Наука как система знаний и социальный институт

Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение науки, по существу, невозможно», намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука. Итак, наука предстает:

1) как институт;

2) метод;

3) накопление традиций знаний;

4) фактор развития производства;

5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру.

Э. Агацци отмечает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих объектах». В таком определении содержится заявка на разграничение научного и обыденного знания, на то, что наука может в полной мере состо-яться лишь тогда, когда доводит рассмотрение объекта до уровня его теоретического анализа.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях:

1. Она понимается как форма деятельности,

2. Как система или совокупность дисциплинарных знаний

3. Как социальный институт.

Наука как форма деятельности направлена на выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности.

Например: Деятельностное понимание науки особо отмечал В.И. Вернадский: «Ее [науки] содержание не ограничивается научными теориями, ги-потезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей».

Функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания.

Наука как система знаний. Наука как знаний, отвечает критериям объективности, адекватности, истинности, пытается обеспечить автономность и быть нейтральной по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Наука как социальный институт. Третье, институциональное понимание науки, подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциона-льным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания:

q связанная с производством научно-теоретического знания,

q представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что наука является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, — результат недавнего развития.

q В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тя-готеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, знания о мире, и существует, наука сама оказывает весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни.

q Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.

q Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой ком-муникаций.

Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: «Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменя-ющих друг друга».

Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения, как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Конечно же, творческий потенциал личности может остаться нереализованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обладающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не общество как таковое. По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность уче-ных в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. XX в. называют веком современной науки.

q Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность.

q Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: