Формирование характера

Формирование характера начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны годы раннего детства, когда закладываются его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие воспитательные воздействия будут преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целена­правленное воспитание. Основу воспитания составляют нравственное развитие, убеждение, личный пример, включение человека в раз­нообразные формы общения и усложняющиеся виды деятельнос­ти — игровую, учебную, трудовую и другие, а также учет природных задатков, индивидуальных и возрастных особенностей. Велико зна­чение личности воспитателя, его характера и примеров поведения, которые он показывает другим. Усилия родителей или учителей в воспитании какой-либо черты характера могут оказаться тщетны­ми, если она не присуща им самим.

Первые ростки характера человека формируются в семье. Се­мья — это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми. В семье про­исходит усвоение социального опыта, развитие и расширение отно­шений ребенка к окружающему миру, людям, живой и неживой при­роде. В одних семьях — это отношения с позиций добра и красоты, в других они основаны на злобе и зависти. В зависимости от стиля семейного воспитания потребности детей в любви, уважении, при­знании удовлетворяются в разной степени, так же как и их стрем­ление к самостоятельности. В характере каждого ребенка, отража­ются все особенности семьи, семейных отношений и стиля вос­питания. Например, гиперпротекция способствует формированию изнеженного, несамостоятельного характера, при авторитарном сти­ле будут усваиваться жесткие формы воздействия на людей. Пси­хологически обоснованным и рекомендуемым стилем воспитания характера является демократический стиль со средним, необходи­мым уровнем опеки, психологической поддержкой ребенка, укреп­лением его веры в свои силы и способности.

Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортив­ной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных отношений, в которых продолжает развиваться характер.

Главным условием формирования характера в деятельности яв­ляется высокий уровень мотивации, понимание ее важности и необ­ходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание ее решить. Интересный вопрос побуждает к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных состояний при преодо­лении трудностей будет закрепляться в характере как его актив­ность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую роль в воспитании характера школьников играют чтение, занятия художе­ственным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнооб­разные виды деятельности, расширение социальных контактов фор­мирует новые типы отношений и новые черты характера

На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент как интег­ральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения че­ловека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формиро­вания тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, воле­вых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Импульсивное поведе­ние, вызываемое высокой динамичностью движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно сформиро­ванных механизмов выдержанности и самообладания. В этом смысле Л.С. Выготский называл темперамент наличной предпосылкой вос­питательного процесса, а характер — его конечным результатом.

Характер складывается под влиянием многих факторов, но глав­ная и решающая роль в его становлении принадлежит самому че­ловеку. При воспитании характера важно как можно раньше вклю­чать детей в процесс самовоспитания. Установлено, что когда тре­бования к ребенку становятся его собственными требованиями к себе, добиться от него желаемых форм поведения значительно лег­че и они скорее приобретают устойчивость, превращаясь в черты характера. Самовоспитание характера предполагает ориентацию на определенную модель, формирование желаемых черт и свойств и преодоление негативных, для чего приходится решать непростую задачу — разобраться во внутреннем строе своего характера. Путь к этому лежит через осознание собственных действий и поступков, через анализ их мотивов и смыслов. Основным психологическим условием самовоспитания характера является высокий уровень личностного развития. Прогрессивный американский психолог Д. Дьюи писал: «Глубочайшие стороны духовного строя человека определяются тем, как он сам относится к проблемам поведения и взаимоотношения с окружающими». Для самовоспитания характе­ра необходимо наличие особого мотива самосовершенствования, который говорит о зрелости и высокой духовности личности.

Контрольные вопросы

1.Почему говорят, что характер человека представляет собой един­ство индивидуального и типического?

2.Каковы основные типы характерообразующих отношений человека
к действительности?

3.В чем заключаются различия между чертами личности и чертами
характера?

4.Какие основные свойства характера вы знаете?

5.В чем проявляется взаимосвязь между темпераментом и характером?

6.Как можно сформулировать основные закономерности воспитания
и самовоспитания характера?

Тестовые задания

1.Создателем характерологии как науки о характере считается...

A.Теофраст.

Б. А.Ф. Лазурский.

B.Б.Г. Ананьев.

Г. К.К. Платонов.

2. Как называются резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы?

A.Психопатия.

Б. Акцентуация.

B. Дезадаптация.

Г. Отклонение.

3. Какое из приведенных утверждений является ошибочным?'

A. Характер проявляется в быстроте и прочности усвоения знаний.

Б. Характер проявляется в способности преодолевать трудности.

B. Характер проявляется в действиях и поступках человека.

Г. Характер проявляется в вербальном и невербальном поведении.

4. Решающее значение для формирования характера имеет...

A. Обучение.

Б. Воспитание.

B. Поощрение.

Г. Наказание...

Глава 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: