Лекция 8. Теоретический и практический вклад Л. С. Выготского в возрастную психологию

Содержание

1. Основные идеи культурно-исторической концепции развития Л. С. Выготского.

2. Теория становления высших психических функций Л. С. Выготского.

3. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л. С. Выготского: учение о зоне ближайшего и зоне актуального развития.

4. Законы развития психики, обоснованные Л. С. Выготским.

Лев Семенович Выготский (1896–1934) – признанный классик возрастной психологии, отечественный психолог, внесший неоценимый вклад в развитие ее теории и практики. Идеи Выготского разрабатываются сегодня практически во всех ведущих странах мира.

В области возрастной психологии Л. С. Выготскому принадлежит бесспорный научный приоритет в разработке понятий “социальная ситуация развития”, “системно-смысловое строение сознания”, высшие психические функции”, “зона ближайшего развития”, “внутренние этические инстанции” и ряда других.

Приступив к исследованиям проблем психического развития в начале двадцатого века, Л. С. Выготский выступил с новой научной программой построения “вершинной психологии”, или психологии сознания, как альтернативы глубинной психологии – психоанализа – и поверхностной психологии – бихевиоризма. Позже система его научных идей получила название культурно-историческая концепция развития, поскольку ее главной научной гипотезой было предположение о социально-историческом обуславливании психического развития человека, а главной задачей – объяснение механизмов превращения культурного опыта как потенциального источника развития в факт индивидуального сознания человека на разных этапах онтогенеза.

Одно из основных понятий современной психологии – “высшие психические функции” – не только введено в научный обиход Л. С. Выготским, но и подвергнуто им теоретическому обоснованию и эмпирическим исследованиям. Высшие психические функции – это сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, т. е. социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Для объяснения природы и происхождения сознательных форм поведения человека Выготский условно разделил все психические процессы на два уровня: низшие психические функции (натуральные, естественные) и высшие – культурные, искусственные. Первые формируется под влиянием генотипических программ, а вторые – под влиянием социальных воздействий. Примерами низших функций, общих для человека и животных, являются непроизвольное внимание, непроизвольная память, элементарный интеллект; примерами высших функций – разумная речь, логическое мышление, творческое воображение, чтение, письмо, счет.

Основные характеристики высших психических функций– осознанность, произвольность, опосредованность. Особое внимание Выготский уделил последней характеристике, доказывая, что средства осуществления высших психических функций – это своеобразные психологические орудия – знаковые системы, являющиеся продуктами длительного общественно-исторического развития человечества. Например, логические действия и понятия – средства логического мышления, системы сенсорных эталонов – средства восприятия, мнемические приемы – средства произвольной памяти и т. д. Среди этих “психологических орудий” особое место занимает речь как универсальная знаковая система, поэтому речевое опосредование высших психических функций является наиболее универсальным способом их формирования. Всеми психическими средствами человек, согласно учению Л. С. Выготского, овладевает прижизненно, обучаясь мыслить, запоминать, наблюдать, быть внимательным у других людей, которые выступают по отношению к нему носителями культурного опыта и партнерами по продуктивному общению.

Орудийный характер психических средств, по Выготскому, заключается в том, что посредством их человек получает возможность управлять своим поведением, своей психикой, в то время как посредством орудий труда он воздействует на внешний мир. Так, например, очевидно, что посредством произвольного внимания человек овладевает собственным поведением, преодолевает собственную усталость или неорганизованность, зависимость от внешних влияний и сиюминутных впечатлений.

В исследованиях Л. С. Выготского доказывается, что все высшие психические функции имеют социальное происхождение: они появляются вначале как развернутая форма социальных взаимодействий взрослого и ребенка и позже, сворачиваясь, автоматизируясь, превращаются в индивидуальные психические функции. Этот процесс формирования высших психических функций от внешне развернутой, социальной формы к свернутой, индивидуальной называется интериоризацией, а две последовательно возникающие формы высших психических функций – интерпсихическая (развернутые отношения) и интрапсихическая (внутренняя). Таким образом, установлено, что психика развивается не от индивидуальных форм к социальным, а иначе – от социальных к индивидуальным. «Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры», – утверждал Л. С. Выготский.

Возрастная и педагогическая психология рассматривает учение о высших психических функциях при объяснении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, в особенности таких сложных системных процессов, как произвольная память или теоретическое мышление, речь и письмо, а также при выявлении механизмов их формирования и управления ими.

Л. С. Выготский сформулировал наиболее общие концептуальные подходы к пониманию возраста как основной единицы развития, его структуры и динамики, а также ввел понятие о двух равнозначных параметрах развития психики: зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Два последних понятия оказались чрезвычайно плодотворными при рассмотрении отношений между процессами развития и обучения, которые всегда интересовали возрастную психологию. Сформулировав идею о том, что подлинным, “хорошим”, психологически оправданным, является только такое обучение, которое «обгоняет развитие и ведет его за собой», а «не плетется в хвосте у развития», Л. С. Выготский показал, что развивающее обучение должно ориентироваться на те сферы психики, которые представлены еще не созревшими, а только развивающимися психическим функциями. Именно такие функции он и определил как зону ближайшего развития. Обнаружить эту зону или этот параметр развития ребенка можно только в процессе его сотрудничества со взрослым. Те же психические функции ребенка, которые проявляются в его самостоятельной деятельности, без всякой помощи со стороны взрослого, представляют зону актуального развития. Например, ребенок 7-ми лет самостоятельно справляется с интеллектуальными задачами для детей семи лет – это зона его актуального развития, а с помощью учителя он способен решать задачи, рассчитанные на восьмилетних детей: это зона его ближайшего развития. Другой семилетний ребенок может иметь иные характеристики своего развития: самостоятельно он справляется только с задачами для 6-летнего возраста (зона его актуального развития), но с помощью педагога способен ориентироваться в задачах для 7-летнего возраста (зона его ближайшего развития).

Одновременно с обоснованием необходимости использовать для полной характеристики развития детей два взаимосвязанных параметра, Л. С. Выготский утверждал, что важно различать два типа диагностики развития. Описательная диагностика только фиксирует, что уже сложилось в психике ребенка и проявляется в его самостоятельной деятельности, т. е. определяет лишь зону актуального развития. Объяснительная диагностика должна быть ориентирована на то, что ребенок пока не способен осуществить без помощи взрослого, но она объясняет, каковы его ближайшие перспективы в обучении. Очевидно, что учение о зоне ближайшего развития есть органическое продолжение учения о становлении высших психических функций: зона ближайшего развития представлена в онтогенезе интерпсихической формой высших психических функций, а зона актуального развития – интрапсихической.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития, совокупность которых составляет сущность культурно-исторической концепции развития психики:

периодичности и неравномерности психического развития: каждая сторона психики имеет оптимальный период развития, все функции находятся в системно-смысловом единстве;

метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных превращений, ребенок – не просто несовершенный, маленький взрослый, а субъект, обладающий качественно своеобразным сознанием и поведением;

развития высших психических функций: закон интериоризации, знаково-символического опосредования;

сложной организации психического развития, единицей которого можно считать возраст как целостный структурно-динамический цикл развития.

Идеи Л. С. Выготского получили продолжение и развитие в исследованиях его учеников в России и за рубежом. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин, Г. А. Цукерман и др. разрабатывали идеи Выготского о социальном происхождении сложных психических процессов, о социальной ситуации развития, о развивающем обучении, широко используя и совершенствуя при этом предложенный Л. С. Выготским новый исследовательский метод – генетико-моделирующий эксперимент (экспериментально-моделирующий, формирующий эксперимент). Этот метод исследования предполагает возможность объяснения тех или иных психологических явлений путем их искусственного формирования в специальных экспериментальных условиях.

Теоретический и практический потенциал концепции Выготского еще далеко не исчерпан, его последователи и оппоненты продолжают черпать продуктивные идеи из его научного наследия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: