Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Чем определяется рыночная цена, на каком уровне она устанавливается? Различные экономические школы, каждая по-своему давали ответы на эти вопросы. Представители классической политэкономии XVIII в. и начала XIX в. отводили особую роль предложению, полагая, что цены основываются на издержках производства.

Школа маржиналистов, сформировавшаяся во второй половине XIX в. делает акцент на спросе, который предъявляют потребители на рынке покупая товары по ценам, равным их предельной полезности. Один из представителей этой школы, С. Джевонс, приводил в качестве аргумента такой пример. Он спрашивал: потому ли ныряют в море за жемчугом, что жемчужины обладают большей ценностью, или жемчужины обладают большой ценностью потому, что за ними нужно нырять в море? Если ловец достанет простой камень, его труд не будет иметь никакой стоимости. Следовательно, именно полезность жемчужины лежит одновременно в основе и цены этой жемчужины, и цены труда ловца.

Однако в конце XIX в. основоположник неоклассического направления выдающийся английский экономист А. Маршалл (1842-1924) доказал, что в формировании рыночной цены одновременно участвуют и предложение, и спрос, подобно тому как в разрезании бумаги участвуют оба лезвия ножниц.

Альфред Маршалл (1842-1924) основоположник ценовой теории

Начало изучению предмета этой главы было положено в трудах великого английского экономиста Альфреда Маршалла. Его учебник «Принципы политической экономии» (1890) лег в основу экономического образования на целых полвека – до 40-х гг. нашего столетия. Большую часть жизни Маршалл преподавал экономику в Кембриджском университете (США). Его самый знаменитый ученик, Джон Мейнард Кейнс, называл Маршалла «величайшим экономистом XIX в.». Интересно отметить, что сам Дж. Кейнс был признан ученым, оказавшим наибольшее влияние на экономическую мысль в XX в.

Известность А. Маршаллу принесло обобщение теорий экономистов классической школы: Адама Смита, Давида Риккардо, Джона Стюарта Милля (классиками их называли современные экономисты, так как именно их теории господствовали в течение 75 лет после публикации «О причинах богатства народов…»). Несмотря на то, что с момента публикации «Принципов политической экономии» прошло 100 лет, анализ рыночных сил, данный в этой книге, до сих пор актуален для объяснения экономических явлений.

Согласно теории А.Маршалла, экономические процессы могут быть объяснены в терминах равновесной рыночной цены. Значительным вкладом Маршалла в экономическую теорию явилось разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом. Сравнивая эти два фактора с лезвиями ножниц, он доказывал, что ни один из факторов не может функционировать без другого. Но точно так же как у ножниц лезвия движутся по-разному в зависимости от их положения, так же и значимость влияния предложения и спроса меняется во времени. На краткосрочном отрезке количество производимых товаров более или менее постоянно (ожидаемый урожай с уже посаженных растений, план выпуска продукции предприятий и т.д.). Следовательно, большую роль в определении их цен будут играть колебания спроса. В долгосрочной перспективе верно обратное. И фермеры, и предприниматели могут увеличить или сократить производственные мощности в соответствии с потребностями рынка. В этом случае предложение будет оказывать большее влияние на формирование рыночных цен.

Для того, чтобы описать этот процесс, надо свести вместе продавцов и покупателей и показать соответствующие кривые спроса и предложения, которые отражают их интересы.

Рассмотренные выше функции спроса и предложения, каждая в отдельности односторонне характеризуют рынок данного товара. Для того, чтобы понять, как функционирует рыночный механизм в целом необходимо проанализировать взаимодействие спроса и предложения.

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Одни намереваются купить товар дешевле, а при той же цене – приобрести товар более качественный. Другие, руководствуясь своими интересами, рассчитывают дороже продать произведенную продукцию. Чаще всего покупатель и продавец достигают согласия.

Ситуация, когда планы покупателей полностью совпадают с планами определенной группы продавцов, так что при данной величине предложения формируется соответствующий объем спроса, называется рыночным равновесием или, рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения. Совмещая на едином графике линии спроса (D) и предложения (S), получаем графическое изображение равновесия в координатах «цена – объем» (см. рис. 5.22).

Точка Е (от лат. equilibrium) отражает возникновение равенства между объемом спроса и объемом предложения. В этой точке пересекаются кривые спроса и предложения, ей соответствуют равновесная цена (Pe) и равновесный объем (Qe).

