Хайдеггер называет свою концепцию «фундаментальной онтологией». Ясно, что слово «онтология» употреблено здесь совсем не в традиционном своем значении. В классической философии «онтология» - учение о бытии, о том, как на самом деле, независимо от нашего восприятия устроен мир. У Хайдеггера, ученика Гуссерля, такой онтологии быть не может. Его философия, если угодно, так же «субъективна», так же рассматривает мир с точки зрения конкретного человеческого субъекта.
Чтобы понять Хайдеггера, нужно прочитать слово буквально: «онто-логия», - «логос к бытию» (понимая «бытие» в вышеописанном хайдеггровском смысле).
- «Речь, обращенная к бытию»,
- «вопрошание бытия»,
- «диалог с бытием» (когда бытие (язык) уже нечто сказало, а человек отвечает)
Или даже «речь самого бытия»
Вот это вот отношение человека (присутствия) к бытию Хайдеггер и называет «фундаментальной онтологией». А «фундаментальная» она потому, что Хайдеггер полагает, что нашел некое основание, - основание более глубокое, чем все, о которых знали и говорили раньше. Это основание лежит не в мире, как внеположной сознанию реальности (не в мире как природе, как ее понимают философы 17-го, 18-го веков), а в человеке. Но глубже человека.
Хайдеггеровская мысль обнаруживает иную, новую глубину, пройдя сквозь человека. Глубину языка (некого языкового измерения нашего бытия). Язык антропомерен, зависим от человеческой деятельности, но он человеку не подчиняется.