Рождение философии. В этот период происходит рождение, генезис философии, поэтому нельзя говорить о развитой философии; мы видим лишь зачатки философского мировоззрения, только что начавшего выделять себя из мифологического и обыденного.
Культурный синкретизм [45] Киевской Руси. Философия не выделяется из других отраслей знания с богословием. Образуется своеобразный синтез мифологии, христианского учения и зачатков научных знаний.
Религиозный характер философии. Вслед за Иоанном Дамаскиным русские мыслители определяют философию как познание всего сущего, как любовь к мудрости, а поскольку истинная мудрость есть Бог, что любовь к Богу и есть истинная философия. В условиях сильной централизованной власти давление христианской догматики на философскую мысль было значительным. Философские идеи развивались в основном религиозными деятелями, и нашли свое отношение в летописях, поучениях, житиях, молитвах, апокрифах[46].
Практическая направленность философских идей, а также тесная связь с мифологией и искусством (прежде всего литературной, устным народным творчеством) определили особенности стиля отечественной философии. Образная притчевая форма, метафоричность, афористичность, нравственная взволнованность, художественное мастерство характерны для письменных источников Киевской Руси.
|
|
Утверждение непреходящей ценности одухотворенности, учености, мудрости проходит красной нитью через все письменные источники Киевской Руси, дошедшие до нас. Подтверждение тому слова Кирилла Туровского: “Давайте не просто, поговорим языком написанное произнося, но, с рассуждением вчитавшись, постараемся делом исполнить это. Ибо сладко - медвяной сот, и хорошо - сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно - сокровище вечной жизни... Сюда и подходит евангельская притча, говорящая: “Всякий книжник, познавший царство небесное, подобен мужу домовитому, который из сокровищ своих раздает и старое и новое”[47].
Назовем наиболее известных Киевских книжников, мудрецов, чьи духовные искания - это истоки отечественной философии.
Феодосий Печерский (ок. 1008-1074 гг.) - один из крупнейших церковных идеологов Киевской Руси, проводник концепции религиозного аскетизма, отличается крайней ортодоксальностью взглядов и непримиримостью к другим верам. Будучи наследником богатой и знатной семьи, Феодосий в 17 лет тайно пришел из Курска в Киев и поселился в пещере Антония, где провел 30 лет в трудах и молитвах, покоряя свою плоть. В 1062 году был выбран игуменом Киево-Печерского монастыря. Феодосий автор 11-ти сочинений: двух посланий к князю Изяславу Ярославовичу, восьми Слов, Поучений и Молитв, например: “Слово о терпении и любви”, “Слово о терпении и о любви, и о посте”. После смерти, Феодосий Печерский был канонизирован - причислен к лику святых.
|
|
Илларион, митрополит Киевский (годы рождения и смерти неизвестны) - В 1051 году Ярослав Мудрый и собор епископов Киевской Руси поставил Иллариона Киевским митрополитом. С 1053 года монах, а затем игумен Киевско-Печерского монастыря, соратник Ярослава Мудрого в борьбе за объединение Руси, поборник просвещения и независимости русского народа. Илларион - автор летописного сборника, а также хорошо известного публицистического произведения: “Слова о законе и благодати”, в котором один из первых высказал идею об универсальности, цельности истории человечества. Илларион противопоставляет два этапа человеческой истории: первый этап - закон - эпоха Ветхого завета, когда отношения людей основывались на принципах рабства, второй этап - благодать - эпоха Нового завета, где царят свобода и истина.
Владимир Мономах (1053-1125 гг.) - старший сын Всеволода Ярославовича, по матери внук византийского императора Константина Мономаха, с 1113 - Киевский князь, автор известного “Поучения”, в котором дана оригинальная трактовка многих этических и политических проблем. “Поучения” Владимир написал “на санях сидя”, т.е. на склоне лет, готовясь отойти в мир иной, поэтому его можно рассматривать как духовное завещание детям и всем князьям русским, призыв помнить об обязанностях власти, о ее ответственности за судьбы земли и народа. Этот призыв Владимира, его идея о неразрывности нравственных и политических принципов власти чрезвычайно актуален и сегодня.
Никифор, митрополит Киевский был прислан в Киев константинопольским патриархом в 1104 году и занимал митрополичий престол вплоть до своей смерти в 1121 году. Никифор был советником и другом Владимира Мономаха. Оба сочинения Никифора, дошедшие до нас - это писания к князю. “Послания Никифора, митрополита Киевского к князю Владимиру, сыну Всеволода, сына Ярослава о посте и воздержании чувств” - памятник философской мысли Киевской Руси, где автор, ставя основной вопрос происхождения добра и зла в человеке, подробно характеризует основные силы души - разум, чувства и волю; анализирует вечный нравственные и современные ему политические проблемы.
Климент Смолятич (XII в.). “... Был книжник и философ, каких в Русской земле не бывало” - читаем мы о Клименте в летописи. Он родился в Смоленске, был монахом Зарубского монастыря близ Киева, был схимником, одно время молчальником, отличался широкой эрудицией и литературным мастерством. Климент Смолятич, как представитель “Русской поросли”, боровшийся с засильем в русской церкви греческих иерархов, в 1147 году стал вторым на Руси (после Иллариона) митрополитом из русичей. В 1154 г. митрополистская кафедра вернулась под контроль Византии и Климент покидает Киев. До нас дошло лишь одно его сочинение - ответное послание смоленскому священнику Фоме. Главный вопрос, вызвавший спор между Климентом и Фомой, - можно ли допускать расширенное, символическое толкование Священного писания? Климент, отстаивая права человека толковать священные книги, выбирает своеобразный стиль, сочетающий элементы рационализма с символико-аллегорической методикой. Климент первым высказывает идеи не стяжательства - отказ монастырей от имущества, подчеркивая приоритет духовного, вечного над сиюминутным материальным.
Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) - крупнейший мыслитель и писатель Древней Руси, названный “вторым Златоустом”. Всю жизнь прожил в Турове, небольшом городе на Припяти, вырос в богатой семье, получил прекрасное образование, затем ушел в монастырь. Монашеские тяготы не удовлетворяют Кирилла и “на большая подвигъ желая”, он оставляет обитель и затворяется “в столп” - небольшую уединенную башню, где затворник предается размышлениям и литературной деятельности. Через некоторое время по инициативе Туровского князя Юрия Ярославовича получает сан епископа и оказывается в гуще политической борьбы того времени. Остался известен как мыслитель, разрабатывающий проблемы человека; смысла его бытия, соотношение души и тела и другие, а также как великолепный стилист, талантливо использующий метод символико-аллегорического толкования. Через притчу, в которой в которой отдельный пример позволяет выйти на максимальное обобщение, философ обращается к человеку, к душе и совести каждого. Известны его сочинения: “Притча о человеческом душе и теле”, “Повесть о Белоризце - человеке и о монашестве”, “Слово о расслабленном”, “Поучения”.
|
|
Распад великого Киеворусского государства на отдельные княжества, татаро-монгольское нашествие, литовско-польское влияние, в западных землях приостановили бурный процесс рождения самобытной культуры Киевской Руси, но не остановили полностью. В XIII-XVI вв. в Украине философские идеи развиваются в агиографической литературе (от греческого arioc - святой - житие святых), в творчестве украинских полемистов. Большую роль в развитии духовной культуры играли братства - объединения учителей, литераторов издателей, которые были инициаторами создания школ, издательства книг, сохранения и развития национальной культуры. Наиболее известными деятелями того периода были: Дрогобыч Юрий (Юрий Котермак, Георгий из Руси, Юрий из Львова, 1450-1494), Павло Русин (ок. 1470-год смерти неизвестен), Станислав Ориховский - Роксолан (1513-1566), Герасим Смотрицкий (умер 1594), Стефан Зизаний (ок. 1570-умер до 1621), Мелентий Смотрицкий (ок. 1578-1633). Эти и другие культурные деятели, развивая и распространяя идеи гуманизма, подготовили почву для украинского просвещения - следующего этапа развития украинской культуры и философии.