Цену, по которой покупатели готовы приобрести товар, ранее мы назвали ценой спроса. Цену, по которой производители готовы поставлять на рынок свою продукцию, ранее мы назвали ценой предложения.

За этими ценами скрывают разные экономические интересы покупателей и продавцов. Совпадение их интересов приводит к формированию рыночной цены. При равновесной цене на рынке наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qd = Qs), при равновесном объеме – равенство цен производителя и потребителя (Pd = Ps).

В точке равновесия Е рынок сбалансирован, ни у кого из рыночных агентов нет стимулов к изменению ситуации. Это означает, что рыночное равновесие обладает свойством устойчивости – в случае возникновения неравновесного состояния рыночные агенты мотивированы к возвращению рынка в равновесие.

Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает изменение соответствующих функций и сдвиг соответствующих кривых: спроса и/или предложения. Рыночный механизм обеспечивает изменение параметров на свободном рынке до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока на рынке не сравняются предлагаемое и требуемое количество товаров. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избытка товаров и, следовательно, нет давления на цену, которое могло бы ее изменить.

В общем виде взаимодействие спроса и предложения может быть изображено следующим образом (рис. 5.23).

Рис. 5.23 Взаимодействие спроса и предложения

И только в точке равновесия (Е) величина спроса уравновешивается с величиной предложения: Qd(Pe) = Qs(Ps).

В экономической теории существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Рис. 5.24 Концепции формирования равновесной цены
б) по А. Маршаллу

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене P1 (рис. 5.24а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 – Р2. Маршалл исходил из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (рис. 5.24б). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный – моделью А. Маршалла.

Функции спроса и предложения Л. Вальраса имеют вид: Qd = F(P); Qs = f(P), а условием равновесия является равенство Qd = Qs.

У Маршалла функции спроса и предложения имеют вид: Pd = f(Q); Ps = f(Q), а условием равновесия равенство Pd = Ps.

Современная экономическая теория использует для анализа модель рыночного равновесия Л. Вальраса и графические иллюстрации функций спроса и предложения А. Маршалла.

Анализируя, механизм установления рыночного равновесия и Л. Вальрас и А. Маршалл, пришли к выводу о том, что в случае, когда кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения – положительный возникает устойчивое рыночное равновесие.

Рыночное равновесие считается устойчивым, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под влиянием лишь своих эндогенных (внутренних) факторов. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка.

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время – Т, а на оси ординат – цену – P. Когда отклонения от равновесной цены (например, Р1, Р2) постепенно выравниваются на уровне РЕ, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (рис. 5.25а), относительное – при небольших отклонениях от нее (рис. 5.25б).

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом (рис. 5.26а) устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис. 5.26б), то устойчивость носит глобальный характер.

Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени ТЕ (рис. 5.27а). Если колебания носят равномерный или взрывной характер (рис. 5.26б), то цена равновесия не формируется.

Т

Простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие, является паутинообразная модель (рис. 5.28). Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем.

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений, типичных для сельскохозяйственного производства. Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резервов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка. Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D (см. рис 5.28а). Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер.

E
S

Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предложения S (рис. 5.28в). В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

Возможен, наконец, и такой вариант (рис. 5.28б), когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Нестандартный вид кривых спроса или предложения, а также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг предполагают возможность отсутствия точек равновесия в положительном диапазоне значений цены или количества, а также существования более чем одной точки равновесия (см. рис. 5.29).

Случай а) предполагает рынок товаров, производство которых технически возможно, но экономически нецелесообразно из-за очень высоких издержек. На таком рынке равновесие достигается при нулевом объеме выпуска, т.к. при любом положительном объеме производства цена предложения будет выше цены спроса. К такому рынку можно отнести, например, рынок услуг «космического туризма».

Случай б) возможен на рынке труда, где кривую предложения иногда изображают в виде дуги. Это объясняется тем, что после достижения определенного уровня заработной платы предложение труда снижается. Если при этом кривая спроса имеет нормальный убывающий вид, возможно существование двух точек равновесия.

Модель рынка, описывающая взаимосвязи ее переменных за некоторый фиксированный период времени (год, неделя и т.д.) называется статистической. Введение в модель зависимости спроса, предложения цен во времени преобразует ее в динамическую модель.

Способ и скорость достижения рынком динамического равновесия будут зависеть от соотношения первоначальной и новой цены равновесия, а также от рассматриваемых отрезков времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: