double arrow

Мышление

4

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.

Психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется мышлением. Мышление носит опосредованный характер, т.е. опирается на ощущения и восприятие, на данные прошлого опыта, сохраненные в памяти. Мышление связано с речью, т.к. отражение связей и отношений между явлениями происходит в словесной форме. Оно также связано с практической деятельностью.

Мышление является высшим познавательным процессом. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Процесс мышления:

– всегда имеет опосредованный характер;

– опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;

– исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему;

– отражает связи и отношения между предметами в словесной форме;

– всегда находится в неразрывном единстве с речью;

– органически связано с практической деятельностью.

Важнейшей особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью.

Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды:

К основным видам мыслительных операций относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. В основе понятий лежат знания об этих предметах или явлениях. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

По видам мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное).

Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. ( Игра в «Кубик Рубика» является примером наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление – это мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно в данном примере происходит в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания данного шага, а также характеризуется отсутствием законченного плана действий.).

Наглядно-образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов – определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

– определить, какое именно правило привлечь для решения;

– применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке.

Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

Речь

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности.

Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под вли­янием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.

Речь имеет свои свойства:

содержательность речи определяется количеством вы­раженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

– понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

– бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

– выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения);

– воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию);

– обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия);

– сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).

Существуют следующие виды речи:

– устная – это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;

– письменная – это речь посредством письменных знаков;

– монологическая – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

– диалогическая – это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

– внешняя – речь, выполняющая функции общения;

– внутренняя – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека;

Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного движения головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха. В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы, работа которой заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Речь в то же время – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

4

Сейчас читают про: