Политические и правовые идеи средневековых ересей

* Ересь – религиозное учение, основанное на базовых постулатах ортодоксальной религии, не признаваемое ею.

* Причины возникновения: несоответствие представлений беднейших слоев населения и позиции ортодоксальной церкви

Богомилы (“милые богу люди”, “христиане”). Х в. в Болгария

*Новый завет:

- Дьявол (злой) – ему принадлежат все царства мира

- Дьявол - и есть богатство.

- Адама изгнали из рая за грехопадение. Заниматься земледелием.

- Земля, как богатство, принадлежит Дьяволу.

- Дьявол взял с Адама “ кабальную запись ” – на него и на все его потомство.

- Феодалы – собственники земли – потомки дьявола.

С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли. Поэтому богатые украшают себя крестами – орудиями казни, особенно церковь, продавшаяся дьяволу.

Надо

* вернуть всю социальную и политическую организацию на догосударственный уровень раннехристианских общин.

К концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге Франции и севере Италии. Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).

Джон Уиклиф ( 1342 - 1384 ).

Профессор Оксфордского университета.

* Осуждал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию.

* Выступал против принципа непогрешимости пап.

Лолларды (Нищенствующие священники).

* передача земель крестьянским общинам

* ликвидация крепостного права.

Учение лоллардов сыграло роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл:

Откуда же взялись их права, если они не были плодом узурпации? Ведь в те времена, когда Адам копал землю, а Ева пряла, не было и речи о дворянах ”.

Реформация в Чехии.

Ян Гус

* против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств.

* 1415 г. – казнь Гуса

* два течения – чашники и табориты.

Чашники:

- ликвидация привилегий духовенства (причащения и хлебом и вином);

- лишение церкви светской власти;

- секуляризация (передача светской власти) церковных богатств;

-признание самостоятельности чешской церкви.

Табориты:

* Против католической церкви и церковной иерархии;

* Уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и т.д.

* Скоро наступит “ тысячелетнее царство ”, в котором все будут равны, и совместно будут решать общие дела.

Борьба с чашниками и отсутствие единства в собственной среде привели к поражению таборитов; но их лозунги вскоре были использованы Томасом Мюнцером во время Реформации в Германии.

Идея народного суверенитета. Марсилий Падуанский (ок. 1280 - 1343 гг.).

Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу “ Защитник мира ” (1324 г.).

Учение о законах и государстве

* Резко критикует теократические теории.

* Основная земная цель человека – мирное, упорядоченное общежитие.

Войны и смуты

* Возникают из-за неправильного представления о сути взаимоотношений церкви и государства, божественного и человеческого законов.

Попытки церкви вмешаться в дела светской власти

- сеют раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию.

Два вида законов.

* Различаются по:

- цели;

- содержанию и

- способам обеспечения.

Человеческий закон

* Цель правда и общее благо, прочность и твердость власти.

* Устанавливает справедливость.

* Обеспечивается принуждением.

* Должен приниматься народом

* Принятые народом законы выражают общее благо.

* Народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал. Эти законы всем известны.

Народ

* “ Совокупность граждан или важнейшая их часть

* Высшая категория граждан – те, кто заботиться об общем благе (военные, священники, чиновники).

* Низшая – те, кто заботиться о своих частных интересах (торговцы, земледельцы, ремесленники).

Народный суверенитет

* Правительство должно избираться тем же, кем закон установлен, т.е. народом.

* Редкая по тем временам идея народного суверенитета.

Божественный закон

- указывает путь достижения вечного блаженства;

- определяет различия между грехами и заслугами перед богом;

- наказания и награды после смерти;

* Судья – Христос.

Свобода совести

* Разграничить сферы и методы деятельности государства и церкви.

* Церковь не должна вмешиваться в “мирские дела” (Христос говорил: “ Царство мое не от мира сего ”).

* Духовенство имеет право только проповедовать, но не принуждать.

* Наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог.

* Церковный суд – не правомерен для земных преступлений.

Марсилий Падуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену ряда привилегий пап.

Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

* Середина XI в. – “ Слово о законе и благодати ” киевского митрополита Иллариона.

Закон

* И юридический и одновременно религиозный термин.

* Предписание, данное человеку либо богом, либо светской властью.

* В Ветхом завете все основано на законе.

* Действие в соответствии с законом приводит к правовому поведению человека, но не приводит к благодати.

* Закон (Ветхий завет) был дан человеку Богом «на приуготование Благодати и Истины», т.е на время духовно несовершенства.

* Точно также как «скверный сосуд» омывается «водой-законом», а потом способен вместить «молоко Благодати».

* «Закон бо предтеча, бо и слуга Благодати и Истине».

* Закон – свет луны, Истина – лучи Солнца.

Закон и истина не противопоставляются друг другу.

* Истина дается через Благодать при крещении.

Благодать

* Новый завет – путь к благодати

* Тот, кто живет согласно постулатам Нового завета, не нуждается в законе как регуляторе земной жизни.

Власть – от Бога.

* Князь – наследник, «причастник» Небесного царства.

* Реализует божественную линию.

* Князь должен быть «единодержцем».

Правосудие

* По справедливости.

* «Мало казни, много милуй». Наказанием многого не добьешься.

Повесть временных лет ” (начало XII в.)

С Рюрика начинается русская государственность, и его наследники – киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей.

Хорошие и плохие князья

* Хорошие живут по христиански (Владимир после крещения)

* Плохие – нет. (Убийца братьев Бориса и Глеба, не заботятся о подданных – восстание в Киеве 1068 г.).

«Поучение» Владимира Мономаха

Мудрый князь

* Должен заботиться о мире в своем княжестве.

* Не забывать об “ убогих ”, не позволять “ сильным ” погубить простого человека

* Быть милостивым в суде.

* Избегать усобиц

* Мудрый князь должен быть верен своему слову, клятве, данной братьям (другим князьям), и избегать усобиц.

* Особенно должен он заботиться о военном могуществе своего государства, быть храбрым воином и ни в чем не давать себе “ упокоя ”.

Судебные функции

* Должен осуществлять «по правде».

Вторая половина XII – первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации.

Слово о полку Игореве

Написано неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.

* Основная идея – идея единства земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы.

Моление Даниила Заточника ”. XII–XIII вв.

(Биографические данные отсутствуют). Автор “Моления” находится в заточении и обращается к основателю Москвы Юрию Долгорукому с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения.

Беды

* Всех “ сирот ” – от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами.

Единовластие князя

* Все проблемы может решить сильный князь:

Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град наш, твоею державою ”.

Орел птица – царь над всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами ”.

* Мудрый и решительный князь, советуется с образованными и умными людьми хотя и незнатного происхождения.

* Советники должны действовать «по правде».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow