Периодизация и основные черты античной философии

Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима)в своем развитии прошла четыре основных этапа:

1) демократический (или досократичесский) – VII – V вв. до н. э.;

2) классический (сократический) – середина V – конец IV вв. до н. э.;

3) эллинистический – конец IV – IIвв. до н. э.;

4) римский – Iв. до н. э. – V в. н. э.

Древнегреческой называется философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. Фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем «античная философия».

Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям:

1) именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоя­щего времени. В более широком смысле античность – это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других куль­тур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений;

2) именно в античности зародилось понятие «фи­лософия». В восточных культурах, философию которых мы кратко рассмотрели, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, кото­рое сыграло определяющую роль в истории европейской филосо­фии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о пер­воначале мира.

К VI веку до нашей эры греки достигли высокого уровня культуры. Среди обычных греков появились люди, которые были странными и отличались от обывателей – философы. Эти люди получали огромное удовольствие от процесса познания. Таким образом, первые философы – это личности, появившиеся в VI веке до нашей эры и отличающиеся от своих современников своеобразной структурой ценностей.

В чем цель философствования? Цель этой деятельности находится внутри самой деятельности. Что же становится предметом античного философствования? Предметом являются тайны самого космоса и мироздания. Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции. Направленность античного философствования связана со спецификой философского мировоззрения, которое основывалось на космоцентризме. Космоцентризм – признание первичности природной реальности. Синонимом природы для греков была красота. Способ познания, к которому они прибегали, – абстрактное мышление, то есть работа мысли в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они обрабатывают теоретические (логические) операции абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Резюмируя и дополняя вышеизложенное, следует отметить, что в целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

· материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

· древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

· стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);

· на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);

· допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;

· человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

· были заложены два направления в философии – идеалисти­ческое («линия Платона») и материалистическое («линия Де­мокрита»), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период – материалистическое, в классический – имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский – материалистическое, в римский – идеалистическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: