В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения, познания, надсознательные надындивидуальные явления.
В основе надсознательных надындивидуальных явлений лежит существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А.Н.Леонтьев), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций социальных норм и т.п.
Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается и не контролируется им.
þ Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация, определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, то есть социотипические неосознаваемые особенности поведения.
В проявлении неосознаваемых социотипических особенностей поведения человек и группа выступают как одно неразрывное целое.
|
|
При исследовании этих проявлений выявляют те существенные в культуре эталоны и стереотипы, через призму которых люди судят о представителях других этнических и социальных групп и ориентируясь на которые вступают с этими представителями в контакты.
þ К таким этническим стереотипам относится, например, представление о педантичности всех немцев или вспыльчивости всех итальянцев и т.п.
Социально-типическое в личности находит отражение в таких взаимосвязанных понятиях как социальный и национальный характер.
Природу социального характера анализирует немецкий социальный психолог, философ и психоаналитик Эрик Фромм (1900 - 1980). Его анализ работ в этом направлении показывает, что работы, ведущиеся в пределах исследования взаимоотношений личности в системе «роль-для-всех», дают представления прежде всего об адаптивных моделях поведения личности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Если характер большинства людей данного общества, то есть социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества.
& Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; [пер. с англ. Г. Ф. Швейника, Г. А. Новичковой]. - М.: Акад. проект, 2008. - 253 с.
Фромм, Э. Характер и социальный процесс / Э. Фромм. // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 48—54.
|
|
Фромм, Э. Отчуждение и душевное здоровье / Э. Фромм. // Психоанализ и культура. - М., 1995. - С. 429 - 443.
_______________________________________________________
! Задание 4.2. 1). Дайте определение понятию «национальный характер».
2). Приведите примеры этнических стереотипов.
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 308 - 309.
_______________________________________________________
Социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях.
4.3. Личность и социальная группа
Как было уже отмечено в п. 1.4, при исследовании личности как элемента развития социальной системы она получает содержательную характеристику – это общественные функции – роли, которые усваиваются ею в процессе социализации.
Мид Джордж Герберт (1863 – 1931), американский философ, социолог, социальный психолог ввел в социальную психологию понятие роли. Он рассматривал социальную реальность как совокупность социальных ситуаций, а мышление как орудие приспособления к ним. Как основоположник интеракционизма Дж.Мид раскрыл роль социальных взаимодействий в процессе формирования «Я». Под «Я» понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма.
Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.
Мид различает два аспекта формирования самости:
1. Я (I) – это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
2. Мне (Me) – это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.
! Социальная роль – социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений[31].
! Статус (от лат. status – положение, состояние) – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии[32].
& Ананьев, Б.Г. Социальная ситуация развития личности и ее статус / Б. Г. Ананьев. // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2001. – С. 319 - 324.
! Позиция (от лат. pozitio) – это 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках;
2) интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуры.
! Позиция социальная – это 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения (в этом значении социальная позиция синонимична понятию статус);
|
|
2) взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах[33].
! Социальная группа – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.)[34].
Движущей силой развития социальной группы являются межличностные отношения.
Социальные роли проявляются в группе и анализируются на трех уровнях исследования личности: квазипсихологическом («роль для всех»); интерпсихологическом («роль для группы») и интрапсихологическом («роль для себя»).
_______________________________________________________
! Задание 4.3. 1). Проанализируйте и опишите ролевое поведение личности на вышеназванных трех уровнях.
2). Нарисуйте уровневую структуру межличностных отношений в малой социальной группе по А.В.Петровсокму.
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 325 – 335; 328 - 329.
_______________________________________________________
4.4. Ролевые теории личности
Ролевые теории личности представлены в социологии и психологии.
Немецкий психолог, философ и педагог Эдуард Шпрангер (1882 – 1963) в зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) - шесть основных человеческих типов:
1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого главная ориентация в жизни – осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей;
2) экономический – ищущий пользу в познании;
3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме;
|
|
4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к другим людям;
5) политический – стремящийся к духовной власти над другими;
6) религиозный – ориентирующийся на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.
На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж.Холланда.
Линтон Ральф (1893-1953) - американский антрополог, один из лидеров культурной антропологии. Его основная работа «Изучение человека» (1936) была попыткой достичь синтеза антропологии, психологии и социологии в рамках единой дисциплины, изучающей человеческое поведение во всей его полноте.
В этой работе культура понималась как совокупность форм поведения, общих для большинства членов общества и усваиваемых ими в процессе обучения. Культура разделялась на «внешнюю» (доступные наблюдению поведенческие аспекты культуры) и «скрытую» (установки, эмоции, ценности и т.д., лежащие в основе культурного поведения). Для анализа социальных явлений и процессов Линтон разработал концепцию статусов и ролей.
Статус (или позиция) понимался как структурная единица и определялся как место индивида в социальной структуре, характеризующееся совокупностью определенных прав и обязанностей; статус может быть предписан индивиду от рождения (например, в кастовой системе) или достигаться усилиями индивида. Роль определялась как динамический аспект статуса: «Индивиду социально предписан опр. статус, и он занимает его по отношению к другим статусам. Когда он принимает права и обязанности, конституирующие статус, и приводит их в действие, он выполняет роль»[35]. Данное Линтоном определение роли признано классическим; последующая его разработка связана с именами Парсонса, Т. Ньюкомба и др. Линтон разграничил два типа ролей: «актуальные» (фактически выполняемые) и «идеальные» (нормативные культурные паттерны, на которые должно быть ориентировано поведение в данном статусе). Целостная совокупность идеальных ролей образует социальную систему.
В этой же традиции американский психолог Т. Шибутани. Он различает 2 типа ролей: конвенциальные и межличностные.
Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации, межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.
þ Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Но каждый человек ежедневно исполняет много ролей. С определенным положением в обществе соотнесен ограниченный набор взаимосвязанных ролей. Врач, например, осматривает пациентов, инструктирует медсестер, консультируется с коллегами, обсуждает ряд вопросов с госпитальной администрацией и т. п. Чем дальше он отходит от ситуаций, связанных с медицинским обслуживанием, тем менее ясными становятся его обязанности. Но поскольку общество высоко оценивает его услуги, врач обладает значительным престижем. Даже в совершенно неофициальной обстановке к нему обращаются так, как того, видимо, заслуживают люди данной профессии.
Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
Концепция распределения ролей у американского социолога, главы школы структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902—1979) - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.
Согласно оценкам Т.Парсонса любая роль описывается пятью основными характеристиками:
1. Эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности.
2. Способом получения – одни предписываются, другие завоевываются.
3. Масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта.
4. Формализацией – когда действие происходит в строго установленных правилах либо произвольно.
5. Мотивацией – различные действия могут быть объяснены разными мотивами – направленными на общее благо, личную выгоду и т.д.
Существуют ролевые теории Т. Сарбина, М. Дойча и Р. Краусса, Э. Гоффмана; теория референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа, Г. Келли, Р. Мертона. Известны психодинамические ролевые теории личности в социальной психологии: структура личности по К. Юнгу, эго-психология Хартманна, трансактный анализ Э. Берна и др.
Освоение ролей происходит в процессе социализации.
! Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности[36].
Социализация индивида как интериоризация социальных форм поведения представлена в концепции Л.С.Выготского.
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 360 - 364.
_______________________________________________________
! Задание 4.4. Попробуйте составить классификацию ролевых теорий и представить ее в виде таблицы или схемы, опираясь на интернет источники.
_______________________________________________________