Методические указания для студентов

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «История философии. Философия Средневековья и Возрождения»

Методические указания для студентов

(для семинарских занятий)

Дисциплина «Философия»

Специальность Лечебное дело (31.05.01)

Курс II

Семестр I

Уфа

Тема: «История философии. Философия Средневековья и Возрождения» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Лечебное дело (31.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.

Рецензенты:

1.

2.

Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.

Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.

1. Тема: «История философии. Философия Средневековья и Возрождения»

Актуальность: данная тема знакомит студентов со средневековой и возрожденческой философией, в которых происходило развитие основных направлений классической философии и предпосылок научного мировоззрения.

2. Цель занятия:

- знать содержание и основные особенности философии Средневековья и Возрождения;

- уметь соотносить приобретённое знание о философии Средневековья и Возрождения с имеющимся знанием о философии Античности;

- знать значение средневекового и возрожденческой философии в развитии мировоззрения человечества.

- знать основных мыслителей изучаемого периода.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- историю Средневековья и эпохи Возрождения;

- историю развития феодального общества.

- содержание и компоненты культуры Западной Европы II – XVI вв.;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- работать с научными и учебными текстами;

- реферировать научный и учебный материал.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1) Что представляла собой философия в Средние века?

2) Каковы основные черты и этапы средневековой философии?

3) Что такое креационизм и теоцентризм?

4) Как понимал время и смысл человеческой истории Августин Блаженный?

5) В чем расходились взгляды номиналистов и реалистов?

6) На учение какого античного философа опирался Фома Аквинский?

7) В чем особенность философии Возрождения?

8) Какие открытия Коперника и Дж.Бруно сыграли роль в становлении материалистического понимания бытия?

4. Вид занятия: семинар.

5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах).

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы);

6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Основными принципами религиозно-философского учения Августина Блаженного являются …

а) мистицизм

б) теодицея

в) волюнтаризм

г) утопизм

д) пантеизм

е) эсхатология.

2. Назовите основного систематизатора средневековой схоластики:

а) Абеляр

б) Фома Аквинский

в) Дунс Скотт

г) Авиценна

3. Назовите специфическую черту философии эпохи Возрождения:

а) гилозиозм

б) атеизм

в) дуализм

г) пантеизм

д) монизм

4. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

а) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»

б) «все сущее есть благо»

в) «не следует умножать сущности сверх необходимого»

г) «возлюби ближнего своего»

5. спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил их на два лагеря

а) реалистов и номиналистов

б) монистов и дуалистов

в) диалектиков и метафизиков

г) эмпириков и рационалистов

6. В средневековой философии центральной является проблема, связанная с…

а) разработкой логических законов

б) вопросом о соотношении религии и науки, веры и разума

в) распространением метода майевтики

г) распространением материалистических воззрений

7. Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию характеризовал (характеризовали) (несколько вариантов!) …

а) признание веры способом истины

б) натурализм

в) опора на строгую науку

г) религиозный догматизм

д) гедонистический этика

8. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (во)…

а) Англии

б) Италии

в) Германии

д) Франции

9. Для философии эпохи Возрождения характерен …

а) антропоцентризм

б) космоцентризм

в) теоцентризм

г) наукоцентризм

10. Тезис Джордано Бруно «…природа …есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию…

а) деизма

б) атеизма

в) пантеизма

г) панлогизма

7.1.2. Проверка конспектов по философии У. Оккама, Макиавелли, Джордано Бруно.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

1. Характерные черты и особенности средневековой философии.

2. Идеи Августина Блаженного о природе добра и зла, времени и истории человечества.

3. Суть спора между средневековыми номиналистами и реалистами. Разрешение спора Фомой Аквинским.

4. Значение томизма для становления науки и развития европейской цивилизации.

5. Направления философии Возрождения. Значение идей Коперника и Дж. Бруно для становления научного мировоззрения.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Объясните понятия и термины: теология, номинализм и реализм, схоластика, патристика, догма, догматизм, секуляризация, гуманизм, пантеизм.

Темы докладов и рефератов:

1. Средневековая схоластика: открытия и заблуждения

2. Проблема человека в философии Средних веков

3. Томизм как учение о гармонии разума и веры

4. Философское учение Пьера Абеляра

5. Гуманистические мотивы философии эпохи Возрождения

6. Антропоцентризм философии Возрождения

7. Социально-исторические предпосылки эпохи Возрождения

8. Соотношение политики и морали в философии Н. Макиавелли.

На занятии студенту необходимо выполнить:

· участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы;

· ответить на вопросы преподавателя;

· сформулировать вопрос докладчику;

· решить предложенные тестовые задания.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.

Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия:

- краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла;

- конспект – 3 балла;

- развернутое выступление – 4 балла;

- доклад, доклад с презентацией – 10-15 баллов;

- тестовое задание – 5 баллов.

Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.

8. Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов):

Основная:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 59 – 78.

2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004. Вводное слово. с. 22 – 79.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. Ч. I, Гл. 1, с. 65 – 86.

4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. II, Гл. 4, с. 70 – 83.

Дополнительная:

1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php

2. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st009.shtml

3. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st010.shtml

4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/02.php

5. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» 2003. с. 329 – 781.

Подпись автора методической разработки: ___________

«31» мая 2012 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: