они выступали за отмену сословного строя и равенство всех граждан перед законом, за право наций на самоопределение и введение демократических свобод. В агарной части программы энесы выступали за конфискацию всех земель, кроме крестьянских и частновладельческих, и передачу ее в общенародную собственность. Они выступали против ломки крестьянской общины и за особый для России путь развития к социализму, минуя капитализм.

Вторая группа: партии кадетов, октябристов и партия «Мирного обновления».

Кадеты (конституционные демократы) заявляли о себе как партия «социального реформаторства западноевропейского образца». Она оформилась в 1905 г. и встала в оппозицию правительству. Лидером партии был П. Милюков – непревзойденный мастер идейного и организационного компромисса. Партия кадетов формировалась, как «интеллигентская», но в ее состав входила и небольшая часть помещиков и буржуазии. Рабочие и крестьяне составляли 15%.

Кадеты выступали за введение в России демократической конституции и замену самодержавной власти парламентарным демократическим строем. Они выступали за разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, за строгое соблюдение «гражданских, политических прав личности», за всеобщее избирательное право, за ликвидацию сословности. Рабочая программа включала либерализацию взаимоотношений предпринимателей и рабочих; право собраний, стачек, союзов, 8-часовой рабочий день. Кадеты выступали за восстановление государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России.

В решении аграрного вопроса партия кадетов выступала за наделение землей безземельных и малоземельных крестьян, частичное «отчуждение» помещичьей земли в пользу крестьян по рыночным ценам, выступали за частную земельную собственность, но были противниками обобществления земли. Осуществление поставленных целей предусматривалось только мирными средствами, через Государственную Думу. В своем составе партия насчитывала от 60 до 70 тыс. человек.

Партия октябристов («Союз 17 октября») была по преимуществу партией городской, однородной по составу – это крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия, помещики, профессура. Организационно оформилась в 1906 г., председателем ее был А. Гучков, личность высокообразованная, порой бесшабашная, человек, любивший сильные ощущения и мечтавший умереть красиво. Для октябристов поворотным пунктом российской истории являлся царский Манифест 17 октября, потому они и выступили за «содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Политической моделью для России они считали наследственную конституционную монархию с Государственной Думой при сохранении за монархом титула «самодержец», но при весьма ограниченных полномочиях.

В программных документах октябристы обещали немедленное введение гражданских прав и свобод, но не вписали право на 8-часовой рабочий день. Они выступали за целостность Российской империи, автономию допускали только для Финляндии, остальным народам – культурно-национальную автономию. Решение аграрного вопроса виделось им в сочетании основных принципов Столыпинской реформы с принципом отчуждения помещичьих земель за справедливое вознаграждение. Будучи представителями торгово-промышлен-ной буржуазии, партия октябристов стояла на позициях умеренной оппозиции правительству. В своих рядах насчитывала 75 тыс. членов.

Промежуточное положение между партией кадетов и октябристов занимала «Партия мирного обновления», образовавшаяся в 1906 г., а ее преемницей стала «Партия прогрессистов», оформившаяся в 1912 г. Это была самая «буржуазная партия», состоящая из «воротил русского капитала», которые отстаивали конституционно-монархический строй в России.

Третья группа. Перед революцией 1905-1907 гг. в России появилось много правых монархических организаций – это «Союз русского собрания», «Союз русских людей», «Союз русского народа», «Союз законности» и т.п. Роль объединителя правых сил взял на себя «Союз русского народа» (СРН) с целью противопоставить себя революции. В 1905 г. председателем СРН стал В. Пуришкевич, человек весьма одаренный, его речи в Думе завораживали, выходки были непредсказуемые. Его называли «трагическим клоуном Думы».

В уставе партии СРН было сказано, что членами этой партии могут быть «природно русские люди обоего пола, всех сословий и достояний», потому состав и был неоднороден. Почетным членом Союза был Николай II. Члены этой партии категорически отвергали изменение государственного строя на конституционной или парламентской основе, выступали за «единую и неделимую Россию», не допускали национального самоопределения в любой форме, отстаивали принцип неприкосновенности частной собственности на землю. Срн отстаивал необходимость неограниченной власти царя и господствующего положения Русской православной церкви. Революционеров они считали своими врагами и поддерживали карательные акции правительства. Зато своими методами в достижении цели – защиты самодержавной власти – избрали погромы и убийства. Членов боевых дружин называли «черной сотней».

В ноябре 1907 г. от «Союза русского народа» откололась наиболее консервативная часть – «Русский народный союз» (РНС) имени Михаила Архангела. Лидером его стал все тот же В.Пуришкевич. Союз должен был способствовать «устроению жизни русского народа на основах любви к Родине, возвеличения православной церкви, преданности царю самодержавному и обновлению жизни России в духе русского самосознания». Выступая за неограниченное самодержавие и сословный строй, правые «охранители», тем не менее, искали пути приспособления к новым условиям, т.е. они осознавали необходимость перемен. Правоохранительные партии безмолвно ушли со сцены вместе с режимом, который они отстаивали. Крайне правые монархические организации не возродились даже в эмиграции.

Таким образом, за 12 лет существования многопартийности в России каждая партия претерпела идейные и организационные кризисы, многие были сильны в критике власти. Вплоть до 1917 г. ни одна из партий не прошла испытание властью и не приобрела опыта государственной деятельности. На первый план выходила борьба за власть, а не защита народа, от имени которого они выступали. А вот партия власти отсутствовала. Дворянство не позаботилось сплотить преданные царю силы. Партийное строительство стало важным показателем движения России по пути ее модернизации и создания основ гражданского общества.

3. Одной из важнейших задач правительственной политики на рубеже XIX-ХХ вв. являлась модернизация экономики, создание, прежде всего, тяжелой промышленности и современной (тому времени) инфраструктуры. Особое внимание к экономическим проблемам обуславливалось тем, что в мировом сообществе происходили существенные социально-экономические сдвиги, менявшие соотношение сил на мировой арене. Экономический скачок к концу XIX в. продемонстрировали США: по промышленному производству они вышли на 1-е место, опередив Англию. Англия и Франция – представительницы Старого Света – еще удерживали лидирующие позиции по экономическому потенциалу, уступая в темпах развития молодым соперницам – Японии и Германии.

Россия, претендовавшая на статус одной из великих держав мира, должна была разрешить проблему резкого и качественного ускорения темпов экономического развития. В конце XIX в. российское правительство взяло курс на достаточно жесткое регулирование экономической жизни страны, сделав акцент на первоочередное насаждение отраслей тяжелой промышленности и железнодорожного строительства, которые затем сыграли бы роль локомотива для подтягивания остальных отраслей экономики, в том числе и сельского хозяйства. Решение этой проблемы приобретало характер национальной сверхзадачи.

Теоретическое обоснование и широкий размах реализация этой сверхзадачи получила при Сергее Юльевиче Витте (1849-1915 гг.). Происхождение фамилии исходит от предков из Голландии. С. Витте окончил университет в Одессе и после неудачных попыток заняться наукой стал служить на железной дороге в должности кассира. В феврале 1892 г. он назначен министром путей сообщения. В августе 1892 г. С. Витте получил пост министра финансов России, в ведении которого находились все вопросы торговли, промышленности, кредита и налогообложения. На этой высокой должности С. Витте работал до 1903 г. Он обладал, несомненно, талантом администратора, гибкого политика и хозяйственника, показал незаурядные способности, тонко чувствовал конъюнктуру и верно угадывал направления долгосрочных правительственных тенденций. Сделав великолепную карьеру от государственного служащего до министра, С. Витте достиг высших ступеней политического олимпа самодержавия.

Получив доступ к вершинам государственной власти, С. Витте стремился реализовать ряд своих идей при активном содействии государства. Он был сторонником и проводником политики «напряженного развития капитализма», причем в короткие сроки во имя великодержавных интересов. Сама программа С. Витте предусматривала создание экономики сильной и вполне самостоятельной страны: догнать развитые в промышленном отношении страны Европы и занять прочные позиции на мировых рынках. Добиться этого он рассчитывал путем решения, по крайней мере, трех взаимно связанных задач.

Первая задача – таможенная защита русской промышленности. Она была направлена на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции (протекционизм). С целью ее реализации в 1889 г. была проведена железнодорожная тарифная реформа. (Тариф – система ставок, по которым взимается плата за услуги.) Ее проведение было вызвано не только хаосом и неразберихой на железных дорогах, сколько необходимостью и потребностью преодоления конкуренции между частными и государственными дорогами и преодоления коррумпированности в самом Министерстве путей сообщения. Тарифная реформа в последующем смогла превратить железнодорожные тарифы в эффективное орудие проведения политики ускоренной индустриализации.

Вторая задача – совершенствование кредитно-финансовой системы России. Одним из препятствий развитию рыночных отношений внутри страны и расширению внешнеэкономических связей России являлось отсутствие прочной денежной единицы. Под руководством С. Витте была проведена поэтапная финансовая реформа (с 1895 по 1899 гг.). Результатом ее стало появление обеспеченной золотом валюты – рубля. В 1896 г. были выпущены 25-рублевые золотые монеты, затем – «империалы» - 15 руб., «полуимпериалы» - 7,5 руб. Из золота чеканились также монеты достоинством 10 и 5 рублей. Один рубль и крупные копейки чеканились из серебра, мелкие – из меди. Золотой рубль просуществовал в России до первой мировой войны. Реформирование российской денежной системы путем перехода на золотое содержание рубля должно было обеспечить его конвертируемость, а также способствовать интеграции Российской империи в мировую хозяйственную систему и резко усилить модернизацию страны.

Третья задача – привлечение капитала в виде займов и инвестиций. С 1891 г. началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью 7,5 тыс. км от Челябинска до Владивостока. Намечалось закончить ее строительство к 1916 г. В области железнодорожного транспорта Россия существенно отставала от развитых стран: она была в 10 раз хуже обеспечена по сравнению с США и в 4 раза – по сравнению со странами Западной Европы. Поэтому Россия широко открывала двери инвестициям Франции, Германии. Внешний долг ее к началу ХХ в. составлял 3 млрд. руб.

В осуществлении поставленных С. Витте задач требовались большие средства, что вынудило его принять ряд мер по увеличению бюджетных поступлений. Были увеличены в 1,5 раза прямые и косвенные налоги (на сахар, табак, спички, керосин и т.п.). В 1895 г. была введена государственная монополия на водку, что стало важным доходом государственной казны. Если в 80-х гг. XIX в. казна получала за счет питейного сбора 55 млн. руб., в 1900 г. – 85 млн., то в 1913 г. – 750 млн. руб., что составило ¼ государственных доходов. С. Витте осознавал, что такой курс потребует определенных жертв, особенно со стороны народных масс. Но он считал и пытался убедить Николая II в том, что эти жертвы необходимы и что они окупятся сторицей.

Проведение такой политики С. Витте совпало по времени с бурным промышленным подъемом и урожайными годами в сельском хозяйстве в конце XIX в. По многим экономическим показателям Россия приблизилась к ведущим капиталистическим странам, а по протяженности железнодорожных путей она уступала лишь США. Доля России в мировом промышленном производстве поднялась за это время с 3,4 до 5%, почти сравнявшись с Францией. Но главная цель реформ С. Витте – догнать передовые промышленные страны – не была достигнута, что не позволило России на равных конкурировать с западными странами в борьбе за мировые рынки. По показателям производства на душу населения Россия сильно отставала от передовых западноевропейских стран.

«Система Витте» была глубоко противоречива, но, тем не менее, в результате ее реализации была создана база для дальнейшей индустриализации страны. Противники ускоренной индустриализации развернули настоящую кампанию против С. Витте, обвиняя его в подрыве экономической мощи государства, в забвении нужд сельского хозяйства и даже отказывая ему в политической благонадежности. Правительство и Николай II были засыпаны ходатайствами о необходимости смены курса экономической политики в пользу традиционной отрасли российской экономики – сельского хозяйства.

Вслед за С. Витте, попытки продолжить модернизационные процессы в экономике, прежде всего, в аграрном секторе, были предприняты П. Столыпиным (1862-1911 гг.). Он получил блестящее образование, обладал твердым и властным характером, в достижении цели был последователен, но шел и на компромиссы. По окончании Петербургского университета П. Столыпин начал работу в министерстве внутренних дел, а затем перешел в министерство земледелия и государственных имуществ. В 1899 г. он был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. В 1902 г. Столыпину было поручено исполнять обязанности гродненского губернатора, а вскоре, когда ему исполнился 41 год, он был назначен саратовским губернатором. Это был самый молодой губернатор в России. В 1906 г. в правительстве И.Л. Горемыкина Столыпину был предложен пост министра внутренних дел, а с 8 июля 1906 г. он стал председателем Совета Министров с сохранением должности главы Министерства внутренних дел.

Соратники говорили о П.Столыпине, как о «мудром государственном деятеле», девизом которого были: сильная власть, разумные реформы, национальные приоритеты, мощная имперская Россия, зажиточный народ. Он был твердо убежден в том, что программа реформ потребует, по крайней мере, двух десятилетий благоприятных внешних условий. В этом П.Столыпин и С.Витте придерживались одинаковых взглядов. Однако отличие от С.Витте, делавшего ставку на иностранный капитал в развитии модернизационных процессов в России, П.Столыпин больше всего заботился об отечественном предпринимательстве, а также о всестороннем учете российских условий, исторических традиций, обычаев и укладе жизни народов.

Предложенный П.Столыпиным план модернизации России был всеобъемлющим. Однако, прежде чем приступить к реформам, он предложил ряд мер по «успокоению страны», так как в это время еще продолжалась революция. Правительство, по его мнению, «не может быть аппаратом бессилия», а потому должно применять «жестокие меры» для подавления беспорядков. Указом от 19 августа 1906 г. были введены военно-полевые суды, которыми за полгода было вынесено более 1 тыс. смертных приговоров, в том числе 686 человек были казнены. Расстрелы и виселицы наблюдались повсюду. Л.Толстой выступил с протестной статьей «Не могу молчать», обвинив П.Столыпина в «грубости, жестокости и лжи». П.Столыпин считал, что применение жестоких мер – это «не реакция, а порядок, необходимый для проведения широких реформ».

Главным своим детищем в правительственной программе по модернизации России П. Столыпин считал аграрную реформу. Несмотря на решающий скачок в индустриальном развитии, Россия все же оставалась аграрно-индустриальной страной. Более ¾ ее населения занимались сельским хозяйством, аграрный сектор экономики давал больше половины всего валового национального дохода. Налицо был определенный прогресс в этой области. За 1890-1895 гг. масса товарного зерна более чем удвоилась, причем половина шла на экспорт.

Казалось бы, ситуация в сельском хозяйстве была более или менее благополучна. Однако в конце XIX в. все отчетливее проступали признаки нараставших в деревне кризисных явлений. Не успев перестроиться на новые товарно-денежные отношения, российская деревня оказалась в тисках мирового аграрного кризиса, повлекшего за собой почти на 1/3 падение хлебных цен. Поместное дворянство, насчитывающее 100 тыс. душ, не успев приспособиться к капиталистическим условиям, засыпало правительство и Николая II ходатайствами о помощи в связи с убыточностью своих имений и дороговизной кредита. Финансирование дворянского землевладения тяжелой гирей висело на экономике страны, отвлекая примерно столько же средств, сколько шло на развитие промышленности и торговли. Катастрофически росли недоимки по выплате налогов и крупных платежей у крестьян. Все отчетливее обнаруживалось крестьянское малоземелье, обострявшееся в связи с демографическими «взрывами» в деревне, учащались неурожаи и эпидемии в огромной Российской империи. Усилия индустриализаторов наталкивались на архаичность организации аграрного сектора.

Аграрное развитие было противоречивым, но явственно поступательным. Действительные же проблемы отечественного сельского хозяйства состояли в его технической слабости, низком уровне производительности труда и урожайности культур, продуктивности животноводства, в отсталой агротехнике. Производительность труда в сельском хозяйстве росла ежегодно на 1,5%, т.е. вровень с приростом населения. Отставание более чем в 3 раза в производстве на душу населения от европейских стран и пятикратная разница в урожайности были не результатом плохих климатических условий или малоземелья, а преобладания натурального хозяйства с принудительным севооборотом, экстенсивным производством, передельно-общинным землепользованием. Это создавало необходимость решительно менять аграрный курс правительственной политики: предстояло выработать такие принципы землевладения и землепользования, которые соответствовали бы интересам общества, переходящего на рельсы модернизации.

П. Столыпин предложил аграрную реформу как инструмент модернизационных процессов в сельском хозяйстве. Цель реформы заключалась в разрушении крестьянской общины при сохранении помещичьего землевладения, в воспитании в крестьянине чувства собственника, хозяина земли и создание в деревне прочной социальной опоры в лице сельской буржуазии. Эта идея у Столыпина возникла в бытность посещения им Восточной Пруссии с целью изучения хуторского хозяйства. Хотя еще в 1902 г. с подобной мыслью обращался С. Витте в правительство, но Николай II тогда ее отверг.

Основные положения столыпинской аграрной реформы сводилось к следующим мерам, которые должны были решаться поэтапно: свободный, а затем и обязательный выход крестьян из общины; получаемые крестьянами при выходе из общины участки должны быть объединены в один – отруб; создание фонда частных казенных земель, учреждение крестьянского банка для субсидирования крестьян и переселенческая политика.

9 ноября 1906 г. вышел указ, согласно которому крестьянин имел право свободного выхода из общины, а 14 июня 1910 г. этот указ получил силу закона, и выход из общины стал обязательным, т.е. рушилась община, ибо она была тормозом на пути развития товарно-денежных отношений в деревне. В общине крестьянин не был наделен собственностью, общинное хозяйство было низкопроизводительным и малодоходным. Средний уровень урожайности общинных земель был на одну треть ниже частновладельческих. Словом, община отживала свой век, так как была лишена таких базовых цивилизационных ценностей, как свобода и собственность. По количеству удобной земли на душу населения – 2,6 га – Россия превосходила Францию и Германию (1,8 га). Требовался переход с экстенсивных на интенсивные рельсы ведения хозяйства с широким применением техники, удобрений и агрономии.

При выходе из общины 9,2 млн. крестьян получили надел в личную собственность. П.Столыпин, выступая в Государственной Думе, пояснял, что значит «личная собственность»: ее нельзя было передать лицу иного сословия, заложить в другом банке, кроме Крестьянского, продать за личные долги, завещать можно было только близким родственникам. Крестьянин имел право требовать выделенные общиной наделы в разных местах заменить равноценным участком в одном месте, который называли отрубом. При постройке на нем дома и хозяйственных построек отруб превращался в хутор.

Переход к хуторскому землевладению при всей его экономической выгоде и высокой агрономической целесообразности, не мог не ухудшить материальное положение новых собственников, так как все денежные средства их в начальный период шли, главным образом, на самые неотложные расходы, связанные с возделыванием залежей или переносом построек. С 1907 по 1913 гг. денежную помощь получили лишь 27,6% всех перешедших к единоличному землевладению. Общая же сумма выданных им пособий за 7 лет составляла 26,8 млн. руб. или в среднем 87,2 руб. на один двор. Такими деньгами на хутор заманить никого было нельзя, тем более, что 95% общей суммы материального содействия при землеустройстве выдавалось в виде ссуд, а безвозвратные ссуды составляли 5%. Многие крестьяне отдавали предпочтение кооперативам. В 1916 г. на долю частновладельческих посевов приходилось 7,5 млн. десятин земли из общего числа 72 млн. К 1914 г. из общины выделилось только 28% крестьян.

Значительную роль в проведении столыпинской аграрной реформы сыграл учрежденный еще в 1882 г. Крестьянский банк. Он скупал казенные, удельные и помещичьи земли, дробил их на мелкие участки, а затем перепродавал крестьянам. За 1906-1916 гг. банк продал крестьянам около 9 млн. десятин земли на льготных условиях.

Во время реализации аграрной реформы многие бедные крестьяне продавали свои участки и уходили в город на заработки, либо переселялись в Сибирь на свободные земли. Правительство старалось оказывать всяческую помощь в переселении и учредило специальный колонизационный фонд. Половина прироста сельского населения центральных губерний уехала за Урал. Если за 1896-1906 гг. в Сибирь переселилось более 1 млн. человек, то за 1907-1914 гг. – 3,3 млн. человек. Казна оплачивала проезд и выделяла ссуду на обзаведение хозяйством в размере 150 руб. на крестьянский двор. В переселенческой политике большую роль сыграла Транссибирская магистраль. И все же около 16% переселенцев возвратились обратно.

Завершить аграрную реформу не удалось. Помешала Мировая война и революционные события 1917 г. Но тем не менее, реформа сыграла большую роль в модернизационных процессах в деревне: создавались крепкие хозяйства, расширились посевные участки, улучшилась агротехника, повысились урожаи и т.п. Аграрная реформа положила начало юридического оформления гражданского общества и правового государства в России, она освободила личность, дав ей права и свободы. А это прогресс не только российской, но и мировой цивилизации. Крах столыпинской реформы был обусловлен главным объективным фактором: она проводилась в условиях помещичьего землевладения, не затрагивая самодержавный строй.

Кроме аграрной реформы П. Столыпин на обсуждение Государственных Дум выносил законопроекты по рабочему законодательству, о реорганизации земств, о профессиональных союзах, об образовании и т.д. Конечно, П. Столыпин как политик был «плодовит». Только с трибуны III Государственной Думы им было оглашено 43 проекта закона, но многие так и не нашли выхода на практику. Вся история реформ в России, инициатором и главной движущей силой которых было самодержавное государство, свидетельствует, что верховная власть показала свою полную неготовность и неспособность к «самообновлению».

Оценка личности П.Столыпина не однозначна и в его бытность, и в настоящее время. Им были многие недовольны, особенно придворная камарилья и Г.Распутин, да и сам П.Столыпин чувствовал закат своей карьеры. 1 сентября 1911 г. принадлежавший к группе эсеров-максималистов адвокат Д.Богров во время представления в Киевском оперном театре, на котором присутствовал и Николай II, смертельно ранил П.Столыпина. его убийство вызвало многочисленные отклики, в том числе и за рубежом.

4. Успех и необратимость российских реформ во многом зависели от развития международной обстановки, от продуманной на длительную перспективу внешней политики и ее приоритетов, направленных на обеспечение жизненных интересов России. Вырабатывая новые подходы и направления, российская дипломатия опиралась на богатый исторический опыт отношений России со странами запада и востока.

К началу ХХ в., когда Россия в основном определила естественные границы, наметились и заметные изменения в ее геополитических целях. Теперь ей не надо было стремиться к дальнейшему расширению своей территории, а заботиться только об укреплении собственной безопасности и упрочению всеобщего мира. Целостной же внешнеполитической доктрины России на рубеже XIX-ХХ вв. не существовало. Ее во многом заменяли установки, складывающиеся у Николая II под влиянием воспитания, собственного опыта, советов его сановников и взглядов руководителей внешнеполитического ведомства.

В результате столкновений различных подходов в определении направления внешней политики происходила частая отставка министров иностранных дел. За 23 года царствования Николая II в России сменилось 9 министров иностранных дел. До этого они сохраняли свои портфели на протяжении всего периода царствования того или иного монарха. Так, например, граф К. Нессельроде занимал этот пост 40 лет, пережив Александра I и Николая I; 26 лет – князь А. Горчаков при Александре II. Александр III не расставался со своим министром иностранных дел Н. Гирсом. Николай II нарушил эту традицию. Но как бы то ни было, внешнюю политику России на рубеже веков олицетворяли три руководителя внешнеполитического ведомства: В. Ламздорф, А. Извольский и С. Сазонов.

Внешнюю политику рубежа XIX-ХХ вв. обычно разделяют на три периода: первый охватывает самый рубеж веков; второй – русско-японскую войну; третий – промежуток между русско-японской и первой мировой войнами.

В первый период Россия вступила в сравнительно благоприятной обстановке: после 20 лет мира, на гребне успехов промышленного развития. Именно в это время стали обостряться противоречия между крупными мировыми державами из-за передела мира, стали оформляться военно-политические блоки, и началась гонка вооружений. В 1879 г. Германия и Австро-Венгрия заключили тайный союз против России и Франции. Он стал первым звеном в цепи международных договоров, приведших к разделению мира на два враждебных лагеря. В 1882 г. к этому союзу присоединилась Италия. Так оформился Тройственный союз. Россия традиционно соперничала с Англией из-за сфер влияния в Азии и на Дальнем Востоке, с Австро-Венгрией, которую поддерживала Германия, – на Балканах.

В этот период Великобритания была единственной крупной промышленной державой мира. Германия после своего объединения (1870-1871 гг.) обогнала Францию в промышленном производстве и догнала Великобританию, а в начале ХХ в. и превзошла ее. Если с 1870 по 1910 гг. британский торговый флот увеличился по количеству пароходов в 3 раза, по тоннажу – в 10 раз, то за это же время германский флот увеличился в 13 и 28 раз соответственно. Население Германии ежегодно увеличивалось на 800 тыс. человек.

Германия, являясь самой молодой колониальной державой и занимавшая доминирующе положение на Европейском континенте, чувствовала себя обойденной в колониальной сфере. К началу ХХ в. встал вопрос о переделе уже поделенного мира. Основные колониальные владения были у Англии и Франции. Правящие круги Германии провозгласили «мировую политику», цель которой заключалась в подрыве британского мирового господства, а также в том, чтобы поднять германскую империю с уровня континентальной державы до положения мировой державы. Статс-секретарь германского ведомства иностранных дел Б. фон Бюллов в 1897 г. заявил в рейхстаге: «Времена, когда немец уступал одному соседу сушу, другому – море, оставляя себе одно лишь небо, где царит чистая теория, – эти времена миновали…Мы требуем и для себя места под солнцем». Следовательно, англо-германский антагонизм являлся определяющим на первом этапе.

Вторым по значимости был франко-германский антагонизм из-за Эльзаса и Лотарингии, главных угольных районов Франции, отобранных Германией в 1871 г. Третьим по остроте следовал русско-турецкий конфликт, превратившийся в серьезный фактор российско-германского антагонизма. Конфликт был связан с проблемой Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл). Россия стремилась установить свою власть над ними и возможность влиять на сплочение «балканских славян вокруг России». В конце XIX в. Германия активно внедряла свой капитал в Турцию и стремилась вовлечь ее в орбиту блока Тройственного союза. В противовес этому Франция и Россия укрепляли свой союз, заключенный в 1891-1893 гг. и стремились к сближению с Англией. В 1904 г. состоялось соглашение между Англией и Францией (сердечное согласие) о разграничении сфер их интересов в Африке, которое было направлено против Германии, что еще более углубило противоречия великих держав за передел мира. Подобная политика получила название империалистической. Россия была более заинтересована в сохранении существовавшего положения, нежели в переделе мира.

Второй этап российской внешней политики включает русско-японскую войну (1904-1905 гг.), т.е. активизацию дальневосточного направления своей внешней политики в связи с экспансионистскими устремлениями в этом регионе Англии, Франции, США, Германии и Японии, которые стремились усилить свои позиции в Китае, Корее и Маньчжурии. В это время милитаристские круги Японии выдвинули идею создания «Великой Японии», которая включала бы часть Китая, Полинезию, Австралию, Корею, Маньчжурию, а также русские владения – Сахалин, камчатку, приморье и Забайкалье. В результате войны Японии с Китаем в 1894 г. последний отказался от прав на Корею, а Япония захватила Пескадорские острова и остров Тайвань, что послужило началом создания японской колониальной империи. Утверждение Японии в Корее и Маньчжурии создавало угрозу российским дальневосточным владениям.

Россия с целью приобретения своих сфер влияния на Дальнем Востоке в 1895 г. по инициативе С. Витте учредила Русско-Китайский банк, договорилась с Японией о равных правах в Корее и заключила секретный договор с Китаем против Японии, в результате чего Россия арендовала южную часть Ляодунского полуострова, получила в аренду Порт-Артур на 25 лет и право на строительство железной дороги. В 1897-1898 гг. Англия, Германия и США захватили важные стратегические пункты в Китае. В ответ на это в Китае вспыхнуло мощное народное восстание, которое и было подавлено объединенными силами. В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию. В 1902 г. Англия заключила военный союз с Японией и стала оказывать ей материальную и военно-стратегическую помощь. Германия на словах демонстрировала дружелюбие к России и подталкивала ее на войну с Японией. При встрече германского императора Вильгельма II и Николая II, кайзер неожиданно заявил царю, что хотел бы в будущем именоваться «Адмиралом Атлантического океана», а российскому императору предложил титул «Адмирала Тихого океана».

Милитаристская Япония открыто шла на развязывание войны с Россией, предъявляя ей ультиматумы на «пра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: